Кропотливо, увлеченно, бережно: Vivat Историко-спортивный музей ГЦОЛИФК




 
 

Здесь есть архивные документы, но это не архив. Есть книги, но это не библиотека. Есть картины, но это не картинная галерея. В проекте «Vivat кафедра» Историко-спортивный музей – кладезь информации по истории нашего университета. В этом году музей празднует свой юбилей – 65 лет.

Вехи музейной истории

Первое упоминание о музее встречается в документах 1928 года. Тогда его основу составила выставка, посвященная десятилетию вуза и первой Всесоюзной спартакиаде народов СССР. В том же году Народный комиссариат просвещения принял постановление: «Считать необходимым иметь при ГЦИФК постоянную центральную выставку по физической культуре». 

В 1931 году профессор кафедры истории и организации физической культуры Дмитрий Крадман организовал «Музей истории и методики». По его замыслу, к мировой спартакиаде 1933 года вузу полагался музей всесоюзного значения. Впервые в институте появилась профессионально оформленная выставка, с которой знакомились все экскурсионные группы, в том числе и иностранные делегации. 

В 1933 году Мировая спартакиада не состоялась, но прошла Спартакиада старшего командного состава РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии). Помещение музея передали под общежитие для участников, а стенды уничтожили. Заместитель ректора Евсей Черняк, с некоторым цинизмом называвший музей «светлым пятном на грязных штанах института», еще не понимал необходимость существования институтского музея.  

В 1935 году в ГЦОЛИФК появилась первая Книга посетителей ГЦОЛИФК. Свои отзывы об институте оставили известные политические деятели иностранных государств, а также Герой Советского Союза Иван Спирин и многие другие.

Иностранные гости приезжали в СССР по приглашению И.В. Сталина. Гостям старались показать лучшее, значит, институтом гордились! – комментирует директор Историко-спортивного музея Елена Сидорова.

С 1950 года по решению «сверху» все призы и подарки, полученные на международных соревнованиях и фестивалях, передавались на хранение в специально оборудованное для этой цели помещение в ГЦОЛИФК.

И только в 1956 году награды передали Центральному стадиону им. В.И. Ленина, где на базе собранной коллекции вскоре открылся Музей спорта. Но бесценный опыт работы с призами вдохновил на создание собственного музея инфизкульта. Идея его создания буквально витала в воздухе. Толчком стала подготовка выставки по предложению профессора Ивана Чудинова к Спартакиаде 1956 года. 

24 января 1958 года Ученый совет принял Постановление о создании музея истории ГЦОЛИФК при кафедре истории и организации физической культуры, одобрив успешный опыт проведения выставки и инициативу кафедры. Эта дата и считается официальным днем рождения университетского музея. 

Первыми дарителями, собирателями и хранителями истории вуза стали историки физической культуры: Иван Чудинов, Федор Самоуков, Виталий Столбов, Дмитрий Крадман и основоположники направлений спортивной науки: Иван Саркизов – Серазини, Константин Градополов, Михаил Иваницкий, Петр Рудик и многие другие. Все они были убеждены в необходимости сохранения истории вуза для будущих поколений и понимали свою миссию в этом деле. 

Представить себе создание музея невозможно без личного вклада многих наших выдающихся педагогов, истинных ценителей истории. Профессор Константин Градополов представлял себе мировой музей в отдельном здании и рисовал такую картину: 

Придет время, когда мы будем ходить вокруг чудесных скульптур, созданных искусными мастерами античного мира: Дискобол Мирона, Диадумен Поликлета и другие копии с оригиналов, созданных за несколько столетий до нашей эры. В зале средних веков мы видим экспонаты, относящиеся к семи доблестям феодалов – рыцарей. Зал дореволюционной России, советского времени, Олимпийский зал и другие покажут достижения в развитии спорта.

До 1970 года ответственной за сохранность имущества в хранилище была старший лаборант кафедры истории и организации физической культуры ГЦОЛИФК Елена Кремер-Терехова. Она неустанно вела фондовую работу музея, проводила экскурсии, работала в архивах, встречалась с ветеранами спорта. Но с 1971 года, после переезда ГЦОЛИФК в новое здание на Сиреневом бульваре, работа музея приостановилась на долгие 10 лет. 

