Москва, Сиреневый бульвар, дом 4
+7 (495) 961-31-11
Стабильно, дружно, по-семейному: Vivat кафедра физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры им. И.М. Саркизова-Серазини
Эта кафедра через шесть лет будет праздновать свое столетие, а 30 июля этого года университет отмечает 135 лет со дня рождения одного из ее отцов-основателей: профессора Ивана Саркизова-Серазини. Здесь 66 лет проработал его легендарный ученик: один из основоположников российского массажа, профессор Анатолий Бирюков. Здесь берегут сокровища прошлого и совершают прорывы в будущее. В проекте «Vivat cathedra» кафедра физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры им. И.М. Саркизова-Серазини. Основоположником лечебной физической культуры и первым заведующим кафедрой принято считать доктора медицинских наук, профессора, разработчика методик закаливания организма и спортивного массажа Ивана Саркизова-Серазини. При этом редко упоминается имя его учителя — доктора медицинских наук, профессора, бальнеолога, библиографа Иннокентия Багашева. — Про профессора Багашева было известно не так много, поскольку он был репрессирован в 1930-е годы, окончил свой жизненный путь в далеком поселке Кожласола в республике Марий Эл. А ведь именно он стоял у истоков формирования нашей кафедры, — рассказала доцент кафедры, автор монографии «Страницы истории лечебной физической культуры» Надежда Иванова. Сам термин «Курортология» ввел в научный оборот профессор Багашев. На основании его предложений, высказанных на Всероссийском съезде по курортному делу в Москве в 1921 году, в Москве был создан Государственный центральный институт курортологии. В 1923-24 годах профессор Багашев и его ассистент Иван Саркизов-Серазини высказали мысль о необходимости использования физических упражнений среди больных, направляемых для лечения в санатории и на курорты. С 1924 по 1926 год Иннокентий Багашев работал в ГЦОЛИФК в должности профессора, а с 1926 по 1928 год возглавлял кафедру физиотерапии и курортологии. В 1928 году (этот год считается годом основания кафедры ЛФК института) ее переименовали в кафедру патологии, физиотерапии и врачебной гимнастики, а заведующим фактически стал Иван Саркизов-Серазини. — В 1928 году кафедра физиотерапии по моему настоянию была переименована в кафедру физиотерапии и врачебной гимнастики, а после ухода профессора Багашева название кафедры было переименовано в кафедру лечебной физкультуры. Это была первая кафедра по ЛФК в нашем Союзе, и возглавить эту первую кафедру выпала большая честь мне, — вспоминал Иван Михайлович. В 1935 году «солнечный доктор» издал первое учебное пособие по спортивному массажу для институтов физической культуры, а коллектив авторов под его руководством выпустил первое официальное руководство по лечебной физической культуре для студентов физкультурных и медицинских вузов и техникумов. Профессор Саркизов-Серазини немало сделал «для фронта, для победы»: во время «Зимней войны» с Финляндией разработал специальную мазь от обморожений, за что был награжден орденом «Знак Почета», а в Великую Отечественную курировал организацию ЛФК в военных госпиталях, выпустил книги по работе с ранеными в госпиталях. Иван Саркизов-Серазини возглавлял кафедру ЛФК до 1964 года, а с 2018 года кафедра физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры носит его имя. После руководство кафедрой передали профессору Вере Васильевой. В 1969 году приказом ректора института кафедру разделили на две: врачебного контроля, возглавляемую профессором Виктором Карпманом, и ЛФК и массажа, заведующей которой до 1972 года оставалась профессор Васильева. Позже заведующими кафедрой были доцент, кандидат медицинских наук Виктор Макаров, профессор, кандидат педагогических наук Лилия Захарова и доцент, кандидат медицинских наук Владимир Юрасов. В 1983 году кафедра фактически перестала существовать: преподавание дисциплины ЛФК передали на кафедру гигиены и спортивных сооружений, а предмета «массаж» — на кафедру спортивной медицины. В 1992 году решением Совета института предметы ЛФК и массаж были объединены на вновь созданной кафедре ЛФК, массажа и реабилитации: именно тогда в университете открыли специализацию «Физическая реабилитация», которая