Кафедра биомеханики и естественнонаучных дисциплин




Кафедра была образована 1 февраля 1996 г. Создание кафедры было вызвано тем, что в Государственные образовательные стандарты ВПО второго поколения по направлениям подготовки, развиваемым в вузах физической культуры, был введен блок общих математических и естественно-научных дисциплин. Введение такого блока определялось необходимостью приближения российской системы образования к общемировой модели подготовки специалистов с высшим образованием и необходимостью повышения значимости научного компонента в системе высшего профессионального образования.

На кафедре ведется научная работа по нескольким направлениям:
  • совершенствование процесса обучения студентов по учебным дисциплинам кафедры (в рамках научной специальности 13.00.08);
  •  формирование профессиональной компетентности специалистов в высших учебных заведениях сферы физической культуры и спорта на основе информационных технологий;
  • закономерности формирования и совершенствования спортивных движений на основе биомеханических технологий (в рамках научных специальностей 01.02.08 — Биомеханика, и 13.00.04).

За последние 5 лет кафедра выпустила 9 кандидатов и 1 доктора наук, в том числе степень кандидата педагогических наук получили преподаватели кафедры Конюхова Г.П., Бритвина В.В. и Иванников Г. Ю. Также в настоящее время научными исследованиями занимаются 1 докторант, 2 аспиранта и 2 соискателя.

На кафедре ЕНД всегда реализовывалась направленность на компьютеризацию учебного процесса и научных исследований. Кафедра располагает тремя компьютерными классами. На их базе осуществляется обязательное изучение курсов по информатике, разработанных для студентов всех факультетов очной и заочной форм обучения, аспирантов, слушателей Института повышения квалификации и переподготовки кадров. В компьютерных классах создана локальная сеть, позволяющая индивидуально контролировать с сервера преподавателя выполнение учебных заданий студентами в процессе семинарских занятий, оперативно оказывать помощь студентам в выполнении заданий.

Учебные занятия по дисциплинам, закрепленными за кафедрой, проводятся как в традиционных формах — лекции и семинарские занятия, так и в специфических, проверенных на практике — расчетно-графические работы (физика, математика, информатика). Разработаны самостоятельные работы по темам, недостаточно изучаемым в ходе традиционных занятий. Преподаватели кафедры постоянно работают над созданием учебных пособий. За время своего существования разработаны и изданы программы по всем дисциплинам, написанные в соответствии с дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта второго поколения.

Преподавателями кафедры разработаны и используются в учебном процессе на семинарских и практических занятиях по учебным дисциплинам кафедры:

  • электронные учебники с блоками тестирования по темам курса;
  • компьютерный физический практикум;
  • компьютерный практикум по информатике;
  • компьютерный мониторинг знаний;
  • этапное и рубежное компьютерное тестирование знаний;
  • расчетно-графические работы по физике, информатике, непосредственно выполняемые на компьютере.

Разработаны мультимедийные лекции по всем учебным дисциплинам кафедры. В Интернете на сайте кафедры имеется доступ к учебно-методическому обеспечению дисциплин кафедры, которое постоянно дополняется и обновляется. На сайте размещены лекции в электронном виде и задания по выполнению расчетно-графических работ по информатике, физике, математике.

