Москва, Сиреневый бульвар, дом 4
+7 (495) 961-31-11
Установлено новое имя Героя Советского Союза - воспитанника ГЦОЛИФК
По прошествии 78 лет после окончания Великой Отечественной войны удалось установить имя еще одного инфизкультовца — Героя Советского Союза Ефимова Мирона Ефимовича.
Мы расскажем о том, кем был Мирон Ефимов, за что был удостоен звания Героя Советского Союза, и почему он должен был уйти с 3 курса, не окончив ГЦОЛИФК.
Следует с большим сожалением отметить, что у нас была возможность познакомиться с ним лично, ведь он жил в Москве, а умер не так давно, в 2013 на 99 году жизни …
Архивные документы раскрывают новые имена
Разбирая архивные материалы времён Великой Отечественной войны, наше внимание привлек один любопытный документ «Тезисы доклада о работе ГЦОЛИФК им. Сталина за период с 01.03.1943 по 01.03.1944 года». Перед нами текст, набранный на печатной машинке за подписью директора вуза И. Н. Петухова, дата документа — 13 апреля 1944 г.
Читаем первый абзац — и не можем поверить! Что же необычного и удивительного было в этом документе?
Директор ГЦОЛИФК И. Н. Петухов писал, что звания Героя Советского Союза удостоен воспитанник института Ефимов, имеющий 5 орденов.
1 — Тезисы доклада о работе ГЦОЛИФК им. Сталина за период с 01.03.1943 по 01.03.1944 года 2 — Ефимов Мирон, Фотоархив Виртуального некрополя Севастополя
Но кто такой Ефимов, и почему мы говорим о нём только сейчас?! Для поиска необходимо было делать запросы в военные архивы, а для этого нужно было знать полностью фамилию, имя, отчество. Только в наши дни архивные документы военных лет представлены в открытом доступе, и это облегчило задачу.
Основной проблемой было то, что Ефимовых много и найти нашего Героя только по достаточно распространённой фамилии оказалось не так просто. Основным ориентиром стало то, что званием Героя Мирон Ефимов был удостоен до 1944 г., да и количество наград — еще одна зацепка.
Начался процесс поиска информации. Спустя некоторое время, сопоставив имеющиеся данные о всех найденных Ефимовых, удалось «вычислить», как нам казалось, нашего Ефимова. Но нужно было доказать факт его учебы в инфизкульте. Последние сомнения развеялись и появилась объективная причина считать именно Мирона Ефимова нашим инфизкультовцем, как только прочли, что в своей автобиографии он написал, что учился в Московском институте физкультуры. Нам осталось только «усилить» источниковую базу, чтобы перепроверить полученную информацию. В надежде окончательно прояснить вопрос мы обратились к коллегам из Аликовского литературно-краеведческого музея Чувашии, где хранится оригинал автобиографии Мирона Ефимова. Сотрудники музея предоставили нам эти «неоспоримые доказательства», на основании которых мы узнали о Мироне Ефимове в деталях, по годам. Эта находка абсолютно беспрецедентна. Список Героев инфизкульта пополнился.
1 — автобиография Ефимова М.Е. Из фондов МБУК «Аликовский литературно-краеведческий музей» Аликовского муниципального округа Чувашской Республики 2 — Вручение партийного билета Ефимову Мирону Ефимовичу, лётчику 18 штурмового авиаполка комиссаром Мирошниченко Александром Сергеевичем, начальником политотдела 62-й авиабригады Военно-воздушных сил Черноморского флота, 1942 г. Из фондов ФГБУ «Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя»
ВОСПИТАННИК ГЦОЛИФК ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ЕФИМОВ МИРОН ЕФИМОВИЧ
Мечта стать хорошим учителем и классным спортсменом
Мирон Ефимович Ефимов родился 27 августа 1915 г. (по новому стилю) в деревне Самушкино Ядринского уезда Казанской губернии, ныне Аликовский район Чувашской АССР. Там же он провел свои детские и юношеские годы. Во время учебы в школе Мирон подружился со спортом. Ведь каждый день до школы приходилось преодолевать ни много ни мало — десять километров.
