Воспоминания профессора В.В. Гориневского - Моя работа по физкультуре в Москве. Часть III




В самом начале моей службы в Москве обнаружилась крайняя бедность в кадрах врачей, способных нести научную работу по врачебному контролю, интересующихся физкультурой, а потому на  Съезде по охране детства  29.10.1921 года я выступал с докладом о подготовке врачей по физкультуре, указав на разные способы этой подготовки  на медфаках, на особых курсах разной продолжительности и на расширение литературы для врачей.

В то время, как я пишу эти строки, мне кажется, что мой голос, не раз раздававшийся на этом и других Съездах раньше  и позже звучал не напрасно, так как в данный момент физическая культура, как дисциплина в вузах и втузах  стала реальностью и преподается ее теория и практика на всех факультетах и на всех курсах, а ранее того открыт был целый ряд курсов для врачей-педолгов, врачей, работающих на курортах и т. д., в которых я принимал  обыкновенно самое горячее участие в качестве лектора и организатора.

В 1922 году  это новое дело едва шевелилось, но уже необходимость в соответствующей переквалификации врачей дошла до сознания больших кругов, хотя нужно сознаться, что мысль эта встречалась и так: «У нас есть дела поважнее, а это — модный вопрос не первой важности».

Точно также большие трудности встретились при введении физкультуры в дошкольные учреждения. Самое дошкольное воспитание нуждалось в то время в пересмотре ценностей как биологических, так и  того, что  дал прошлый педагогический стаж в укреплении основ дошкольного воспитания. Из прошлого извлечь можно было не очень много, хотя и имелась попытка организации детских садов в воспитательном отношении заслуживающие большого внимания, но прошлый опыт был во-первых не обширен (мало было детских садов и других детучреждений в царской России), а во-вторых рождалась Советская идеология, строившая на основах коммунизма новые формы воспитания. Не раз уже ставился вопрос о повышении детской активности в детских садах и о роли всяких занятий по физкультуре с детьми дошкольного возраста. Нельзя сказать, чтобы в этом направлении была  «…» — это было бы наверно и до революции — вопрос о  детской моторике живо обсуждался в разных кругах и на Съездах раньше бывших,  но на Съезде по дошкольному возрасту 25.11 — 1.12.21 г. Он был развернут широко, то есть дошкольное воспитание должно было охватить всю дошкольную детвору и соответственно этому должна была вестись подготовка кадров воспитательниц.

Здесь на Съезде сразу выяснилось, что вопрос идет не о деталях, а о самом главном, о том, что нужнее всего в данный исторический момент экономической ситуации (голод и проч.) и крайней бедности кадров. Вопросы  санитарии  гигиены, вопросы питания, снабжения и т. д. так остро ставились делегатами Съезда, что нужно было много уделять времени им или вернее работа при этих довольно печальных условиях бытия. Однако физкультура дошкольников  выдвинута была самой жизнью и из всех дебатов ясно было, что при всех условиях,  этот вопрос надо выдвинуть и хорошо осветить.

