Москва, Сиреневый бульвар, дом 4
+7 (495) 961-31-11
Кафедра теоретико-методических основ физической культуры и спорта
Теоретико-методическое осмысление явлений и фактов физической культуры, активизировавшееся в конце ХIХ — начале ХХ века в Европе и в России, стало одной из основных миссий созданного в 1918 году в Москве института физической культуры. Об этом свидетельствует первое «Положение об институте физической культуры», утвержденное коллегией Народного Комиссариата Здравоохранения 29 августа 1919 г. Этим документом институту определены, наряду с задачами подготовки преподавателей и инструкторов по физической культуре, задачи научной разработки вопросов физического воспитания и физического развития человека, подготовки научных сотрудников и научно-консультативной деятельности в области физической культуры.
К чести специалистов, стоявших у истоков формирования у нас в стране системы высшего физкультурного образования, справедливо будет подчеркнуть, что с самого начала они стремились заложить в её фундамент не только чисто утилитарные, но и гарантирующие широкий профессиональный кругозор основы. Уже в год образования института профессор В. Е. Игнатьев преподавал знания основ физического воспитания для первого набора студентов. Теоретико-методические аспекты физической культуры тогда же были представлены и в составе других курсов первых учебных циклов института. Первоначально преподавание теоретико-методических основ физической культуры и спорта носило эклектический характер, её основным содержанием были такие разделы (курсы), как: «система П. Ф. Лесгафта», «Учение о физическом развитии», «Гигиенические основы физического воспитания», «Шведская система», «Сокольская система».
В дальнейшем стремление к обобщенному знанию выразилось в учреждении общепрофилирующей кафедры, ответственной за формирование у будущих специалистов общих основополагающих знаний о сфере профессиональной деятельности, составляющих её единую теоретико-методологическую и методическую основу. В 1924 г. была сформирована кафедра «Теории, истории и методики физической культуры». В 1930 г. она была переименована в кафедру «Теории и методики физического воспитания».
Значение этого факта для развития общетеоретических представлений в сфере физической культуры и спорта и формирования профессионального кредо специалистов трудно переоценить. Особенно если учесть, что в большинстве других стран, в том числе и тех, которые к началу прошлого века уже имели традиции в подготовке профессиональных кадров в области физической культуре и спорта, только несколькими десятилетиями позже подошли к осознанию необходимости формирования аналогичных широко обобщающих теоретико-методических дисциплин и создания кафедр, ответственных за их состояние и преподавание.
Таким образом, нелегкая первопроходческая роль в этом отношении выпала на долю наших отечественных специалистов. Важнейшими же предпосылками к тому, что они справились с нею, послужил высокий уровень развития ряда естественных и гуманитарных отраслей науки, достигнутый в России на рубеже XIX–XX веков, незаурядные профессиональные, гражданстственные и личностные качества деятелей науки, их творческий подъем, энтузиазм, ответственность.
Первый период деятельности кафедры, который условно можно датировать 1918 — началом тридцатых годов, был связан с уточнением границ её учебного предмета, начальным формированием содержания преимущественно на основе сложившихся к тому времени предпосылок.
В этот период в составе кафедры и вокруг нее сосредоточились видные теоретики, методисты и научно-практические работники — В. В. Гориневский (выдающийся соратник и последователь П.Ф.Лесгафта), Г. К. Бирзин, В. Е. Игнатьев, А. А. Зикмунд (ректор института, первым возглавивший кафедру), Л. В. Геркан, В. К. Стасенков и другие.
Примечательно, что в первых кафедральных программах большое место (более 70 учебных часов) уделялось оценочному освещению и сравнительному анализу существовавших в мире и стране различных систем использования физических упражнений (гимнастических, игровых, спортивных), а также сводной характеристике смежных (в частности, гигиенических и биологических) научно-прикладных сведений.
Уже в этот период особое внимание сосредоточилось на формировании общей теоретико-методической концепции физической культуры. Одной из важнейших предпосылок явилось то, что уже сложился отечественный опыт концептуального осмысления явлений физической культуры с широких культурно-воспитательных и образовательных позиций, представленный прежде всего в интереснейшей концепции П. Ф. Лесгафта о физическом образовании. По сути уже в 20-е годы впервые в мире кафедрой была предпринята попытка создания курса общей теории физической культуры.
