После Победы восстанавливалось народное хозяйство, возрождалась из руин и пепла и спортивная жизнь страны. Главными задачами в области физкультурной работы были «развертывание массового физкультурного движения в стране, повышение уровня спортивного мастерства и на этой основе завоевания советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важным видам спорта».

В послевоенный период, когда советский спорт вышел на международную арену, одной из главных задач института стало обобщение передового опыта физического воспитания и основ спортивной тренировки и в связи с этим — дальнейшее развитие спортивной науки.

Многие преподаватели спортивных кафедр выступали в качестве тренеров сборных команд СССР. Это дало возможность накопить интересный фактический материал по технике спорта, методам спортивной тренировки, что значительно улучшило и обогатило лекционные курсы. 

На ГЦОЛИФК возлагались задачи подготовки кадров не только для ДСО, ДЮСШ, общеобразовательных школ, но и для открывающихся в РСФСР и союзных республиках средних специальных и высших учебных заведений.

Предстояло многое сделать по совершенствованию системы подготовки физкультурных кадров, разработке новых учебных планов и программ, учебников и учебных пособий.

Все увеличивающееся количество обучающихся студентов и аспирантов поставило перед институтом задачу восстановления и развития учебных структур, и в первую очередь, — факультетов и кафедр.

С 1946 — 1947 учебного года в ГЦОЛИФК вновь начинают работу педагогический и спортивный факультеты. В 1947 г. открыт факультет заочного обучения. Вновь начала работу Школа тренеров.

1 — Автобусная остановка на ул. Казакова 2 — Выпуск Школы тренеров, И.И. Никифоров, К.Градополов, А.Мелихов, 1961 г.

Значительно повысился уровень педагогической и практической подготовки студентов, их знаний в спортивно — педагогических, теоретико — педагогических и медико — биологических дисциплинах.

Не обошлось, к сожалению, без перекосов. В условиях бурного развития спорта высших достижений у некоторых руководителей комитетов по ФК и С и ректоров ИФК зародилась мечта о том, что в стенах института физической культуры можно готовить олимпийских чемпионов. В связи с этим на многие десятилетия был сделан серьезный уклон в теории и методах обучения в сторону узкой спортивной специализации в ущерб естественнонаучному и гуманитарному образованию выпускников института. Увеличился разрыв между массовостью и мастерством, массовость оказалась в хвосте физкультурного движения.

В добавок жизнь института осложнилась навязанной сверху по идеологическим и политическим мотивам борьбой с «космополитизмом и извращениями» в спортивной науке. Необоснованным обвинениям подверглись Н. А. Бернштейн, М. Е. Маршак, А. Д. Новиков, Д. Д. Донской, И. М. Саркизов –Серазини, Д. А. Крадман. Их труды, по мнению идеологов того времени, противоречили учению И. П. Павлова. С наступлением «хрущевской оттепели» справедливость была восстановлена, необоснованные обвинения сняты.

В эти годы совершенствуется учебный план института. Новый учебный план предусматривал выполнение студентами не только курсовых, но и впервые дипломных работ. Создано и успешно работает научное студенческое общество (НСО), ежегодно проводятся конференции.

Большое внимание обращалось на проведение педагогической  практики в общеобразовательных школах, в высших учебных заведениях, пионерских лагерях, на крупных предприятиях. Студенты побывали также на практике на крупных стройках, в совхозах Целинного края. 

Институт располагает богатой библиотекой, в которой не только учебная литература по физическому воспитанию и спорту, но и диссертации, защищенные на заседаниях Ученого совета института.

Члены клуба СКИФ участвуют не только в соревнованиях между институтами физической культуры, но и в соревнованиях на первенство Москвы, всесоюзных спартакиадах, в спартакиадах народов СССР, олимпийских играх и фестивалях.

Открыт музей истории ГЦОЛИФ, начала выпускаться институтская многотиражная газета «На старт». Расширяются международные связи института.

В 1968 г. был упразднен педагогический факультет, а на базе спортивного факультета созданы четыре новых:

  • факультет спортивных игр выпускал преподавателей-тренеров по баскетболу, волейболу, футболу, теннису, ручному мячу, хоккею;
  • факультет массовых видов спорта готовил преподавателей -тренеров по легкой атлетике, гимнастике и плаванию;
  • факультет зимних и технических видов спорта выпускал преподавателей-тренеров по лыжным гонкам, слалому, прыжкам на лыжах с трамплина, скоростному бегу на коньках, фигурному катанию и танцам на льду, биатлону;
  • факультет спортивных единоборств выпускал преподавателей-тренеров по борьбе, боксу, тяжелой атлетике, фехтованию, современному пятиборью, стрелковому спорту.

Такая структура подготовки специалистов действовала в нашем институте по 1980 г.

В большом старом особняке, где размещался институт стало тесно в связи с возросшим объемом учебной, научной и клубной работы института. Лекционные аудитории и маленькие комнаты для семинарских занятий не могли вместить всех студентов.  Не хватало помещений для занятий гимнастикой, играми, легкой атлетикой, фехтованием. Нет своего бассейна для плавания, мало спортивных площадок.

Сравним!

1940 год — обучалось около 600 человек

1960 год —  обучалось более 3 000 человек

Поэтому в конце 1950-х гг. стал подниматься вопрос о строительстве новых учебных корпусов и спортивных сооружений для института. Начатое в 1964 г. строительство на Сиреневом бульваре по проекту академика Б.М.Иофана было завершено в начале 1970-х гг.



Восстановление и новые задачи

Новости и события:


Студент РУС «ГЦОЛИФК» Давит Хачатрян стал победителем Кубка Мэра Москвы по рукопашному бою



Сотрудничество и развитие: ректор РУС «ГЦОЛИФК» принял участие в совещании с Минобрнауки России



Представители РУС «ГЦОЛИФК» побеждают на Всероссийских соревнованиях по боксу РФСО «Спартак»