Мирон уже с детства мечтал стать хорошим учителем и классным спортсменом. В 1931 г. Мирон поступил на подготовительное отделение Чувашского пединститута, затем стал студентом химико-биологического факультета.
Но увлечение лёгкой атлетикой было достаточно сильным, этому способствовали и успехи в спорте. В 1933 г. на легкоатлетических соревнованиях в Москве он становится победителем в забеге на пять километров. Это стало определяющим для поступления в Московский институт физкультуры. В 1934 г. Мирон стал студентом Московского института физкультуры и одновременно слушателем химико-технологического института им. Д. И. Менделеева. Энергии и сил хватало на всё.
Студенческие годы в ГЦОЛИФК 1934–1936 гг.
Все крепкие молодые люди — в авиацию!
Середина 1930-х годов в стране ознаменовалась новыми задачами: необходимо было создавать воздушный щит для страны. Предпринимались меры к тому, чтобы наша авиация летала выше, дальше и быстрее всех! На IX съезде ВЛКСМ, проходившем в январе 1931 г., нарком по военным и морским делам Климент Ворошилов выдвинул идею о принятии комсомолом шефства над воздушным флотом СССР. Тогда-то и возник знаменитый лозунг «Комсомолец — на самолёт!».
К середине 30-х годов боевой лозунг, призывающий молодёжь на самолёты, приобрёл ещё большую силу. На вооружение поступают новые самолёты и моторы, которые требуют более высокого уровня подготовки летчиков. Почти вся истребительная авиация переходит на моноплан с посадочной скоростью 120-150 км/час, ставшей наиболее трудной для освоения. Перевооружение на более быстроходную материальную часть требовало новых кадров, способных в короткие сроки освоить усовершенствованные самолёты.
Одним из ведущих центров по подготовке летных и технических кадров в те годы стала Ейская авиашкола, готовившая будущих летчиков для отечественной авиации. Впоследствии школа была преобразована в Военно — морское авиационное училище им. И. В. Сталина — это было первое в СССР учебное заведение авиации ВМФ.
В 1935 г. Центральный комитет ВЛКСМ закрепляет комсомольскую организацию Москвы в качестве шефа Ейской школы морских летчиков. Комсомол призывал молодёжь: «Все крепкие молодые люди — в авиацию!».
Этот призыв находил отклик в сердцах многих молодых людей. Но не каждый воспитанник даже физкультурного вуза мог выдержать все испытания, чтобы пройти тщательный отбор в летчики. Помимо крепкого здоровья требовались быстрая реакция, сообразительность, выдержка и хороший вестибулярный аппарат.
Первым делом — самолёты!
Время диктовало свои правила и несмотря на перспективы блестящей спортивной карьеры, Мирон среди других комсомольцев — спортсменов был вынужден оставить учёбу в институте физкультуры. Ведь будучи крепким парнем по призыву московского комсомола Мирон в 1936 г. прошёл отбор и стал курсантом Военной школы лётчиков морской и сухопутной авиации им. И. В. Сталина. За годы учебы освоил 3 типа самолетов (ПО-2, Р-5, И-16), окончил Ейское военно-морское авиационное училище им. И. В. Сталина с отличием, с правом выбора службы.
1 — М. Ефимов в годы учебы — Ейское военно-морское авиационное училище, 1937 г. Из фондов МБУК «Аликовский литературно-краеведческий музей» Аликовского муниципального округа Чувашской Республики
Герой высшего пилотажа
Великую Отечественную войну Мирон встретил уже высококлассным летчиком ВВС Черноморского флота. И 26 июня 1941 г. совершил первый боевой вылет. Он совершенствовал элементы воздушного боя, делая по 7-8 вылетов в день.