То, что это не удалось реализовать тогда, было обусловлено отнюдь не творческим потенциалом кафедры, а дефицитом конкретно-исследовательских данных, необходимых для содержательных теоретических обобщений, и другими причинами, в том числе обще-социального характера.
С 30-х годов — что условно можно считать как начало следующего периода в деятельности кафедры — главное внимание сконцентрировалось на разработке и преподавании теории и методики физического воспитания как обобщающей научно-прикладной дисциплины, освещающей основные закономерности физического воспитания — главного канала направленного функционирования физической культуры в обществе. Такое сужение первоначальной ориентации кафедры оправдывалось, кроме упомянутых выше обстоятельств, практическими запросами создания в стране единой системы физического воспитания. Сотрудники кафедры, особенно возглавивший её в 30-е годы А. Д. Новиков, активнейшим образом участвовали в определении и разработке концептуальных и практически-конструктивных положений, относящихся к идейно-теоретическим, программно-нормативным и научно-методическим основам формирующейся системы физического воспитания основных контингентов населения.
В этом отношении, прежде всего в идейно-концептуальном, выдающееся значение имели труды А. Д. Новикова, подытоженные в монографии «Средства и методы физического воспитания», увидевшей свет в 1941 г. (переиздана в обновленном варианте в 1949 г. под названием «Физическое воспитание (к вопросу о предмете, принципах, средствах методах и формах организации занятий физическими упражнениями)». Эти и другие труды А. Д. Новикова, много лет возглавлявшего кафедру (с перерывами — более четверти века), несомненно, представляют собой яркую страницу в мировом фонде непреходящих знаний о физическом воспитании. К тому же они выделяются и своей конкретной прикладностью.
В тот период появились выдающиеся труды и других сотрудников кафедры. Среди них особо значимую роль в формировании дидактических и обще-методических основ физического воспитания сыграли работы ведущего сотрудника кафедры — В. В. Белиновича — «Основы методики физической культуры» (1939) и другие, опубликованные в последующие периоды. В целом, приложенные кафедрой в 30-е годы творческие усилия к разработке большинства крупных разделов проблематики её предмета, во многом обусловили становление обобщающего курса высшего физкультурного образования.
Первая унифицированная программа по теории и методике физического воспитания для высших специальных учебных заведений (подготовленная совместно сотрудниками двух основных институтов физической культуры ГЦОЛИФК и ГДОИФК им. Лесгафта в 1938 г.) включила общие основы методики физического воспитания и организационно-методические аспекты так называемой «физкультурной работы», осуществляемой с детьми различного возраста (в дошкольных и школьных учреждениях), вузовской молодежью, участниками добровольного физкультурного движения (в самодеятельных физкультурно-спортивных организациях) и военнослужащими. Таким образом, предмет получал не только теоретико-познавательную, но и конкретно-прикладную ориентацию. Это подчеркивалось и тем, что на кафедры теории и методики физического воспитания возлагались обязанности по обеспечению производственной практики будущих специалистов (в дошкольных учреждениях, школе, вузах и ДСО). Этим гарантировалось единство теории и практики, что стало характерным для отечественной системы профессионального физкультурного образования.
Начавшаяся в 1939 г. Вторая мировая война отодвинула осуществление перспективных творческих планов кафедры, но не смогла полностью прервать творческую активность наших специалистов. Значительная часть преподавателей кафедры переключилась на решение насущных проблем военно-прикладной физической подготовки и лечебной физической культуры как фактора ускорения послераневого восстановления. Участвовавшие в этом патриотическом и гуманном деле сотрудники кафедры (А.Д.Новиков, В. В. Белинович, Б. С. Граменицкий, Н. Н. Пашкевич и другие) с честью выполнили долг гражданина и специалиста.
Вернувшиеся из армии после Великой Отечественной войны ведущие работники кафедры вместе с другими её сотрудниками продолжили начатое перед войной дело. Так, уже в первые послевоенные годы появились известные монографии А. Д. Новикова и В. В. Белиновича. С приходом на кафедру подготовленных ею и приглашенных специалистов созидательная активность, несмотря на все послевоенные трудности, возросла как никогда прежде.
