Превращая хобби в профессию: Vivat Cathedra режиссуры массовых спортивно-художественных представлений им. В.А. Губанова




 
 

«Искусство должно соседствовать со спортом», — так говорил основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. В 1995 году его слова воплотились в жизнь в стенах Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, который первым в мире стал готовить специалистов по спортивной режиссуре. Коллектив новой кафедры «вырос» из творческой команды гимнастов и волейболистов — друзья вместе готовили мероприятия в начале девяностых, а в середине десятилетия совершили настоящий прорыв, разработав совершенно новую программу в сфере спортивного образования.

Все 25 лет кафедрой режиссуры массовых спортивно-художественных представлений имени В. А. Губанова руководит Елена Кузьмичева, выпускница кафедры волейбола РГУФКСМиТ. По словам коллег, ее кандидатура ни у кого не вызывала возражений, и талант менеджера достойно прошел испытание временем: Елена Вячеславовна сумела найти общий язык с четырьмя ректорами и сохранить педагогический коллектив.

— Она умеет мобилизоваться в короткое время, — отмечает доцент кафедры Александр Дружков, — Как-то Елена Вячеславовна должна была поехать со старшекурсниками на церемонию открытия Малых Олимпийских игр Приволжского Федерального округа — знакомый режиссер попросил помощи. И перед поездкой выяснилось, что специальных металлических кнопок для разметки стадиона нигде нет. Елена Вячеславовна поехала за ними в Питер и сопровождала ящики с кнопками сначала в Москву, потом в Ульяновск.

Александр Дружков — опытнейший сотрудник, работает в нашем университете с 1974 года, сразу с момента выпуска из вуза. Он учился у доцента кафедры гимнастики ГЦОЛИФК Василия Губанова, корифея и «ювелира» режиссуры, который в течение сорока лет организовывал массовые спортивно-художественные представления в СССР. В «бригаде» Губанова Дружков проработал тринадцать лет и, по собственному признанию, полностью копировал учителя, пока не выработал свой собственный стиль.

— Губанов меня потом познакомил с Борисом Петровым — главным режиссером, который два десятилетия возглавлял стадионно-праздничное движение в стране. Хотя он моложе Губанова на десять лет и тоже у него когда-то учился. Один раз Петров приехал на репетицию, которую я вел, и спрашивает Губанова: «Вась, а кто это? И почему он говорит, как ты»? А я это делал с самого начала, намеренно, поскольку понял, что лучше «дедушки» никто по микрофону разговаривать не умеет, слушают только его. Я и слова его повторял, и интонации, и так же паузы держал…

Первую «сольную» постановку Александр Дружков сделал в 1987 году, а потом приглашения посыпались один за одним. В первую очередь от самого Петрова — в тандеме с ним Дружков потом проработает много лет.

Если для Василия Губанова постановка представлений была по большому счету хобби, то Александр Дружков приложил все усилия, чтобы это стало профессией. Вместе с коллегами по РГУФКСМиТ Еленой КузьмичевойСветланой КонстантиновойЕленой Жариковой и Анастасией Томашевич он начал работу над новой образовательной программой. В ее основу заложили фундамент из архивов Василия Губанова и Бориса Петрова,, а строили уже на своем эксклюзивном опыте.

В 1996 году Дружков работал на Первых зимних детских играх олимпийских надежд и построил спортивный праздник по сказкам Пушкина: пятилетние хоккеисты вышли в образе 33 богатырей, а маленькие гимнастки-художницы изобразили белочек. Идея соединить спорт с творчеством Пушкина позже поразила педагога Московского государственного университета культуры, куда все пятеро основателей кафедры режиссуры пошли за вторым образованием.

— Когда пришли туда поступать, завкафедрой попросил показать работы. Он спросил: «Чему вы пришли учиться, вы же все умете?!» — рассказывает доцент кафедры Светлана Константинова. — С Александром Дружковым я впервые встретилась после первого курса на репетиции перед Спартакиадой СССР. Нас стояло 1536 человек на поле — гимнасты, акробаты, художницы из 24 вузов страны. И все были в него влюблены — так себя вел, так тепло относился к людям. Очень интеллигентный, выдержанный, уравновешенный, его слово в любых конфликтных ситуациях решающее.

Светлана Константинова тоже окончила кафедру гимнастики ГЦОЛИФК. Она интересуется аэробикой, акробатикой, художественной и эстетической гимнастикой, цирком и балетом. С первого дня существования кафедры Светлана Евгеньевна ведет у студентов творческую практику и одной из главных своих задач считает воспитание у студентов чувства вкуса:

— Это такое сложное понятие… Чтобы привить чувство вкуса, нужно смотреть, анализировать, делать выводы.

