Москва, Сиреневый бульвар, дом 4
+7 (495) 961-31-11
«Московский славный инфизкульт»: воспоминания спустя 70 лет
Преемственность поколений через воспоминания выпускников – традиция в Российском университете спорта «ГЦОЛИФК». Важно передавать студентам не только профессиональные знания, но и жизненный опыт. Профессор кафедры теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло Евгения Распопова предоставила рукописи выпускницы ГЦОЛИФК Надежды Минаевой, которой сейчас 94 года.
Надежда Андреевна поступила на спортивную гимнастику в Государственный центральный ордена Ленина институт физической культура им. И. В. Сталина (ГЦОЛИФК) в 1950 году.
— Теперь название этого учебного заведения, которому в 2018 году исполнилось 100 лет, изменилось, как и во многих других институтах. Четыре года учебы в институте были для меня очень важными и интересными. Студенты инфизкульта – это особый народ: деятельный, трудолюбивый, дружный и жизнерадостный.
В то время в честь больших праздников и важных событий в стране устраивались парады физкультурников. Студенты ГЦОЛИФК выступали отдельной колонной. Как правило, на подготовку отводилось много времени, иногда по три-четыре недели. Это было время, когда и первокурсники, и выпускники со своими педагогами и тренерами, все вместе, участвовали в мероприятии. Участники получали тренировочную и парадную форму, а также обеспечивались трехразовым питанием. Это было хорошим подспорьем к стипендии.
— Я хорошо помню свою первую стипендию: тридцать один рубль. Этой суммы едва хватало на еду, кусок мыла и зубной порошок. Если бы не наша студенческая коммуна, то мне пришлось бы туго. Можно было добиться небольшого увеличения стипендии, но для этого требовалось получить отличные оценки на экзаменах. Я решила, что ради этого стоит потрудиться, — вспоминает Надежда Андреевна.
В приложении к диплому по двадцати семи предметам у Надежды Минаевой стояли только пятерки. Она признается, что была трудолюбивой студенткой.
— Когда закончился один из экзаменов, профессор обратился к преподавателю и сказал: «Я давно не принимал экзамены у студентов с таким удовольствием». Поставил в мою зачётку «5+» и рядом написал «Отлично». С тех пор за все экзамены в институте у меня не было ни одной оценки ниже пяти баллов.
В то время программа обучения в институте включала большое количество теоретических предметов: основы марксизма-ленинизма, политэкономия, диалектический и исторический материализм, а также иностранный язык. И эти предметы были обязательными во всех вузах. Для институтов физкультуры в программу обучения также входили: химия, анатомия, физиология, психология, педагогика, гигиена спорта, врачебный контроль, лечебная физкультура, массаж.
Кроме того, все студенты независимо от специализации должны были сдать зачеты по гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту, спортивным играм, плаванию, конькобежному спорту, фехтованию, а также пройти практику в общеобразовательной школе и вузе. Таким образом, студенты постоянно занимались спортом.
Учебный процесс был хорошо организован и методически оснащен благодаря стараниям известных в нашей стране ученых и профессоров. Кафедрой анатомии заведовал профессор Михаил Иваницкий. Его учебниками по динамической анатомии до сих пор пользуются не только сотрудники физкультурных институтов, но и медики, художники и скульпторы.
На кафедре был создан анатомический театр: помещение для анатомических работ, чтения лекций и семинаров. По мнению многих специалистов, он был не хуже, чем в медицинских вузах. Кроме красочных плакатов с рисунками анатомии человека был разнообразный костный материал.
Надежда Андреевна вспоминает, как для подготовки к экзаменам по анатомии студенты старались унести с кафедры все кости. После этого лаборантам приходилось их собирать по всему общежитию.
Кафедрой физиологии заведовал ученик академика Ивана Павлова профессор Николай Тимофеев. Он создал при кафедре виварий, в котором были собака и кролики. Они содержались в хороших условиях, к ним относились очень бережно и использовались они только в качестве дидактического материала. Учебниками Николая Владимировича Тимофеева до сих пор пользуются в институтах физкультуры и педагогических учебных заведениях.