С конца 40-х годов начался новый этап в развитии отечественного физкультурно-спортивного движения, ознаменованный широким выходом советских спортсменов на международную спортивную арену, в том числе олимпийскую. Этот факт, а также создание условий для успеха на международной спортивной арене, конечно, не могли не сказаться не только на спортивной практике, но и на разработке непосредственно связанных с нею теоретико-прикладных проблем. Анализируя и обобщая первый опыт выступлений наших ведущих спортсменов на олимпийских играх и других крупнейших соревнованиях, кафедра подготовила и провела всесоюзную дискуссию по актуальным и общезначимым проблемам спортивной тренировки (1956 г.), развернула интенсивную исследовательскую деятельность по этим проблемам. Это позволило со временем разработать и ввести в практику преподавания (с 1967 г.) новый, относительно самостоятельный учебный курс — «Основы спортивной тренировки», переросший позже в «Теорию спорта».
Наряду с этим в жизни кафедры в 50-е годы возникли тревожные явления, обусловленные общей идеологической конъюнктурой в стране. Под флагом «борьбы с космополитизмом» и с «биологизацией» социальных теорий некоторыми не в меру услужливыми, дилетантски и искаженно мыслящими поборниками «разносных» дискуссий была предпринята попытка коренного пересмотра разработанного содержания теории физического воспитания — попытка, которая на деле не внесла ничего сколь-нибудь конструктивного, но немало навредила развертыванию подлинного дела, да и здоровью ряда видных теоретиков физического воспитания. Тем не менее, к исходу 50-х годов кафедра вышла из этого тяжелого испытания не утратившей творческого потенциала, а в чем-то и окрепшей.
Можно считать, что в последующие два десятилетия были сделаны решающие шаги в разработке современного содержания общей теории и методики физического воспитания и её профилированных аспектов (ориентированных в возрастном отношении и по сферам жизнедеятельности). В форме ответа на упомянутые дискуссии кафедрой уже в 1958–1959 гг. опубликованы «Очерки по теории физического воспитания» (под общей редакцией А. Д. Новикова; авторы — В. В. Белинович, Н. Н. Ефремов, В. М. Колоколова, Л.П.Матвеев), официально допущенное учебное пособие для институтов физической культуры «Теория физического воспитания», монографические работы по отдельным проблемам. В эти же годы не прекращалась работа по углублению, пополнению, конкретизации и совершенствованию всех основных разделов курса, что обеспечивалось объединением на кафедре специалистов не только по общетеоретическим проблемам, но и по конкретно профилированным аспектам теории и методики физического воспитания, в частности методике физического воспитания детей (Е.Г.Леви-Гориневская, М. М. Канторович, Н. А. Лупандина, В. Г. Яковлев, В. Г. Якубовская, Л. А. Петрова и другие), методике вузовского физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовке (Н.В. Щукин, Г. О. Ефремов и другие), организационно-методическим аспектам массового физкультурного движения (Б.С.Граменицкий и другие).
На протяжении 60-х — 70-х годов силами кафедры на базе развернувшихся научных опытно-фактологических и экспериментальных исследований удалось детально разработать немало ключевых концепций теории и методики физического воспитания. Из них наибольшую известность получили концепция системы спортивной тренировки (Матвеев Л.П. «Проблема периодизации спортивной тренировки», 1-е изд. -1964 г., 2-е изд. -1965 г. и позже во многих странах мира, его же «Основы спортивной тренировки», 1977 г.) и теория воспитания физических (преимущественно двигательных) качеств индивида (Зациорский В.М. «Физические качества спортсмена», 1-е изд. -1966 г., 2-е изд. -1970 г.). Такому продвижению в разработке кафедральной проблематики во многом способствовало приобщение к решению её комплексных проблем целой когорты исследователей, а также создание в 1968 г. при кафедре отделений проблемной научно-исследовательской лаборатории (к сожалению, позже она была реорганизована и отделена от кафедры).
Вся совокупность предпосылок, созданных кафедрой и синтезированных в процессе обобщения данных столь же ускоренно развивавшихся смежных отраслей научного знания, а также практического опыта, дали возможность подготовить первый в истории отечественного высшего физкультурного образования официальный учебник по предмету теории и методики физического воспитания (1967 г. — 1 том; 1968 г. — 2 том) и усовершенствовать его во втором издании (1976 г.).