Я лично имел достаточный опыт по дошкольному воспитанию, читал лекции на Фребелевских, Монтессориевских и других курсах подготовки воспитательниц-дошкольниц. Этим делом  я занимался и в Самаре в качестве сочлена-организатора Института дошкольного воспитания (по словам проф. А. П. Нечаева первого Института, открывшегося при Советской власти) в Самаре я проводил консультации и лекции-беседы с дошкольницами. Будучи достаточно знаком с дошкольными учреждениями и насущными потребностями дошкольного дела, я выступил с докладом по физкультуре дошкольных учреждений, привлекших большое внимание слушателей и вызвавших целый ряд консультаций со мною по этому вопросу. Мне ставился упрек, почему  я в своей таблице «Физические упражнения», соответствующие возрасту детей, не охватил дошкольного возраста. Не отказываясь от консультаций, признавая дефект таблицы, я агитировал в пользу составления подобной таблицы целым коллективом работниц-дошкольниц и излагал мысль мою как бы нужно было приступить к этому делу, что касается лично меня, то другие сложные обязанности отвлекли меня в другую сторону и с дошкольными учреждениями  и дошкольниками я крепил связь в начале через ГЦИФК, Академию коммунистического воспитания, а затем через 2-й Московский Университет, где я читал лекции в качестве профессора по физвоспитанию детей дошкольного возраста. На всех Съездах по Охране здоровья детей и по дошкольному  воспитанию затрагивался  вопрос об играх и детских площадках. В раннем возрасте это средство физического воспитания ставилось, конечно, на первый план, но как мало знакомы были врачи, педагоги и в частности даже детские  садовницы с игровым процессом,  с его теорией и практикой! По этому вопросу некоторые высказывались по воспоминаниям детства и смутно представляли себе,  в чем должно заключаться педагогическое содействие. Слышались и такие голоса: предоставь детям свободу, укажите место для игры, дайте  кой-какие пособия  — и Ваша миссия  как воспитателя по отношению игр,  кончена. Такие упрощенные взгляды показывали, что песенку надо начинать сначала, и я  был очень обрадован, когда узнал, что у нас  в обществе имеется кружок, вылившийся в Научный Институт по изучению детской игры,  созданный покойным  Марцем, состоящий из  любителей и руководителей массовых детских игр. Познакомившись с Марцем, который  был преподавателем игр в Главной военной Школе физобразования трудящихся, я нашел в нем  горячего сторонника серьезного изучения игрового процесса и детских игр во всем его широком объеме и искусного руководителя массовых игр на детских праздниках. Я был приглашен в Институт игр  преподавателем и вскоре познакомился с членами этого кружка, которые частью были моими слушателями.  Это были очень милые люди, весьма активные,  не останавливавшиеся, например перед такими препятствиями, как проведение  подвижных игр  и слушание лекций в совершенно не отапливаемых помещениях и упражняться в валенках и тулупах под звуки рояля. . Этот кружок в Москве очень повлиял на возбуждение интереса к играм в обществе и помог увлечению кадров руководителей особенно при массовом проведении игр, детских развлечений, праздников в организованном порядке. Я не раз  был свидетелем того, как вовлекаются в игру дети, а иногда  и взрослые в игру,  в танцы, в разные шествия при хорошем руководстве, и какое значение имеет хорошая организация как в смысле полезного эффекта на весь организм, так и в смысле повышения  эмоциональности и активности.

Отсутствие руководства по играм побудило В. Г. Марца к изданию книги: «Игры и развлечения». Сборник статей, в котором участвовали кроме Марца-редактора я и А. Радин. Книга имела большой успех, как первая книга в этом роде и выдержала в короткое время 3 издания.

В. Г. Марц провел ряд бесед и лекций, которые он читал в разных учреждениях и между прочим во Всеобуче. Эти «Беседы» по методике и теории игры» представляют посмертное издание, представляющее сборник, просмотренный его учениками (М.Н. Козлов, А. Ф. Родин, З. В. Варгина, В. В. Сысоева, Л. В. Былеева и Н.А. Васильева)  под общей редакцией проф. В. Е. Игнатьева. Изд.  «Новая Москва» 1925 г. Во все последующие годы моей жизни в Москве вопросом о подвижных и спортивных играх я очень интересовался и будучи консультантом при Институте методов внешкольной работы составил книгу: «Совместны игры мальчиков и девочек подростков» (О совместном физ.воспитании подростков), в которой высказал  свои взгляды на этот вопрос и поделился  своим опытом. Книга эта была издана Молодой Гвардией в 1930 году для пионер-работников…



Новости и события:


Студент РУС «ГЦОЛИФК» Давит Хачатрян стал победителем Кубка Мэра Москвы по рукопашному бою



Сотрудничество и развитие: ректор РУС «ГЦОЛИФК» принял участие в совещании с Минобрнауки России



Представители РУС «ГЦОЛИФК» побеждают на Всероссийских соревнованиях по боксу РФСО «Спартак»