сразу же приобрела огромную популярность у абитуриентов. С 1992 по 2010 год кафедру возглавлял кандидат медицинских наук, известный ученый и талантливый педагог, профессор, кандидат медицинских наук, мастер спорта СССР по легкой атлетике, участник XV Олимпийских игр в Хельсинки 1952 года Сергей Попов. До этого он заведовал кафедрой гигиены ГЦОЛИФК, занимал должности проректора по учебной работе и по международным связям, а еще раньше был директором Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры в Москве и создавал кафедру спортивной медицины и лечебной физкультуры во вновь открытом институте физкультуры на Кубе, в Гаване. Как раз под руководством Сергея Попова был разработан учебный план и началась подготовка студентов по специализации «физическая реабилитация», в 1999 году издан первый в стране учебник по физической реабилитации, который впоследствии пять раз переиздавался с дополнениями. С 2010 по 2017 год кафедрой руководила профессор, доктор педагогических наук, мастер спорта СССР по гребле на байдарках Ольга Козырева. Ольга Владимировна разработала учебные планы по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», первой в истории кафедры начала проводить ежегодные Всероссийские научно-практические конференции с международным участием по ЛФК, а еще совершила настоящий прорыв: добилась открытия в университете специальности среднего профессионального образования «Сестринское дело». — Ольга Козырева здоровье положила, чтобы открыть специальность «Сестринское дело». Одна женщина сумела пройти сквозь стены, думая о значении нашей дисциплины в будущем. Невероятно, что она сумела это сделать в 2011 году. Это новые возможности: выпускники специальности «Сестринское дело» могут работать во многих лечебно-профилактических учреждениях, а с двумя базовыми образованиями — «Сестринское дело» и «Физическая реабилитация» — успешно трудоустраиваются в госструктурах системы здравоохранения, — рассказывает доцент кафедры Наталья Швыгина. В 2013 году вышел в свет новый двухтомный учебник по физической реабилитации под редакцией Сергея Попова, написанный коллективом кафедры. В 2018 году кафедра была переименована в кафедру физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры им. И.М. Саркизова-Серазини. Сейчас за кафедрой закреплено больше ста дисциплин, а высокий конкурс и большое количество обучающихся говорит об огромном интересе студентов к этому направлению: — С точки зрения администратора могу сказать, что профили «Физическая реабилитация» и «Лечебная физическая культура» — одни из самых востребованных в университете. Например, сейчас у нас учатся 407 студентов, очень хорошее соотношение договорных и бюджетных мест: на 20 бюджетных мест 70 договорных. Собственно говоря, мы своей кафедрой субсидируем и другие направления подготовки, — отмечает доцент кафедры и исполняющий обязанности директора Института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса Марина Михайлова. Добавим, что студенты здесь очень мотивированы: прекрасно понимают, куда идут и чего хотят, и учатся с удовольствием. Если не удается поступить с первого раза, сдают экзамены по несколько лет. После окончания вуза все находят себя в профессии: — У нас очень сильная теоретическая и практическая база подготовки, студенты подробно изучают физическую реабилитацию в ортопедии, травматологии, пульмонологии, кардиологии, неврологии, педиатрии и прочем. Зачин мы даем нашим ребятам неплохой, они отлично сориентированы в профессиональной деятельности. Очень много наших выпускников успешно работает в стационарах, реабилитационных центрах, престижных клиниках с пациентами ортопедического, травматологического, терапевтического и неврологического профиля, — говорит доцент Наталья Швыгина. Коллектив кафедры сплоченный и дружный: все друг за друга радеют, стараются помочь и «тянут вперед» молодых коллег. — У нас на кафедре очень семейная атмосфера. Такое взаимопонимание, поддержка, доброжелательность! — говорит доцент кафедры Светлана Майорникова. Ее слова иллюстрирует сама страничка кафедры. Среди сотрудников числятся ушедшие профессора и заведующие: как и в семье, из памяти родных не вычеркивают. С 2017 года кафедру возглавляет Светлана Ткаченко.