Многим стало казаться, что содержание и структура самой обобщающей дисциплины в системе физкультурного образования теперь чуть ли не окончательно определились, но для основных разработчиков становилось все более очевидным определенное противоречие между логически строгими границами её предмета и теми запросами, какие предъявляют к ней как к самой обобщающей дисциплине в сфере физической культуры и спорта. Возникал вопрос — какая научно-учебная дисциплина должна взять на себя решение проблем целостного отображения физической культуры?
Состоявшиеся в 70-х — 80-х годах по инициативе кафедры представительные дискуссии и стимулированные ими проблемные публикации наметили ответ на этот вопрос. Решение проблем формирования новой учебно-научной дисциплины, содержащей теоретико-прикладное (то есть теоретико-методическое) ядро общей теории физической культуры могут взять на себя кафедры, занимавшиеся общей теорией и методикой физического воспитания.
Александр Дмитриевич Новиков, заведующий кафедрой Теории физического воспитания: 1930 -1936, 1946 — 1951, 1954–1972 г.
Исходя из этого кафедра ГЦОЛИФК подготовила программу такой дисциплины («Теория физической культуры», программа для институтов физической культуры, составитель Л. П. Матвеев. — М., РИО ГЦОЛИФК, 1980 г.), в соответствии с которой началось преподавание нового курса в институтах физической культуры страны. Это не означало аннулирования курса теории и методики физического воспитания — он вошел основной составной частью в содержание формирующегося комплексного учебного предмета. В связи с этим кафедра переименовывается: вначале в кафедру теории физической культуры, а затем — теории физической культуры и спорта. Современное название — кафедра теоретико-методических основ физической культуры и спорта.
Как и в предыдущие годы, кафедра не ограничилась в этой работе лишь своими возможностями. В сжатые сроки при участии специалистов родственных кафедр и других учреждений была подготовлена серия публикаций по проблематике общей теории физической культуры. В их числе первое учебное пособие по новому курсу «Введение в теорию физической культуры» (подготовлено Л. П. Матвеевым при участии А. М. Максименко, В. С. Келлера и других) и международный монографический сборник трудов «Очерки по теории физической культуры», созданный с участием видных специалистов нашей страны, Болгарии, Венгрии, Германии, Польши и Чехословакии.
Таким образом происходило становление общей теории физической культуры и спорта. Основополагающий вклад в этот процесс внес крупнейший ученый и педагог в области физической культуры и спорта, заслуженный деятель науки России Лев Павлович Матвеев, который проработал в институте, академии, университете более 55-ти лет — с 1948 года. Непрерывно, на протяжении 30 лет — с 1975 по 2006 год он возглавлял кафедру. Все эти годы он вел объемную педагогическую и научную работу, которая по своему вкладу в общее дело развития теории и методики физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного образования и сферы физической культуры и спорта в целом, по широкому мнению призвана выдающейся.
Л. П. Матвеев. — доктор педагогических наук (1965), профессор (1967) и заслуженный профессор РГУФК, Он автор и соавтор более 450 научных печатных работ, в том числе более 40 монографий и учебников. Его работы переведены более чем на 40 языков мира. Они издавались во многих иностранных периодических и монографических изданиях. Под его научным руководством и консультированием выполнено множество исследовательских работ, в том числе более 100 диссертационных на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
>За многолетнюю и плодотворную работу Л. П. Матвеев не раз награждался Почетными грамотами Госкомспорта СССР и Росспорта, Олимпийского комитета, нашего и других университетов. За успешную педагогическую, научно-методическую и общественную деятельность он удостоен многих правительственных наград, в том числе медалью ордена «За заслуги перед отечеством», отмечен званиями почетного доктора наук и заслуженного профессора в ряде отечественных и зарубежных институтах и университетах, неоднократно награждался золотыми медалями за лучшие научно-исследовательские труды в области теории и методики физической культуры и спорта и другими знаками признания.