Константинова не только очень сильный педагог, но и ведущий режиссер-постановщик на кафедре — достаточно вспомнить блеснувшую на столетии университета пирамидальную «Вазу». На сегодняшний день она лидировала в постановочной работе более 150 программ — в том числе на церемониях открытия и закрытия международного турнира по легкой атлетике «Московский Вызов», на XXIII чемпионате Европы по самбо и на праздничных программах пяти юбилеев РГУФКСМиТ.

— Иногда думаешь о каком-то номере и никак не можешь найти решение — голова забита. И идея приходит ночью. Так придумала выступление циркового артиста, который взлетал из прозрачного шара и в него же приземлялся. Утром рассказала на кафедре, и мы решили рискнуть. Использовали это на открытии фестиваля борьбы в Лужниках, — вспоминает Светлана Константинова.

Команда первооткрывателей кафедры режиссуры работает на ней и сегодня. Но дружный коллектив пополнился и несколькими высококлассными специалистами. Среди них — старший преподаватель Сергей Махно — театральный режиссер и знаток кино, обладатель специального музыкального образования, выпускник ГИТИСа, ученик режиссера Георгия Анисимова и величайшего авторитета в мире оперы Бориса Покровского. В девяностых Сергей Михайлович переехал из северного Казахстана в Москву, где участвовал в съемке первой волны телевизионных клипов. 

— Он потом под Новый год ходил по всем подразделениям ГЦОЛИФК с идеей к празднику сделать художественно-озорную короткометражку. Предлагал сценарий и костюмы. Все поначалу не очень охотно, но соглашались. И когда на сцене УСЗК минут сорок шли клипы — это была феерия! Он провел семь таких фестивалей и несколько лет был самым известным человеком в нашем вузе, — вспоминает Александр Дружков.

На кафедре Сергей Махно ведет предмет «Основы классической режиссуры и мастерства актера» у студентов всех курсов:

— В 2002 году меня пригласили прочитать курс лекций, потом провести практику. Понравилось, и я остался. Я человек из театрального мира, и меня здесь приятно поразила отработанная методика. В творческих вузах сначала все в свободном полете, а здесь, где речь идет о работе с массами, пошаговая система, по сути мультипликация: ты держишь в голове рисунок, люди выполняют действия, а зрители видят образы.

По словам Сергея Махно, из стен кафедры выходят режиссеры, которые могут работать и в театре, и в кино. И даже студенты средних курсов способны решать уникальные задачи по постановке массовых представлений:

— Один знаменитый режиссер делал на юбилей Москвы гигантское представление на Красной площади. Он знал, что ему нужно, но не владел технологией работы с массами. Долго мучился, в результате вышел на нас. Мы дали двух студенток третьего куса, и они ему за два дня сделали то, что он не смог за неделю: просчитали технологию, разбили всю Красную площадь на квадратики, простроили маршрут каждого участника. При этом репетиции заняли всего несколько часов. Он был в восхищении!

А еще Сергей Махно — художественный руководитель и главный режиссер молодежного театра РГУФКСМиТ. 

— Великолепный педагог, — восхищается Александр Дружков. — Он встречается всего раз в неделю с каждым курсом и при этом ухитряется со студентами ставить спектакли, правда, тратит на них свое личное время. Таких спектаклей уже около десятка, и даже по сравнению с театральными училищами, где актерским мастерством занимаются сутками, все выглядит очень прилично, о чем свидетельствуют его знакомые педагоги и выпускники профильных вузов. 

Елена Жарикова родилась в Беларуси. В юности играла в областной сборно по волейболу, а первое профессиональное образование получила за компанию с друзьями по команде — технолог сварочного производства. Мечта о тренерской деятельности привела ее в ГЦОЛИФК на кафедру волейбола, которую она окончила с отличием.

— Поступила в институт на дневное отделение, но тренером не стала — развалился СССР, и тренеры никому не были нужны. Закончила аспирантуру, а тут новая кафедра образовалась. И Елена Вячеславовна, которая была у меня куратором и руководителем диссертации, сказала: «Я тебя забираю с собой».

Елена Леонидовна преподает «Основы режиссуры спортивно-развлекательных программ» и подвижные игры в рамках общего курса, ведет специализацию по спортивной анимации, «Теорию и историю культурно-досуговой деятельности», а еще ежегодно готовит третьекурсников к педагогической практике в школе.

В 1996 году на Первых детских олимпийских играх в Москве Елена Жарикова выступала комментатором по волейболу. А еще в течение двух лет вела детскую передачу «Сразись с чемпионом» на ТВЦ:

— Учили детей играть в вышибалы и в классики. Там познакомилась с Дмитрием Губерниевым, который начинал свою деятельность с этого канала. А моим ТВ-учителем был Кирилл Набутов, ведущий ряда программ на НТВ.