Спортивная подготовка и быстрая реакция вкупе с отличной техникой пилотирования, помноженная на бесстрашие, давали свои результаты. Мирон штурмовал вражеские аэродромы, проявляя инициативу и военную хитрость. Своими успешными штурмовыми действиями он не раз останавливал наступление врага. Неожиданно для противника проводил атаки целей с малой высоты 30-50 метров, наводя ужас на фашистских асов. О нем ходили легенды, немцы называли его «командиром черной смерти».
2 — ИЛ-2 самый массовый боевой самолет 3 — Генерал-лейтенант Петров И.Е., командующий Кавказской группой войск, и контр-адмирал Кулаков Н.М., член Военного совета ЧФ, вручают гвардейское знамя Герою Советского Союза Ефимову Мирону Ефимовичу, 1943 г. Из фондов ФГБУ «Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя»
Самые значимые подвиги были отмечены государственными наградами, о чем свидетельствуют многочисленные наградные листы. Счёт первым боевым наградам был открыт уже в ноябре 1941 г. Мирон был награждён медалью «За боевые заслуги», а в феврале 1942 г. получил свой первый орден «Красное знамя».
Особое место среди наградных листов занимает документ о присвоении звания Героя Советского Союза. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР 14.06.1942 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 862).
На подступах к Севастополю он совершил 112 боевых вылетов, из которых 78 — на штурмовку — воздушная атака с небольшой высоты. Сам Мирон Ефимович в своих воспоминаниях отметил, что ему одному 14 июня 1942 г. было присвоено звание Героя СССР за оборону Севастополя.
В сентябре 1943 г. М. Е. Ефимов активно участвовал в Новороссийской операции.
При обороне Кавказа совершил 117 боевых вылетов.
В 1944 г. командование направило Мирона Ефимовича на высшие офицерские курсы Военно-воздушных сил в Моздок, и после учебы он был назначен старшим инспектором штурмовой авиации Военно-Морского флота.
За годы Великой Отечественной войны на боевом счету Мирона Ефимовича около 300 боевых вылетов. Сам он приводит впечатляющую статистику: уничтожено 78 фашистских самолетов — на аэродромах и 17 — в воздушном бою, до 19 танков и бронемашин, 500 автомашин, около пяти тысяч живой силы и много дотов, дзотов, артиллерийских установок и укреплений.
1 — Герой Советского Союза Ефимов Мирон Ефимович, 1958 г. Из фондов ФГБУ «Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя» 2 — Ефимов М.Е. среди курсантов военного училища, 1959 г. Из фондов МБУК «Аликовский литературно-краеведческий музей» Аликовского муниципального округа Чувашской Республики
Как Мирон Ефимов спасал Брежнева
Были и судьбоносные события, возможно, повлиявшие на ход истории нашей страны. В своей автобиографии Мирон Ефимович упоминает о своей встрече с Брежневым.
Мирон Ефимов с воздуха поддерживал отряд морской пехоты, помогая во время десантной операции закрепиться в районе села Мысхако (южнее Новороссийска), известный в дальнейшем как Малая земля.
6 февраля 1943 года майор Ефимов по заданию шел на Малую Землю на торпедном катере. И был на том же катере некто полковник Брежнев (да, да, тот самый Леонид Ильич). Представьте ситуацию — ночь, кромешная тьма, вода +4°С, волна баллов 5-6, да еще постоянный обстрел. Крен судна на волне градусов до 30. И тут перед носом судна взрыв снаряда — крен сразу больше 45 градусов. Брежнев упал на палубу, а тут волна его накрывает, почти в метр, Брежнева потащило за борт. Хорошо, что боцман, здоровяк метра два, среагировал мгновенно, схватил полковника за ноги, а уж боцмана держали Ефимов и еще человека три. Промок только полковник. Отвели в каюту, переодели, отпоили спиртом — вода холодная.