>Настойчивые усилия кафедры по определению контуров и адекватного содержания общей теории физической культуры и спорта сопровождала углубленная разработка отдельных крупных проблем и разделов преподаваемых дисциплин. Пристальное внимание было уделено, в частности, социологическим проблемам физической культуры (А.М.Максименко и другие), проблемам теории и методики обучения двигательным действиям (М.М.Боген и другие), теории и методики дошкольного и школьного физического воспитания (А.А.Губанова, Б. А. Сироткина, А. П. Матвеев и другие), детско-юношеского спорта (В.П.Филин и другие), военно- и профессионально-прикладной физической подготовки и культуры (Б.И.Загорский, В.П.Полянский), методическим основам массовых форм физической культуры студенческой молодежи (В.П.Полянский) и взрослого населения (С.А.Гониянц, З.А.Гасанова-Матвеева), технологии преподавания предмета (Ж.К.Холодов и другие) и особенно аспектам теории спорта (Л.П.Матвеев, Ф. П. Суслов, А. П. Скородумова, В. С. Рубин, А. А. Захаров, В. Е. Лищенко, А. А. Красников, С. И. Вовк, М. В. Сахарова, В. Б. Каневский и др.). Это выразилось, кроме прочего, в создании и публикации монографий, учебных и учебно-методических изданий, а также большого количества установочных материалов.
Итоги работы по созданию новой комплексной обобщающей учебно-научной дисциплины систематизированы и представлены Л. П. Матвеевым в серии авторских учебников, которая началась с опубликования в 1991 году первого в истории высшего физкультурного образования официально утвержденного учебника «Теория и методика физической культуры». В 1999 году вышел в свет первый учебник для магистерского уровня физкультурного образования — «Общая теория спорта»; 1999 год — учебник «Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов»; 2001 — учебники «Общая теория спорта и её прикладные аспекты» и «Теория и методика физической культуры (Введение в общую теорию физической культуры)», выдержавший впоследствии несколько усовершенствованных переизданий (2002–2005 гг).
Коллективом кафедры была развернута интенсивная разработка теории спорта. При определении её конкретных направлений учитывалось, что наиболее разработанным ранее разделом теории спорта является теория спортивной тренировки. Теория же спортивного соревнования и соревновательной деятельности спортсмена, призванная отображать саму сущность спорта, оставалась почти совершенно неразработанной, долгие годы не затронутой основными исследованиями. Слабо была освещена и проблематика некоторых других проблемных «блоков» теории спорта. Устранить допущенные здесь несоразмерности и «белые пятна» обязывали как практические потребности, так и логика развития целостной теории. Принимая это во внимание, кафедрой была разработана первая дисциплинарная программа по предмету, внесенному в учебный план спортивно-специализированных факультетах институтов физической культуры («Теория спорта», программа для институтов физической культуры. — М., РИО ГЦОЛИФК, 1980 г.).
В исследовательском порядке, не прекращая углублять теорию спортивной тренировки и разработку ее «технологических» приложений в различных условиях спортивной практики, специалисты кафедры сосредоточили творческие усилия на создании фундаментальной концепции спортивно-соревновательной деятельности в её органичном соотношении со спортивной деятельностью в целом. Одним из первых результатов этой работы явилась публикация коллективного произведения «Теория и методика спорта» в трех частях (Авторский коллектив: Матвеев Л.П., Суслов Ф.П., Скородумова А.П., Филин В.П., Красников А.А., Максименко А.М., Рубин В.С., Лищенко В.Е., Захаров А.А., Вовк С. И., 1992 г.). Последовал и ряд других публикаций.
Этапными результатами теоретического и экспериментального исследования сотрудниками кафедры проблематики теории спорта стали монография «Теория спорта» (коллектив авторов, 1996 г.), привлекшая внимание и за рубежом, особенно в аспекте системы подготовки спортсмена, представленные ранее труды Л. П. Матвеева, комплексные кафедральные разработки НИР, авторская программа магистерской подготовки «Спорт и система подготовки спортсменов», защищенные диссертации по проблемам спорта.
Существенный вклад в развитие теории спортивных соревнований внесли диссертационное докторское исследование А. А. Красникова «Общая теория спортивных соревнований: проблемы и опыт их решения», монография, отразившая основное содержание диссертации А. А. Красникова: «Проблемы общей теории спортивных соревнований"(2003) и учебное пособие «Основы теории спортивных соревнований» (2005).