Светлана Ткаченко окончила педагогический факультет РГУФКСМиТ по специальности «Организация управления физкультурным движением». В то время юноши проходили через военную кафедру, а девушки подробно, с большой клинической практикой изучали лечебную физическую культуру и «на выходе» получали диплом преподавателя физического воспитания и свидетельство инструктора ЛФК: — Наши выпускницы часто шли работать в различные медицинские учреждения как инструктор-методист ЛФК с высшим физкультурным образованием. Я пошла работать в НИИ неврологии, — рассказывает Светлана Ткаченко. Состав кафедры долгое время был очень стабильным. Здесь преподавали профессора Сергей Попов, Наиль Валеев, Анатолий Бирюков. И в 1998 году Светлана Анатольевна снова вернулась к своим педагогам, но уже как преподаватель. Работу в университете совмещала с клинической практикой: — У нас практически все сочетали преподавание с работой в поликлиниках и больницах. И сейчас молодежь умудряется совмещать. Чтобы защитить диссертацию, нужно работать по специальности. Долгое время Светлана Анатольевна была замом по учебно-методической работе, а в 2017 году, после смерти Ольги Козыревой, возглавила кафедру. — Ольга Владимировна всю себя отдавала работе, развитию кафедры. После ее ухода мы сохранили стабильный, сработавшийся коллектив людей, всей душой радеющих за свое дело, — подчеркнула Светлана Анатольевна. Главная цель, которую сейчас ставит перед собой глава кафедры и вице-президент Национальной ассоциации физических терапевтов России, — создать профессиональный стандарт и вернуть профессии былой престиж. — Если раньше инструктор-методист ЛФК ценился наравне с врачом, то нынешний статус гораздо ниже. Сейчас профессия развивается, становится все более востребованной. В настоящее время разработан и ждет утверждения профессиональный стандарт специалиста по физической реабилитации, который обеспечивает дальнейшее развитие профессии. Среди выпускников кафедры немало знаменитостей, но в целом отсутствие профстандарта мешает многим талантливым людям добиться высот в профессии: — Наша аспирантка Ксения Устинова — сейчас профессор Мичиганского университета в Америке, выпускница Ольга Брусникина — олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, есть чемпионы мира и Европы. Большинство наших выпускников работают в ведущих клиниках и реабилитационных центрах Москвы и России, со многими поддерживаем тесное общение. Коллектив кафедры очень стабильный, но сейчас происходит смена поколений: — Сергей Попов почти до 90 лет проработал, Наиль Валеев недавно ушел на пенсию, не стало Анатолия Бирюкова, Петра Левашова. Сейчас идем по пути омоложения кафедры, готовим так называемый кадровый резерв. Антонина Бахарева в этом году отметила свой 75-летний юбилей, а на кафедре работает уже больше полувека. В университет она пришла в 1970 году — сначала лаборантом на военную кафедру. — Я студентам выдавала защитные средства, противогазы, ухаживала за ними… Военная кафедра был отличная, странно, что ее убрали из нашего университета. При ней была совершенно другая дисциплина. Опоздавших не пускали, на каждом занятии дежурный вставал, сдавал рапорт: «Группа готова к занятиям!» — вспоминает Антонина Андреевна. Через год Бахарева стала заместителем заведующей, а потом непосредственно завлабораторией кафедры физической культуры. Одновременно поступила на заочку по направлению «Физическая культура и спорт» и уже на третьем курсе начала преподавать. — Мы как раз переехали в новое здание, мне предложили почасовую нагрузку. Вдвоем с Анатолием Бирюковым вели все занятия по массажу. Наш корпус еще был не отделан, занимались на нынешней кафедре футбола, через какую-то шторку: в одной половине девочки, в другой мальчики. С профессором Анатолием Бирюковым — учеником Ивана Саркизова-Серазини, доктором педагогических наук, известным во всем мире специалистом по оздоровлению и массажу — Антонина Андреевна проработала всю жизнь и считает его своим главным учителем: — Ходила к нему на занятия по массажу, в лаборатории проводили эксперименты, по которым Анатолий Андреевич диссертацию писал, я их обрабатывала. Серьезную научную работу вели: он делал массаж, а я все параметры снимала, потом сидели в институте все это считали — дни и ночи, и в выходные тоже. Анатолию Бирюкову приходилось постоянно выезжать на соревнования, и молодая сотрудница преподавала массаж фактически одна. Потом на кафедру пришли Петр Левашов и Наталья Власова, с тех пор так и работали вчетвером. — Диссертацию я поздно начала писать, была такая нагрузка, что не до этого. Особо не