Кафедрой врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа заведовал профессор Иван Саркизов-Серазини. Он автор более пятидесяти научных трудов по лечебной гимнастике, закаливанию, лечебному и спортивному массажу.
— На лекции Ивана Михайловича приходили студенты и преподаватели медицинских и педагогических институтов. Тогда в аудитории нашего института яблоку упасть было некуда.
Надежда Андреевна с радостью вспоминает и практику спортивного массажа, которую группа гимнасток университета проходила у Ивана Михайловича. Девушки каждый раз просили профессора рассказать про его путешествия по разным странам, как и чему он учился будучи помощником аптекаря и кто из знаменитостей теперь его пациенты.
— Тогда Иван Михайлович говорил: «Делу время — потехе час». И в конце занятий он нам рассказывал много интересного и поучительного из своей жизни. Мы узнали, что у Ивана Михайловича скоро день рождения, семидесятилетний юбилей. Решили поздравить его по-своему. Пришли однажды 30 июля утром к нему домой, он жил на улице Чкалова, с огромным букетом цветов и адресом. Иван Михайлович и его жена нас приветливо встретили. Мы поздравили его с днем рождения и зачитали свой адрес. Потом нас угощали чаем с вкусными пирожками, и под конец Иван Михайлович показал свою коллекцию картин Айвазовского, которые висели на стенах его большой квартиры. Это был для нас прекрасный незабываемый праздник, день рождения нашего любимого педагога. Много позже мы узнали, что около ста произведений из его коллекции были переданы в дар государству и музею города Феодосии.
Сотрудники практических кафедр также были известными спортсменами. Многие из них работали в институте с довоенного времени. В годы учебы Надежды Минаевой на кафедре гимнастики работали Михаил Укран, Анатолий Шлемин, Вильям Якубенок и другие.
— Михаил Львович Укран и Вильям Савельевич Якубенок — участники Великой Отечественной войны. Они были не только нашими преподавателями — у них мы учились, как преодолевать трудности в жизни.
Наступило время выпуска курса Надежды Минаевой. В своем воспоминании Надежда Андреевна подчеркнула тот прощальный вечер, на который собрались студенты и преподаватели.
— Это было незабываемое, хотя и немного грустное событие. Один наш однокурсник, Алик Прохода, по этому случаю сочинил стихи и музыку прощального вальса. Мы заранее выучили его и под аккомпанемент гитары исполняли:
В саду институтском четвертая осень,
Шлют золотом клены прощальный привет.
И хочется так, не четыре, а восемь
Прожить здесь счастливых студенческих лет.
Припев: Мы молоды, сильны и бодры,
Мы самый веселый народ.
И нам не страшны никакие невзгоды,
Мы знаем, нас Родина ждёт.
В скором времени студенты института физкультуры, теперь уже бывшие, разъехались в разные края Советского Союза, иностранные студенты – по своим странам.
— Я получила рекомендацию для продолжения учебы в аспирантуре на кафедре физиологии. После конкурсных экзаменов стала аспиранткой инфизкульта. Моим научным руководителем назначили профессора Н. В. Тимофеева. Он, в то время уже пожилой человек, после тяжелой болезни умер. Моим вторым руководителем стала Р. С. Персон, доктор биологических наук, сотрудник Института высшей нервной деятельности. Под ее руководством я проводила исследования, написала и защитила кандидатскую диссертацию. Долгие годы Раиса Самуиловна была мне наставником и близким человеком, она умерла на девяносто девятом году жизни.
После окончания аспирантуры Надежду Минаеву распределили во Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК), в котором она проработала 33 года и 3 месяца:
— Когда вышла на пенсию, мне захотелось продолжить свою активную жизнь, и я поступила в районную детскую поликлинику на должность врача по лечебной физкультуре. Там я десять лет занималась реабилитацией здоровья детей. Вот где мне пригодились знания и навыки, которые я приобрела многолетними занятиями спортом и во время учебы сначала в техникуме физкультуры, а затем в институте и аспирантуре инфизкульта.
С тех пор прошло уже больше 70 лет. Всех, кого вспоминает Надежда Минаева в этом рассказе, давно уже нет в живых. А бывшие студенты Московского инфизкульта с благодарностью вспоминают своих педагогов и наставников.