В качестве значимых работ, кроме уже названных, в этом направлении следует отметить:- учебное пособие «Олимпийские и годичные циклы тренировки», Рубин В.С. (2004);
- монографии: «Проектирование макроциклов подготовки в игровых видах спорта: значение, сущность, технология», Сахарова М.В. (2005)
- «Тактическая подготовка — основа многолетнего спортивного совершенствования», Боген М.М. (2007).
- «Диалектика спортивной тренировки», Вовк С. И. (2007).
В мае 2006 года в Российском государственном университете физической культуры и спорта состоялась международная научная конференция «Теория физического воспитания и общая теория физической культуры: состояние и перспективы», посвященная 100-летию со дня рождения А. Д. Новикова. В концептуальном докладе Л. П. Матвеева «Обобщающая теория физической культуры на текущем этапе своего становления» было, по сути, представлено напутствие последующему поколению теоретиков по дальнейшему развитию науки о физической культуре и спорте. В докладах участников и в заключительном документе конференции обозначены важнейшие проблемы и актуальные направления развития теории и методики физической культуры и спорта как научной и образовательной дисциплины (Теория физического воспитания и общая теория физической культуры: Состояние и перспективы: Материалы международной научной конференции. (посвященной 100-летию со дня рождения А.Д. Новикова. Москва, РГУФК, 26–27 мая 2006 года) /Под общей редакцией Л. П. Матвеева, В. П. Полянского. — М.: РИО РГУФК, 2006.).
Такими представляются в сжатом обзоре этапы пути кафедры. За время своего существования кафедрой сделано столько, что только перечень публикаций её сотрудников (монографий, учебников, учебных пособий, научных статей и т. д.) охватывает несколько тысяч наименований. Ряд публикаций переведены и переводятся едва ли не во всем мире. Кафедрой и с её помощью подготовлены около 200 диссертаций, в том числе более 20 докторских. Она является по своему профилю головной кафедрой в стране и центром повышения научно-педагогической квалификации специалистов, который привлекает большое внимание отечественных и зарубежных специалистов.
В своем нынешнем составе кафедры — 2 доктора наук, 1 профессора, 4 кандидата наук, 4 доцента.
Ведущие работники кафедры заслуженные профессора РГУФКСиТ А.М. Максименко и В.С. Рубин удостоены звания «Заслуженный работник физической культуры России».
Руководит кафедрой ученик Л.П. Матвеева д.п.н. Вовк С.И.
Вовк Сергей Иванович, доктор педагогических наук, доцент, заслуженный работник Высшей Школы РФ, почётный работник Высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой Теоретико-методических основ физической культуры и спорта
В последние 15-20 лет кафедра пережила непростой период, обусловленный известными у нас в стране политическими и социально-экономическими событиями кризисного характера. В условиях, когда произошёл существенный отток ученых и, прежде всего молодежи из науки, кафедра во многом благодаря усилиям и авторитету профессора Л. П. Матвеева смогла сохранить свой состав, свою дееспособность. К примеру, только за рассматриваемый период из профессорско-преподавательского состава кафедры были выдвинуты два проректора и четыре заведующих кафедрами РГАФК — РГУФКСиТ.
Сегодня, в условиях широкого развертывания в университете инновационных процессов, профессорско-преподавательский и вспомогательный состав кафедры изыскивает возможности для активного участия в них. Совершенствуются классические и внедряются новые формы учебно-воспитательного процесса, преподавания обще-профилирующих образовательных дисциплин, разработанных под руководством и при личном участии профессора Л. П. Матвеева. Разрабатываются новые технологии, спецкурсы и курсы по выбору для студентов и магистрантов.
В последние годы на кафедре происходит смена поколений, что накладывает определенную ответственность на нынешний коллектив и руководство кафедры. В этой ситуации важно сохранить, а по возможности и приумножить лучшие традиции, наследие основоположников Российской школы теории и методики физической культуры и спорта.
Историческое наследие обязывает, а качественный состав кафедры и её современный творческий потенциал дают основание рассчитывать на хорошие перспективы дальнейшего развития теории и методики физической культуры и спорта, качественной обще-профилирующей профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта — выпускников РУС «ГЦОЛИФК».