стремилась строить карьеру, для меня главной была учебная работа. Защитилась в 1998 году. Я работала уже много лет, поэтому меня сначала взяли на ставку доцента, а в 2006 году уже присвоили звание доцента. В восьмидесятых–девяностых годах Антонина Бахарева вела занятия в медучилищах Москвы и Таллина, проводила в РГУФКСМиТ занятия по повышению квалификации, преподавала в Высшей школе тренеров. — Анатолий Андреевич попросил меня поработать с легкоатлетами, которых он вел. И проводила занятия у хоккеистов — наша знаменитая хоккейная команда ЦСКА, легендарный Вячеслав Фетисов и другие. До чего же они дисциплинированные! На занятиях ни звука, все слушают. Наталья Власова — тоже воспитанница профессора Анатолия Бирюкова. Наталья окончила педагогический факультет ГЦОЛИФК и два года работала начальником отдела Московского городского совета «Динамо», а в 1984 году начала преподавать в ГЦОЛИФК. — Я очень довольна, что пришла в этот вуз. Вместе с Анатолием Андреевичем поработала в комплексной научной группе, побывала на многих студенческих универсиадах со сборной СССР по подводному плаванию, чемпионами СССР по баскетболу — командой «Спартак-Московская область», на зимних олимпиадах — с лыжниками и лыжным двоеборьем. Это было очень интересно, и со студентами общаться мне очень нравится, — подводит итоги Наталья Анатольевна. Наталья Власова — автор целого ряда статей о своем учителе, его детстве, молодости и начале спортивной карьеры, которые публиковались в сборниках университетских конференций. В соавторстве с ней Анатолий Бирюков писал свою последнюю работу — учебник «Классический массаж». — Он вышел в 2021 году в издательстве «Советский спорт». Мы с Анатолием Андреевичем его закончили, отдали в издательство, он чуть-чуть не дождался его выхода. Во время «смены поколений» на кафедре именно Наталья Анатольевна стала наставником новых преподавателей по массажу: — Сначала было, конечно, нелегко, в сентябре–октябре практически одна вела все занятия, потихонечку их вводила в курс дела. Сейчас иногда специально хожу к молодым коллегам, принимаю зачеты и могу сказать, что за год они справились. Студенты их слушают, уважают. Я довольна, что взяла этих преподавателей. Наталья Власова уже вынашивает планы подготовить вместе с «новой сменой» мультимедийные лекции и учебные пособия: — У нас есть мультимедийные пособия по одной-двум дисциплинам, нужно по всем сделать, красочно, с картинками, чтобы все соответствовало. Новые преподаватели такие молодые и активные, рвутся дополнить учебник Бирюкова, я говорю — подождите… Надежда Иванова — «летописец» и «архивист» кафедры, внучка кандидата наук, доцента Александра Шокина, который всю жизнь проработал на кафедре большого тенниса ГЦОЛИФК. Свое знакомство с вузом она вспоминает так: — Первый раз побывала в институте в 5 лет. Дедушка привел меня на праздник 9 мая, проходил кросс имени Бориса Галушкина. Мне тогда очень понравилось. Все было ярко, празднично, играла музыка, студенты веселые… Кто-то из дедушкиных коллег спросил, грамотная ли я, на что я ответила: «Да, конечно, у меня уже есть грамота за второе место в соревнованиях по фигурному катанию». Когда пришло время определяться с вузом, дедушка рассказал Наде, что в РГУФКСМиТ появилась новая специализация — физическая реабилитация, и она решила поступать сюда. В 1997 году окончила бакалавриат, а в 1999 году — магистратуру, и то и другое с красным дипломом. Магистерская переросла в кандидатскую, и в 2000 году Надежда уже была кандидатом наук. Научные исследования Надежды были связаны с физической реабилитацией больных бронхиальной астмой детей, и с 1998 года по 2004 год она работала в должности инструктора-методиста по ЛФК в Центре восстановительного лечения детей с бронхо-лёгочной патологией города Москвы. А с 2001 года начала преподавать в родном вузе — кстати, большинство дисциплин, которые она ведет, опять же связаны с дыханием. — Моими научными руководителями, а потом коллегами были Лилия Захарова, Сергей Попов, Наиль Валеев. От них я училась не только азам профессии, но и педагогическим навыкам, и человеческим качествам. Потом, когда была в сомнениях по поводу выбора места работы, Лилия Сергеевна сказала: нужно оставить Надю на кафедре. И я осталась. В течение шести лет Надежда Иванова была заместителем заведующего кафедрой по научной работе и взяла на себя основную нагрузку по «запуску» Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Лечебная физическая культура: достижения и перспективы развития». Конференция стартовала в 2012 году (с 2018 года она проводится совместно с кафедрой