По дисциплинам кафедры постоянно внедряются новые формы и методы обучения студентов:
— по математике: разработана (Г.П.Конюхова) и реализуется программа преподавания курса математики, включающая развитие когнитивных способностей студентов и рассчитанная на 22 семинарско-практических занятия (10 минут в рамках обычного семинарского занятия). Развитие когнитивных способностей осуществляется путем выполнения студентами тематических тестов и тренировочных упражнений. Содержательное наполнение упражнений, являясь формирующим и развивающим, соответствует программе по высшей математике и математической статистике. Создана методика обучения математике на основе развития мышления, воображения, памяти и внимания, использование которой не только улучшило качество усвоения учебного материала, но и значительно повысило интерес студентов к процессу обучения. Ведется работа по внедрению данной методики в преподавание других дисциплин естественнонаучного цикла в рамках актуального в настоящее время междисциплинарного направления по применению когнитивной психологии в преподавании. Содержанием программы являются упражнения, направленные на активизацию психических процессов, совершенствование мыслительных операций, осмысление, переосмысление новой информации.
— по физике: переведены на компьютер расчетно-графические работы, составлены стандартные формы компьютерного исполнения задач, разработаны и реализованы на компьютере индивидуальные варианты для выполнения физического практикума (В.Н.Тимошкин, В.Н.Чернякин). Реализован компьютерный контроль знаний и мониторинг текущего усвоения знаний по всем темам курса (М.А.Новоселов, В.Н.Тимошкин). Это особенно эффективно для самоконтроля знаний студентами — спортсменами, которые выезжают на сборы и соревнования. Физика, математика и научно-методическая деятельность являются предметами с устоявшимся содержанием. В то же время информатика — предмет, содержание которого приходится постоянно обновлять в связи с бурным развитием этой отрасли знаний и инструмента их реализации — компьютерных и программных средств. Поэтому в учебном процессе на кафедре реализуется определенная методология организации и иерархии преподавания учебного материала по информатике. Рассматривая в целом систему образования в ВУЗе с позиций информатики и информационных технологий, мы должны признать, что конечной целью подготовки студента должно стать не только конкретное знание некоторых пакетов программ, способов алгоритмирования, возможных элементов программирования или пользовательских приемов в системах телекоммуникаций. Необходимо освоение идеологии компьютерного мира в целом: формализация, моделирование, структурирование, систематизация, преобразование, передача, отображение и т. д. В связи с этим содержание информатики как учебного предмета, по нашему мнению, должна базироваться на трех положениях: мировоззренческом, связанном, в основном, с формированием представлений о роли информации в управлении, о специфике самоуправляемых систем, об общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы; алгоритмическом, связанном с умением поставить задачу и найти программные средства для ее решения; пользовательском, связанном с формированием компьютерной грамотности, подготовкой к практической деятельности в условиях широкого использования компьютерной техники. Наиболее просто дать студентам знания в рамках третьего положения, связанного фактически с освоением пользовательских навыков работы на компьютере. Следующая стадия — это создание программных сред (ПС) учебного назначения в двух модификациях:   проблемно-ориентированные ПС и предметно-ориентированные ПС развивающего и обучающего назначения в конкретных областях знаний. При реализации указанных задач мы выйдем в своей работе на второе и на первое направления информатизации образования, углубляясь в освоении средств третьего направления. В ближайшей перспективе — создание на основе компьютерных классов информационно–предметных сред со встроенными элементами технологии обучения. Здесь будет сделана ориентация на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности студентов информационно–учебного назначения. Естественно, в основе обозначенного подхода лежат технологии мультимедиа, виртуальной реальности, искусственной управляющей и предметной сред. Как первый шаг — создание мультимедийных учебных комплексов, которые будут использоваться наряду с традиционными формами обучения и сохранения информации (учебные пособия и учебники). Для создания таких учебных комплексов возможным решением является использование технологии гипертекстов совместно с Internet/Intranet — технологиями, т. к. это позволяет: отказаться от разработки специального программного обеспечения, а для работы с учебным материалом — использовать широко распространенные браузеры — Internet Explorer и Netsсape Navigator, использовать в учебном материале элементы мультимедиа (звук, анимация, графические элементы), что придает наглядность изучаемому материалу, объединять отдельные части учебного материала в единую комплексную базу с помощью электронных ссылок. Традиционно процесс обучения рассматривается как установление информационно-коммуникационного взаимодействия между преподавателем и студентом. Появление компьютера и на его базе — новых информационных и коммуникационных технологий изменило многовековую форму передачи знаний, изменив ролевые функции преподавателя и студента. Но при этом остались две фазы, характерные для обучения: фаза передачи информации и фаза контроля знаний. Именно здесь преподаватели кафедры видят наибольшие перспективы для дальнейшего совершенствования учебного процесса.



Новости и события:


Внимание всем первокурсникам! Мы продлили выдачу карт с фирменным дизайном РУС «ГЦОЛИФК»



Триумфальное выступление студента РУС «ГЦОЛИФК» на Кубке Европы по самбо!



Отдел аспирантуры РУС «ГЦОЛИФК» объявляет набор на прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук!