Пясецкая Галина Богдановна (1915 – 2007)




 

Инструктор — парашютист, испытатель, майор ВДВ

Советская спортсменка (парашютный спорт), тренер. Заслуженный мастер спорта. 10-кратная рекордсменка мира, совершившая более 1 000 прыжков с парашютом. Подполковник ВДВ. Выпускница ГЦОЛИФК 1935 г. Награждена орденом Красной Звезды (1935) и Большой Золотой медалью Международной авиационной федерации.

Галина Пясецкая — спортсменка с мировым именем. Она стала одной из первых женщин в СССР, которой присвоили звание заслуженного мастера спорта. В 20 лет ее знал уже весь Советский Союз, и по своей популярности она не уступала знаменитым советским летчицам того времени Валентине Гризодубовой и Полине Осипенко.

Родилась в 1915 г. в Ефремове в семье земского учителя Богдана Пясецкого. С детства одним из любимых предметов ее была физкультура. И в 17 лет Галя уехала в Москву поступать в Государственный Центральный институт физической культуры. Была очень активной студенткой, участницей различных соревнований.

А когда в  1934 г. в институте был создан первый в СССР  кружок парашютного спорта, стала  одной из первых, занимающихся парашютным видом спорта, который в то время в стране был еще малоизвестен. Она занималась в Центральном аэроклубе вместе со своими подругами — студентками института физкультуры: Аней Шишмаревой, Натой Бабушкиной, Симой Блохиной, Музой Малиновской и другими.

В 1935 г.  Галина Пясецкая  вместе со своей подругой Анной Шишмаревой установили мировой рекорд  — прыгнули без кислородной маски с высоты 7 923 метра!  Мировой рекорд  был превышен вдвое, ибо ни одна парашютистка Европы и Америки не прыгала выше 3 500 метров, а мужчины — выше 5 000 метров. Обе парашютистки были награждены орденами Красной Звезды «за исключительную отвагу и высокое мастерство». В том же году были проведены первые Всесоюзные соревнования по парашютному виду спорта, и Пясецкой и Шишмаревой  было присвоено высокое звание «Заслуженный мастер спорта СССР».

На Анну и Галину обрушилась слава. Съезды ударников труда, торжества в Кремле, на Красной площади, в авиационных праздниках… Им шили красивые туалеты для приема в честь высоких иностранных гостей, их узнавали на улицах. Они стали кумирами молодежи…

1 — соревнования на стадионе Динамо Пясецкая и Шишмарева, 1933 г. 2 — парашютисты приветствуют ссъезд ВЛКСМ в Большом Кремлевском дворце, 1936 г. 3 — студентки педфака, 1934 г.

С начала Великой Отечественной войны Галина Пясецкая и Анна Шишмарева  ушли добровольцами на фронт. Анна сражалась в ОМСБОНе, в качестве инструктора вела «парашютный всеобуч» для тех, кто десантировался в тыл врага. А Галина воевала  в отдельной опытно-испытательной эскадрилье в должности инструктора-парашютиста на подмосковном полигоне парашютно-десантной техники. Среди летного состава она была единственной женщиной  на полторы сотни мужчин и имела в своем активе уже 62 прыжка, больше чем у мужчин-инструкторов, ее сослуживцев.

Занималась подготовкой диверсионных групп для заброски в тыл к немцам, вылетала в командировки к партизанам — для обучения десантников. В обязанности Галины Пясецкой входило и укладывать парашюты для летчиков, десантников, различных грузов. Иногда работала целые сутки, пока слушались руки и пока врач не отстранял… Сколько штук в день — никто не считал… А скольким людям спасли эти парашюты жизнь в военные годы?!

А еще испытывала парашютную и другую десантную технику, снаряжение, совершала первые испытательные прыжки с этим снаряжением в сложнейших погодных условиях с различных типов самолетов, планеров, аэростатов, подвесных кабин. Проводила испытания 19 типов летательных аппаратов, приземлялась на болотах, шоссе, проселках, лесах, в снег и сильный  ветер.

Причем испытателям каждый раз надо было фиксировать все детали прыжка в своей памяти:  как прыгать с разными предметами и как их крепить, чтобы они не мешали во время полета или спуска и тем более при приземлении. Ведь на земле боец должен сразу вступить в бой. Важно было проверить, испытать, как упаковывать грузы, потом их сбрасывать, чтобы на земле все необходимое получили сохранным. А ведь грузы были самые разные: от продуктов питания до боевого снаряжения. Сначала сбрасывали с бреющего полета, потом на воду.

Вот как сама парашютистка  в своем дневнике пишет про подобные испытания (источник):

«21.07.1943. Медвежьи озера. Самолет ПС-84. Высота 700 м. Скорость полета при выброске — 180. Испытываются катушки с телефонным кабелем. Тяжесть-то у них небольшая, килограммов девять, но они треугольные, деревянные и очень нескладные. Привязываю катушку на левый бок, сзади. Как я буду отделяться? Выскочила хорошо. Но стропы задели за угол катушки, подняли ее и прижали к спине. А тут еще новая подвесная система… С новым замком… Пряжки едут вверх и бьют по лицу, особенно мешают при разворотах и приземлении…»

Вот еще две записи из ее дневника военных лет:

«1.02.45. Клин. У-2. Высота 600 м. Скорость 70. Продолжаем испытания с контейнером. Сегодня вес до 20 кг. Тяжело. Все бы ничего, но сесть в У-2 и вылезать на крыло в воздухе — очень сложно. Делать нечего, пришлось прыгать — удовольствия мало, но справилась. Стоять на крыле очень трудно. Ждала команду с нетерпением. Наконец-то слышу: „Пошел!“ Хорошо — не кувыркает. Рывок при раскрытии порядочный. Купол раскрылся. Все нормально, а вот освободиться от контейнера трудно — много работы, ремни сами не сползают. Села в сугроб, но ветер тащит вперед, а груз — „кирпичи“, держит на месте, так и задушить недолго. Еле добралась до замка и освободилась от купола».

«22.02.45. Клин. Ли-2. Высота 600 м. Скорость 170. Сегодня хотя и мороз — 23 градуса по Цельсию, но солнечно и почти тихо. Идем с контейнером 30 кг. Он вместе с парашютом превышает мой собственный вес. Хорошо, что друзья помогли, „погрузили“ в самолет, иначе бы не смогла. Прыгнула хорошо. Все сработало нормально. Первые два раза приземлилась удачно — на снег, хотя упала на спину. В штиль — это не страшно. На третьем прыжке, к счастью, сразу развернуло по сносу, иначе было бы худо, ведь в таком обмундировании рук не поднять, а попала на бетонку. Приложило очень здорово. Удар получился скользящий. Потом потащило, а контейнер тормозит и система душит. Хорошо, что есть замок, он и спасает, ведь при ветре отстегнуть карабин почти невозможно. Мы все рады, испытания идут удачно, это вроде нашего подарка ко дню Красной Армии получилось!»

Ко дню победы на ее счету только за годы войны в качестве испытателя она совершила 221 прыжок! Каждый такой прыжок был связан с огромным риском для жизни и здоровья. Три перелома ног, других травм не счесть. И все-таки судьба ее берегла все годы самой страшной войны. Начала Пясецкая войну сержантом, а закончила в 1945-м майором ВДВ.

После войны Галина участвовала в чемпионатах мира по парашютному спорту, где стала 8-кратной чемпионкой мира! Два раза была серебряным призером. А всего на ее счету  1 045 прыжков! Награждена Золотой медалью Международной авиационной федерации — чрезвычайно редкая награда.

Работала тренером женской сборной СССР. По завершении тренерской карьеры возглавила базу сборной Советского Союза по парашютному спорту в Узбекской ССР. За короткое время ей удалось превратить этот спортивный объект в одну из лучших баз в стране по подготовке советских спортсменов-парашютистов. На пенсию ушла в звании подполковника ВДВ.



Новости и события:


Студент РУС «ГЦОЛИФК» Давит Хачатрян стал победителем Кубка Мэра Москвы по рукопашному бою



Сотрудничество и развитие: ректор РУС «ГЦОЛИФК» принял участие в совещании с Минобрнауки России



Представители РУС «ГЦОЛИФК» побеждают на Всероссийских соревнованиях по боксу РФСО «Спартак»