спортивной медицины и теперь называется «Физическая реабилитация и спортивная медицина: пути развития»). — Это был серьезный труд: всех собрать, сделать программу, выпустить сборник. Долгие годы наша кафедра не проводила конференции, и это мероприятие оживило научную жизнь. И все же основным своим достижением Надежда Леонидовна считает монографию по истории лечебной физической культуры, увидевшую свет в год 90-летия кафедры и столетнего юбилея университета (отдельная глава в ней посвящена истории кафедры). Благодаря увлеченной работе над ней она смогла мобилизоваться в сложный период своей жизни, а вообще историю ЛФК она изучает уже больше 20 лет. — Как отмечал Иван Михайлович Саркизов-Серазини: «Познание прошлого помогает познать настоящее, предвидеть будущее». Активно сотрудничает Надежда Леонидовна и с Историко-спортивным музеем — именно она была инициатором выставки «Разные пути — одна цель» (ко Всемирному дню борьбы с туберкулезом) и юбилейной выставки к 120-летию со дня рождения выпускницы РГУФКСМиТ Киры Серой. Людмила Добрынина — врач-педиатр по образованию. В 1983 году она окончила Хабаровский государственный медицинский институт и около пяти лет работала по специальности, из них три года в Санкт-Петербурге, где муж-физиолог заканчивал аспирантуру в Научно-исследовательском институте. Вернувшись в Хабаровск, она устроилась преподавателем на кафедру ЛФК и спортивной медицины Дальневосточной государственной академии физической культуры (позже там появилось направление «Адаптивная физическая культура»). – Когда я закончила школу, у меня было две мечты: хотелось стать врачом и педагогом. Сначала победила медицина, затем осуществилась и вторая мечта, — рассказывает Людмила Александровна. Работать на кафедре, в коллективе преподавателей с высшим медицинским образованием и большим педагогическим опытом, было большой удачей: — Я погрузилась в эту специальность и просто в нее влюбилась. Защитила диссертацию по адаптивному физическому воспитанию глухих детей дошкольного возраста. В ходе исследования были выявлены особенности координационных способностей, повышен уровень физического и психического состояния глухих дошкольников. Затем Людмила с семьей переехала в Москву и пришла работать в РГУФКСМиТ — стаж ее работы в вузе уже почти 12 лет. — Очень хотела работать в этом университете и по своему профилю. Пришла и нисколько не пожалела. Небольшая разница была в системе планирования ведения дисциплин. Огромная благодарность Ольге Владимировне Козыревой, которая в первый год моей работы на кафедре доверила мне разработку программы для новой дисциплины профиля «Физической реабилитации». Я встретила на кафедре очень доброжелательный и высококвалифицированный коллектив преподавателей. Сейчас кафедра для меня стала «родным домом». Последние шесть лет Людмила Александровна отвечает за учебную работу на кафедре. Она убеждена, что для повышения качества подготовки студентов нужно максимально освободить преподавателей от канцелярской рутины и улучшить материально-техническую базу:
— Я считаю, что преподавателям недостаточно времени для подготовки к занятиям. Сейчас очень много времени уделяется заполнению отчетной документации. Я считаю, что преподаватель для повышения качества учебного процесса должен больше готовиться к лекционным и практическим занятиям, это важнее. Еще для качественной подготовки студентов нужно улучшение материально-технической базы: кушетки, инвентарь, зал ЛФК. Планируется сделать мини-зал на кафедре, мы на это питаем большие надежды. Много времени Людмила Александровна уделяет воспитательной работе со студентами. — Это и посещение занятий, и вообще культура поведения. В целом уровень воспитания не всегда высокий, хотя наши студенты отличаются в лучшую сторону. На занятиях мы уделяем большое внимание одной из основных функций воспитания — образовательной. Развиваем и совершенствуем умения и навыки самореализации, саморазвития. Светлана Майорникова после школы два года проучилась в МАИ, но быстро поняла, что спорт ей куда интереснее, чем сухие цифры. — Я в школе занималась фигурным катанием, в институте в лыжную секцию ходила, и спорт мне был ближе, чем начертательная геометрия и сопромат. На кафедре физвоспитания проводились исследования в области лечебной и оздоровительной физической культуры. Было очень интересно принимать в них участие. Поэтому, когда пришла в ГЦОЛИФК, уже хорошо себе представляла, кем буду работать потом, — говорит Светлана Анатольевна. Светлана окончила ГЦОЛИФК по специальности «Организация управления физкультурным движением» и пошла