А не удержали бы, мировая история пошла бы чуть иначе: в темноте, шторм, под обстрелом, из воды никого бы не достали, даже полковника.
Кстати, та встреча с Брежневым на катере не была последней: уже в 60-е годы на приеме в Кремле, проходя мимо строя ветеранов, Брежнев задержался возле невысокого моложавого Героя: «Что-то лицо знакомое!». «Февраль 43-го, Малая Земля», — напомнил Герой. Генсек чуть наморщил лоб, вспоминая: «Ефимов! Помню, помню, спасибо!» И крепко пожал руку .
Черноморский сокол
Подвиги Ефимова воспевали. Так в мае 1943 г. песенник Евгений Сущенко сочинил песню «Черноморский сокол». Бесстрашный летчик, непрерывно рвущийся в бой, применял своё лётное мастерство, по праву став «Черноморским соколом»:
На Мысхако держат курс пилоты,
Свой отряд там Куников ведёт.
И летят на воздух вражьи ДОТы —
Нет, ничто фашистов не спасет!
Припев:
Всегда на цель, всегда на штурм
Ведет вперед, ведет вперед
Герой Ефимов самолет.
За ним на «Илах» летят орлы,
Врага сметая с родной земли!
Небо стало его родимым домом
После окончания Великой Отечественной войны Мирон Ефимович навсегда остался верен небу, связав свою судьбу с военной службой. Периодически продолжал совершенствовать свои знания и навыки. В 1947 г. он окончил Высшие офицерские курсы авиации ВМС.
В 1947–1954 гг. служил начальником штабов истребительных авиаполков (ВВС Черноморского и Северо — Балтийского флотов). В 1954 г. перешел в ПВО 8 флота (Таллинн), где служил до 1957 г. После объединения ПВО флота с ПВО страны продолжил службу старшим штурманом группы боевого управления главного командного пункта Львовского корпуса ПВО. Во время службы во Львове продолжал учиться, окончил исторический факультет. В июле 1961 г. в звании подполковника М. Е. Ефимов уволился в запас. В 1975 г. получил звание полковника.
1 - Ефимов Мирон Ефимович — Герой Советского Союза. Из фондов МБУК «Аликовский литературно-краеведческий музей» Аликовского муниципального округа Чувашской Республики
Герой-долгожитель
Даже после выхода на пенсию Мирон Ефимович сохранял спортивный дух — не отдыхал, не мысля своей жизни без работы. Он продолжил работу, укрепляя обороноспособность нашей страны, но уже на земле. Одновременно входил в состав президиума ветеранов ВМФ, принимал активное в работе комитета ветеранов войны, участвовал в организации и оборудовании музея обороны Севастополя.
Крепкие корни и закалка помогали сохранять здоровье долгие годы, на удивление всем вокруг. С таким спортивным характером он мог бы встретить и столетний юбилей. Мирона Ефимовича не стало на 99-м году жизни.
За свою долгую жизнь Мирон Ефимович был отмечен боевыми орденами и медалями, а также юбилейными наградами.
В 2012 г. ему было присвоено звание «Почётный ветеран города Москвы».
В Севастополе его имя увековечено в числе участников героической обороны Севастополя на мемориальной панораме города-героя, имя Мирона Ефимовича Ефимова носит гимназия № 10.
На малой родине, в Чувашии, установлены мемориальные доски на доме в деревне Самушкино, где он родился и на здании Аликовской средней школы, где он обучался.
Память о Герое живет и в наших сердцах, как об одном из лучших воспитанников нашего инфизкульта.
Использованы материалы:
1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Аликовский литературно-краеведческий музей» Аликовского муниципального округа Чувашской Республики (cap.ru)2. https://m.ok.ru/group/52398035632318/topic/153135487738814
3. Сайт
4. Сайт выпускников Ейского училища лётчиков
5. Сайт Исторические материалы
6. Газета «Педвузовец» ЧГПУ им. И. Я. Яковлева