Еще один профессиональный тренер, перебравшийся в стан режиссеров, — Леонид Быков. Выпускник кафедры гимнастики ГЦОЛИФК, цирковой артист в прошлом и тренер базирующейся в нашем университете спортшколы в настоящем. На арене он выступал в сложнейшем жанре «турники»: руководил номером на сделанной по собственному эскизу конструкции. Работал без праздников, выходных и больничных. Такой образ жизни выдерживают немногие, но Быков с труппой 12 лет успешно гастролировал по стране и миру:

— Побывал в 20 странах, посмотрел жизнь, людей, это очень нужно. В Америке полтора года жил в поезде — это старинный цирк на колесах, Ringling Bros, он существовал почти два столетия. Все животные тоже жили с нами — у нас в программе было 25 слонов. В метро в Нью-Йорке от нас шарахались, потому что от нас пахло зверинцем. Даже места уступали, думали, что мы социально незащищенные… 

Несмотря на искреннюю любовь к цирковому искусству, Быков признается, что работать нигде за рубежом он бы не остался:

— Наш цирк самый лучший. Самый чистый, самый красивый, самый сложный… и низкооплачиваемый. Это очень больно, на самом деле.

В университете Леонид Андреевич отвечает за реквизит и декорации, ведет занятия по гимнастической, акробатической, батутной подготовке студентов, консультирует их самостоятельные постановки и проводит мастер-классы по аудио- и видеомонтажу. Он бережно хранит собственноручно отснятый видеоархив, в котором режиссерские работы кафедры за 25 лет: самые яркие постановки, результаты зачетов и экзаменов по актерскому мастерству, сценической речи, танцам, гимнастике и т. д. и т. п. Это огромное подспорье в обучении, ведь возможность на себя взглянуть со стороны — главное условие движения вперед.

Елена Салахудинова тоже на кафедре с середины 90-х — в 1995 начинала как старший лаборант, потом здесь же получила высшее образование и теперь ведет занятия по аниматорскому направлению. Елена Сергеевна давно интересуется психологией и умеет располагать к себе студентов — по словам коллег, у нее очень добрые и теплые взаимоотношения со всеми курсами.

 

Анастасия Томашевич — выпускница кафедры методики комплексных форм физической культуры РГУФКСМиТ. Занималась волейболом и гимнастикой, окончила курсы по шейпингу и аэробике. Ее как разносторонне подготовленного человека пригласили на кафедру вести подвижные игры, основу второго профиля выпускников кафедры — спортивной анимации.

 

Старший преподаватель кафедры Екатерина Корнюшина приехала в Москву относительно недавно — в 2013 году, сразу после того, как с отличием окончила Волгоградский государственный институт искусств и культуры. Она ведет занятия по семи дисциплинам, среди которых «Современная праздничная культура», «История театра» и «Сценическая речь». Екатерина Олеговна пользуется заслуженной популярностью у студентов всех курсов и вдохновляет их на участие в различных мероприятиях. Она регулярно выступает на научных конференциях, заканчивает работу над диссертацией, а еще стала незаменимым работником приемной комиссии РГУФКСМиТ.

 

Старший преподаватель кафедры Наталия Загоровская — выпускница кафедры режиссуры, преподаватель подвижных игр. На ней — вся отчетная кафедральная документация и огромная работа по делопроизводству. В составе режиссерско-постановочной группы Наталия Владимировна участвует в проведении церемоний открытия и закрытий соревнований и массовых праздников разного уровня — от московских до международных.

Кафедра режиссуры массовых спортивно-художественных представлений гордится своими выпускниками, многие из которых добились заметных успехов на творческом поприще. Среди ярких примеров  режиссер Большого московского цирка, капитан команды КВН Высшей лиги «Цирк», Заслуженный артист РФ Борис Никишин, директор подольского физкультурно-спортивного комплекса «Ирида» и тренер футбольной команды ДЮСШ «Подолье» Александр Трошин, призер всероссийского конкурса лучших кадровых проектов Минтруда и соцзащиты РФ, экс-заместитель председателя правительства Забайкальского края при Правительстве РФ Антон Цикунков, известный хореограф-постановщик Мария Раскина и многие другие.

 

Кафедра режиссуры массовых спортивно-художественных представлений им. В.А. Губанова

 





Новости и события:


«У меня карьера только начинается. Но учеба для меня тоже важна». В РУС «ГЦОЛИФК» прошла встреча с призером Олимпийских игр 2024 Дианой Шнайдер



На старт! Внимание! Спартакиада! В РУС «ГЦОЛИФК» стартует прием заявок на Комплексную Спартакиаду 2024/2025!



Конкурс на получение Повышенной государственной академической стипендии в РУС «ГЦОЛИФК»