работать в «медсанчасть» — ведомственную больницу оборонной промышленности. — Это была хорошая школа. Работала инструктором-методистом с пациентами и в стационаре, и в поликлинике, в отделениях хирургии, терапии, неврологии. Материал для диссертации Майорникова набирала в НИИ неврологии: работала там вместе со Светланой Ткаченко и защитилась практически одновременно с ней, в 2006 году. На кафедру в 1996 году Светлану Анатольевну пригласил Сергей Попов, и она охотно согласилась: — Сергея Николаевича я знала со студенческих лет, он тогда был проректором по работе с иностранными студентами. Всегда с огромной благодарностью вспоминаю его и Козыреву Ольгу Владимировну, которая была моим научным руководителем. По словам Светланы Майорниковой, РГУФКСМиТ — это вся ее жизнь, а к коллегам она привязана душой, как к родным: — В университете меня часто поражало, что люди великие — мастера спорта международного класса, профессора — в то же время такие простые и скромные. На кафедре я всегда чувствовала абсолютную поддержку старших коллег, поэтому хотелось развиваться, учиться. По-моему, важно, чтобы эта атмосфера сохранялась, несмотря на смену поколений. Наталья Швыгина с четвертого класса занималась легкой атлетикой и училась в спортивном классе: – Наш тренер — однокурсник Владимира Сячина с кафедры легкой атлетики, они вместе вели тренировки. Потом, когда сюда пришла, об этом узнала, – говорит она. Окончив спортивный класс, Наталья все же поступила в строительный институт и в 1989 году пришла работать в лабораторию кафедры лечебной физической культуры, спортсооружений и гигиены ГЦОЛИФК в качестве инженера. — У нас была достаточно большая лаборатория с советского времени: много электроприборов, велоаэргометров, там проводились всякие испытания. Уже на следующий год Наталья поступила на профильную заочку, а на последнем курсе ее уже взяли на полную ставку преподавателя — к тому времени уже появилась самостоятельная кафедра физической реабилитации. — Заведующая Лилия Захарова мне порекомендовала: «Ты толковая девушка, у тебя все получается, иди соискателем». Я сдала кандидатский минимум и начала писать диссертацию, в 2000 году ее защитила. Так и вышло, что, сменив профессию, Наталья осталась на кафедре. И работает здесь в общей сложности уже 33 года. — Все очень интересно и позитивно. В 2013 году еще поступила на «Сестринское дело», просто для себя, в 2017 закончила. Встать в одну колонну с молодыми нелегко, но все можно успеть, если есть желание и перспектива. Сейчас сокращаются сроки восстановления в стационаре, но для выпускников кафедры открываются новые перспективы — наступает время фитнес-индустрии: — Я считаю, что это хорошо, наши студенты прекрасно в нее вливаются. Появляются новые программы, например, «Московское долголетие», мы можем наших выпускников рекомендовать работать в этой сфере, к тому же она очень хорошо финансируется. Марина Михайлова пришла работать заведующей реабилитационным центром при кафедре, одновременно училась на заочке по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» — эта специальность привлекла ее близостью к медицине. После окончания вуза стала подниматься по карьерной лестнице: в 2008 году стала помощником проректора, в 2009 году — заместителем директора Института туризма, а сейчас исполняет обязанности директора института. Но с кафедры никогда не уходила. — Для меня кафедра — дом родной. Получается, я тут уже двадцать с лишним лет работаю. У нас очень хороший коллектив, очень дружный. Редко кто увольняется, работают до пенсии. Старожилов помню практически всех: Сергея Николаевича, который меня принимал на работу, Ольгу Владимировну очень любила. Безвременно ушедших постоянно вспоминаю, прямо каждый день.
Наталья Лунина — просто человек-оркестр. У нее одно специальное и два высших образования: она окончила Омский областной медицинский колледж, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта и Омский государственный педагогический университет, один за другим и все с отличием. Всегда стремилась совмещать трудносовместимые вещи: работу в родильном доме с учебой на дневном отделении вуза, научно-исследовательскую работу и преподавание в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта с учебой в педагогическом университете (одновременно еще успевала писать диссертацию). По словам Натальи, высокой самоорганизацией она обязана своей клинической практике — после окончания колледжа она четыре года была акушеркой родильного отделения в родильном доме, где получила бесценный клинический и жизненный опыт: — Работала там пять лет после колледжа, причем через два года поступила в вуз. После стационара доступно все. СибГУФК Наталья окончила как специалист по адаптивной физической культуре с большим практическим багажом. — Освоила в том числе и массаж. Практику походила в Омском психоневрологическом интернате, нас приглашали на социальные проекты — помощь детям, оставшимся без родителей, пожилым людям. В Омском спортивном вузе Наталья в качестве научного сотрудника занималась обследованием ведущих спортсменов и команд по футболу и хоккею, участвовала в выполнении госзаданий. В 2009 году защитила диссертацию, в 2011 году получила с коллективом коллег приглашение от ведущего неспортивного вуза города — Омского государственного университета по созданию там кафедры адаптивной физической культуры. С задачей справились блестяще, позже «прокачав» кафедру до уровня открытого факультета. Параллельно включалась в фитнес-индустрию в качестве эксперта — ее часто приглашали в клубы для реализации оздоровительных программ. В ОмГУ Лунина Наталья работала вплоть до 2017 года, когда ее жизнь сделала очередной крутой поворот: приехав на конференцию РГУФКСМиТ по лечебной физической культуре, она получила от Ольги Козыревой приглашение о сотрудничестве и решила перебраться в Москву. К слову, в нашем университете она поначалу тоже практиковала внутреннее совместительство — с 2017 по 2019 год параллельно преподавала на кафедре адаптивной физической культуры, продолжая работу над докторской диссертацией по исследованию эффективности технологии нейробиоуправления, которая сейчас применяется в нашем вузе. — Нейробиоуправление — это контроль и управление эмоциями, ритмами мозга, дыхания и сердца с помощью специальной аппаратуры, подбор индивидуальных стратегий, ответственных за внимание, что позволяет сделать спортсмена более успешным. Раньше этим занимались только психологи и нейропсихологи. Внедрение этой технологии в учебный процесс в нашем вузе как никогда актуально. Наталья Владимировна гордится работой в нашем вузе и считает, что здесь у нее есть все возможности для самореализации: — РГУФКСМиТ отбирает разносторонних специалистов, это университет, где обучение ведется на самом передовом уровне. Конечно, работать здесь — это большая честь. Юлия Ермолаева — давняя коллега Светланы Ткаченко по институту неврологии. — Мы с ней вместе работали с 1998 года, она приводила к нам студентов, общались с ней долгие годы, — вспоминает Юлия Анатольевна. Юлия сначала получила среднее медицинское образование (выучилась на медсестру), а в 1992 году поступила в Московскую государственную академию физической культуры в Малаховке, где как раз открылось отделение физической реабилитации. Аспирантуру заканчивала уже в РГУФКСМиТ: – Наш вуз произвел на меня очень хорошее впечатление. Отличное здание, очень хорошие преподаватели. Моим научным руководителем был Сергей Попов. Замечательный человек: все объяснит, поможет. Касаясь планов на будущее, Юлия Анатольевна говорит, что «докторскую» писать уже не планирует. Вместо нее сосредоточится на помощи юным ученым — студентам и аспирантам. Елену Севостьянову в нашем университете знают как руководителя Научно-организационного управления, но с прошлого года она стала совмещать административные функции с преподаванием на кафедре физической реабилитации. Елена училась на кафедре теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности, занималась альпинизмом. О своих восхождениях Елена рассказывает так: — Самая высокая покоренная точка — 5 646 метров. Это западная вершина Эльбруса. Взойти на эту гору считается достижением. Эльбрус — действующий вулкан, идет испарение сероводорода, он отравляет организм. Большая высота развивает «горняшку» — горную болезнь. Погода очень переменчивая, мы в июне попали в жуткую пургу, было объявлено штормовое предупреждение. В то время погибли чешские спортсмены, заблудились в тумане и замерзли. В ГЦОЛИФК поступила со второго раза, в 2005 году. — Училась на кафедре служебно-прикладных видов спорта и экстремальной деятельности по специализации «Горные виды спорта». Во время учебы три раза прыгала с парашютом и погружалась с аквалангом, стреляла из автомата Калашникова. Магистратуру окончила по специальности «спорт высших достижений», а в кандидатской диссертации опубликовала программу по йоге, позволяющую повысить стрессоустойчивость спортсменов-скалолазов. — Я уже 20 лет преподаю йогу и физическую реабилитацию, меня интересует оздоровление, это мое хобби — помогать людям. Пришла работать на кафедру, чтобы свой опыт физической реабилитации средствами йоги передать студентам.
Александр Ларин — наш выпускник. В 1995 году получил специальность «массовые формы физической культуры», в 2001 году окончил аспирантуру (диссертацию писал у профессора Анатолия Бирюкова, у которого еще в 1992–1993 году учился на курсах массажа). После этого двадцать лет вращался в других сферах, а год назад вернулся в родные стены. — Возвращаться было сложно: хотя многое помнил, знал, но пришлось подучиться. Сейчас параллельно учусь на специальности «Сестринское дело». В теории есть новые нюансы, а в практике все по-прежнему. Михаил Саламатов — воспитанник кафедры легкой атлетики РГУФКСМиТ, в 2006–2009 годах учился там же в аспирантуре, с 2002 до 2011 год работал в КНГ со сборной по легкой атлетике. Это одна линия — спортивная, и она тесно переплеталась с медицинской: в 2002 году Саламатов окончил курсы массажа у Анатолия Бирюкова и с тех пор работал массажистом — он владеет более чем 20 методиками массажа. В 2016–2020 годах Михаил отучился на «сестринском деле» в РГУФКСМиТ, и Светлана Ткаченко пригласила его работать на кафедру: — Я к этому стремился, хотел вернуться в родной вуз, и мои мечты сбылись. Алексей Михальский в 2017 году окончил Российский медицинский университет имени Пирогова как врач-педиатр (выбрал эту специальность как наиболее широкую — педиатр без переподготовки может работать как с детьми, так и со взрослыми). Потом пошел в ординатуру в Военно-медицинскую академию и там получил профессию врача спортивной медицины/врача ЛФК — интерес к ней проснулся еще в университете, где Алексей занимался в кружке спортивной медицины и ЛФК. — Военно-медицинская академия вышла на меня через социальную сеть по метке на фотографии, где наш выпуск сфотографирован на фоне университета. Я был первым (и единственным в тот год) гражданским по этой специальности, до этого там ей обучали только военных. В тот год на мне все «обкатывали», потом уже набор дошел до 15 человек, — поясняет Алексей Вадимович. Во время учебы в академии сбылась мечта поработать со спортивными командами: стажировку проходил в ЦСКА как врач ЛФК. Военная академия тесно сотрудничала с РГУФКСМиТ, и вчерашнему студенту предложили пойти туда в качестве преподавателя, взяв нагрузку профессора Наиля Валеева: ЛФК и физическую реабилитацию. — Я уже в Военно-медицинской академии заочно с ним был знаком, поскольку учился по его учебникам. Никогда серьезно не думал о педагогической карьере, а тут неожиданно оказался «по другую сторону». С другой стороны, я хорошо понимал студентов и это помогало мне сделать материал интересным и доступным. Позже в расписании Алексея Михальского добились новые предметы: физиотерапия и санаторно-курортное дело, кинезиотейпирование (использование специальных лент для профилактики и лечения ушибов и отеков), а потом и часть предметов на «Сестринском деле». Так что график у молодого преподавателя очень насыщенный: часто приходится засиживаться до 10 вечера по будням, занятия идут и по субботам. Яна Ясинская — в прошлом профессиональная спортсменка, КМС по легкой атлетике. — Почему-то все думали, что я стану тренером, но к тому моменту я уже видела, сколько травм у меня и у моих коллег, и понимала, что я не хочу так же травмировать детей. А в профессиональном спорте, к сожалению, без травм никуда. Подавала документы в вуз только на одно направление — реабилитацию. В 2016 году Яна одновременно окончила бакалавриат по направлению «Физическая реабилитация» и «Сестринское дело» и после учебы работала в больнице инструктором по лечебной физической культуре. — В больнице у меня образовался костяк пациентов, которые передавали мои контакты по «сарафанному радио». Теперь, когда перешла работать на кафедру, принимаю их частно, либо сотрудничаю с организациями. Например, с «Обществом рассеянного склероза», я у них приглашенный специалист. В 2018 году Ясинская защитила магистерскую диссертацию у Людмилы Добрыниной, которая ведет ее с бакалавриата: — Людмила Александровна — мой научный руководитель, мой наставник, моя вторая мама. Она говорит: «Я тебя вырастила»! Это действительно так. Ирина Собчук в 1991 году окончила специалитет Московского института нефти и газа, а в 2012 году пришла в РГУФКСМиТ на переподготовку по адаптивной физической культуре в Институте дополнительного образования и осталась работать на кафедре заведующей методкабинетом. В 2018 году начала преподавать: сначала по договору ГПХ, а с 2021 года, после окончания магистратуры по той же специальности штатно. Сейчас Ирина ведет около 15 дисциплин. Ведущий документовед кафедры Наталья Чулюкова работает здесь с 2008 года. Она окончила наш вуз по специальности «рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», а в 2020 году — магистратуру кафедры физической реабилитации. Раньше параллельно работала в деканате Института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса, а сейчас полностью сосредоточилась на кафедральной работе. — Наталья — наш бесценный помощник, координатор нашей работы, без ведущего документоведа мы работать эффективно не можем, потому что кафедра большая, — говорит Светлана Ткаченко.
Кафедра физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры им. И.М. Саркизова-Серазини
Официальная страничка — на сайте.
E-mail: lfk@gtsolifk.ru