В 1980 году музей вновь продолжил свою работу под руководством заведующей Валентины Мельниковой на 4 этаже аудиторного корпуса. А в 1982 году проректор ГЦОЛИФК по спортивной работе Андрей Кислов основал первый в стране Музей олимпийской славы во Дворце спорта «Измайлово». На открытии присутствовали президент МОК Хуан Антонио Самаранч и президент НОК СССР Сергей Павлов. В течение десяти лет в ГЦОЛИФК работали два музея. 

Музей олимпийской славы функционировал до 1992 года, когда занимаемые им площади в УСЗК сдали в аренду обувной фирме. 

Многие предметы были выброшены на балкон. Музейщикам приходилось складывать их в сумки и переносить в главное здание. Помогали транспортный отдел, рабочие, – вспоминает Елена Сидорова

В ноябре 1992 года Ученый совет принял решение о создании единого объединенного музея ГЦОЛИФК. В него вошли три музея: истории ГЦОЛИФК, олимпийской славы и воссозданный в 1989 году музей равнинных лыж, основу уникальной коллекции которого заложили первый заведующий кафедрой Иван Гребенщиков и профессор Мирон Аграновский

«Историко-спортивный музей» – такое название предложила Валентина Федоровна, возглавившая объединенный музей. Ведь наш музей не только музей спорта. Это музей истории вуза, истории физкультурного образования в его взаимосвязи с историей спорта и историей страны, – рассказывает Елена Сидорова

Историко-спортивный музей не раз был отмечен высокими наградами. Он стал лауреатом Всероссийского конкурса спортивных музеев, посвященного 100-летию Олимпийских игр современности, и вошел в российскую сеть культурного наследия – интернет-портал «Музеи России». Музей был награжден Дипломом II степени Всероссийского конкурса студенческих изданий и молодых журналистов за лучший материал о Великой Отечественной войне в номинации «Спасибо вам за победу» – среди 400 участников конкурса. 

Музей много сделал не только для сохранения истории и традиций вуза, но и для популяризации спорта и олимпийского движения в стране. Так, при поддержке ректора Валерия Кузина и Олимпийского комитета России был установлен памятник на могиле Георгия Рибопьера – одного из первых членов МОК, стоявшего у истоков олимпийского движения в России. Музей активно участвовал в разработке и создании экспозиций в училище олимпийского резерва №2, во дворце борьбы им. И. Ярыгина, оказывал методическую помощь в создании школьных музеев. 

В 2008 году в связи с нехваткой аудиторий руководство вуза приняло решение о реконструкции 4 этажа. Музей лишился своих площадей.

В конце девяностых годов руководителем музея стала преподаватель кафедры истории и организации физической культуры Елена Истягина-Елисеева, которая вскоре также возглавила кафедру инновационного развития истории и управления инновационным развитием молодежи ГЦОЛИФК. Благодаря настойчивости директора музей получил профессиональную застройку экспозиции, и у нас впервые появилось специализированное оборудование для хранения музейных предметов, – вспоминает Елена Сидорова.

С тех пор экспозиция находится на первом и втором этажах аудиторного корпуса, а фондовая и административная часть музея – на четвертом.  

Сначала очень расстроились и долго приспосабливались – трудно вести экскурсии и организовывать выставки, когда мимо снует народ. Иногда приходится проводить работу в узких нишах прямо на глазах у изумленных зрителей: стоит «манекен», и вдруг начинает двигаться, – смеется Елена Ивановна

Зато такое расположение позволило музею стать визитной карточкой университета. Теперь каждый, проходя по открытому музейно-демонстрационному пространству, может соприкоснуться с историческими вехами развития вуза, ценностями, традициями и достижениями. Сам факт наличия музея ГЦОЛИФК доказывает надежность и стабильность вуза, подчеркивая осознанное отношение руководства университета к истории, культуре и традициям учебного заведения с более чем вековой историей.

Директор Историко-спортивного музея Елена Сидорова – настоящий энтузиаст своего дела, отдающий ему не только рабочее, но и свободное время. Она сочетает мягкость в общении, твердость характера и педагогический талант. Штрих к портрету: во время учебы в Орловском пединституте в качестве летней педпрактики Елена была комиссаром стройотряда «Кибальчиш»: шесть студентов-педагогов, преимущественно девушек, и двадцать трудновоспитуемых ребят, стоявших на учете в детской комнате милиции.

Это была очень хорошая проверка на прочность характера. При этом нужно было выполнять план – мы работали на кирпичном заводе. Конвейер не позволял ребятам отвлекаться и хулиганить, а вечером, конечно, они требовали постоянного присмотра и занятий с ними, – вспоминает Елена Сидорова

После института Елена работала в школах Орловской области: в селах Голунь (бывшая усадьба Голицыных) и Новомихайловка.   

В сельской школе я получила полную свободу творчества, но и ответственность была большая. В селе ты как на ладони. Многое зависит от учителя, от того, как он построит свои взаимоотношения со школьниками, преподавателями и местным населением

Елене тогда достался выпускной десятый класс, в котором было много второгодников, и классное руководство в седьмом классе. Учителей в сельской школе не хватало, и она дополнительно стала вести несколько предметов в 4-9 классах. 

С ребятами мы организовывали концерты, новогодние вечера, даже поставили настоящий спектакль «По щучьему велению». У нас «сами» и сани ездили, и ведра ходили. Одну проблему с местной шпаной решили быстро. Директор запрещал их пускать на школьные вечера, именно поэтому они стремились к нам попасть и всячески нам мешали. И тогда я предложила их пригласить и усадить на почетные места. Они вошли в зал, совершенно сбитые с толку, в результате вечер прошел замечательно

Затем преподавала уже в московской школе. После работы допоздна проверяла стопки тетрадей, писала конспекты уроков. Но вскоре жизнь резко изменилась…

Узнала, что недалеко от дома открылся Музей олимпийской славы. Там я познакомилась с Андреем Кисловым, и меня приняли старшим лаборантом. Так в 1989 году начался мой «роман» с музеем и длится по сей день, вот уже более тридцати лет. 

В обязанности старшего лаборанта Музея олимпийской славы входило отвечать на звонки и поддерживать чистоту в музее. Но как человек неравнодушный и деятельный ограничиться этим Елена не могла. 

Изучила книги, попыталась навести порядок в фондах и решила кардинально поменять оформление коридора, не спросив Кислова. Это выяснилось на экскурсии, которую он пришел проводить лично. Сказать, что у него был шок – значит ничего не сказать: поменяли свои привычные места чеканка, тяжелые рамы со стеклом, экспонаты в витринах, – улыбается Елена Сидорова.

В середине девяностых после объединения музеев Елена стала хранителем фондов Историко-спортивного музея, которым руководила Валентина Мельникова. Вместе с нею и заместителем директора Галиной Егоровой они проработали 20 лет.

Валентина Федоровна стала для меня наставником, единомышленником и самым близким другом. Человек очень образованный, с феноменальной памятью, она многому меня научила, это пример профессионального ответственного руководителя. 

Конечно, нужны были специальные знания по музейному делу: Елена Сидорова училась на курсах, занималась самообразованием. Большое значение имели поездки и знакомство во время командировок с лучшими спортивными музеями в Лозанне и в Польше. 

Елена Сидорова прошла путь от главного хранителя фондов до заместителя директора, а с 2017 года стала директором музея. Благодаря ее активной позиции там началась «перезагрузка». 

Музей ворвался в информационное пространство, о чем я давно мечтала. Стали размещать свои публикации на музейной странице и получили отклики со всего мира. Так, по материалу  о репрессированных нам написал человек из Нью-Йорка, который разыскивал своего прадедушку. Откликнулся внук одного из преподавателей, которого мы считали погибшим в 1930-ые годы, не было ни одной его фотографии. От внука мы получили целую презентацию с историей жизни деда и множеством фотографий. А из Латвии нам написал президент Федерации Годзю-рю Каратэ, с которым в результате мы сделали интересные проекты, один из них представлен на сайте. 

В рамках празднования 100-летия вуза была проделана большая работа по переоформлению экспозиции. В январе 2020 года в нее включили мебель из кабинета первого ректора Варнавы Игнатьева, и сотрудники музея включились в работу по консервации старинной мебели. А выставка, посвященная профессору Анатолию Бирюкову, выросла в постоянную экспозицию «Школа русского массажа».

Музей с каждым годом все плотнее взаимодействует с кафедрами и активно участвует в жизни университета. Его информационные ресурсы широко используются при подготовке и проведении университетских мероприятий, при написании статей по истории кафедр. Для всех нас история не только устанавливает подлинность событий и фактов прошлого, но и служит базой, фундаментом настоящего и будущего. Музей продолжает налаживать контакты с коллекционерами, активно сотрудничает с печатными изданиями и телевидением, с другими музеями.



Заместитель директора музея Ирина Александрова – уроженка Санкт-Петербурга. Она окончила Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена по специальности «методика обучения истории в школе». И свою трудовую деятельность начала в музее – на третьем курсе устроилась в Центр музейной педагогики Государственного музея истории Санкт-Петербурга, потом преподавала в школе историю и культуру  Санкт-Петербурга. А в 2009 году пришла в «побратим» ГЦОЛИФК – Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта – специалистом по учебно-методической работе. 

Заместитель декана факультета адаптивной физической культуры пригласила меня на должность специалиста по учебно-методической работе кафедры специальной психологии и психиатрии, – рассказывает Ирина Александрова.

Затем перешла на ставку старшего преподавателя кафедры педагогики, к которой была прикреплена соискателем на степень кандидата педагогических наук, работала над диссертацией, но так и не защитилась:

Диссертация была труднозащищаемая – «Формирование социальных ценностей у студентов физкультурного вуза». Это что-то неизмеримое, неопределенная тема для совета любого спортивного вуза. Но поскольку работу я писала при кафедре педагогики, то преподавала такие дисциплины, как педагогика, социальная педагогика, мировое педагогическое наследие... 



Параллельно Ирина прошла в НГУ им. П.Ф. Лесгафта профессиональную переподготовку по направлению «Физическая культура и спорт», после –   поступила в медицинский колледж на «Сестринское дело»:

Медицина и физкультура – основы здорового и активного образа жизни. Преподаватели и студенты факультета АФК называли наш колледж «филиалом Лесгафта» из-за его очень удобного расположения.  Вечером в колледже я занималась в одной группе с теми, кому преподавала утром. Из изученных дисциплин мне больше всего нравится массаж

Медицинский колледж Ирина оканчивала уже в Москве. В 2017 году она устроилась экскурсоводом в Музей истории медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. 



Мне всегда хотелось побывать в ГЦОЛИФК, узнать, похож ли он на мой родной физкультурный вуз. Но лишь в конце прошлого года моё желание воплотилось в жизнь. В музее открылась вакансия заместителя директора, и я решила попробовать свои силы. Собеседование с директором музея Еленой Ивановной прошло в такой дружеской обстановке, что мне буквально не терпелось выйти на работу! Рада, что стала частью команды, ведь в ГЦОЛИФК у меня появилось чувство, что я возвращаюсь во времена своей юности – так много общего в духе с университетом Лесгафта. 

В музее Ирина работает с документацией, участвует в ведении новостной ленты и подготовке статей на странице музея на университетском сайте, в организации выставок, принимает участие в научных конференциях, проводит экскурсии, занимается составлением квестов.

В феврале этого года Ирина окончила курсы московского экскурсовода – осталось пройти аккредитацию. В Петербурге она уже работала экскурсоводом по рекам и каналам. Сейчас в планах по выходным водить экскурсии по Москве, делиться своими знаниями и чувствами к городу.  

Я очень люблю Москву, мне она бесконечно интересна как город с намного более древней историей, чем Санкт-Петербург, как культурный, литературный, исторический объект. Это город, в котором можно найти что-то новое для себя. Обожаю переулки в районе Чистых прудов, а в Петербурге – набережную канала Грибоедова от Сенной площади, где дома стоят в красную линию – Петербург Достоевского. 

А еще коллеги Ирины восхищенно говорят, что она человек-энерджайзер: не пропускает спортивные и музыкальные события, участвует в вузовских вечерах и спортивных мероприятиях, успевает бывать в театре и активно путешествует. 

Так интересно открывать что-то для себя, будь то новые знания, город или театральный спектакль. Вот недавно познакомилась с постановкой Учебного театра театрального института им. Бориса Щукина, понравилась работа студентов, думаю, не раз еще схожу.

Главный хранитель музея Наталья Захарова получила высшее техническое образование – в 2012 году окончила кафедру компьютерных систем и технологий Национального исследовательского ядерного университета Московского инженерно – физического института (МИФИ).

– Не могу сказать, что в студенческие годы я любила проводить время в музее. Но, наткнувшись на вакансию редактора электронных баз данных в федеральном музее, решила, что это может вырасти в интересный дипломный проект. И как итог моя выпускная работа в МИФИ – разработка информационной системы для музея, –  рассказывает Наталья Захарова.

Работая над дипломом, Наталья пришла к пониманию того, что музей – сложная структура, включающая в себя работу многих специалистов, в том числе и невидимых для посетителей: главный хранитель, хранители коллекций, экспозиционеры, реставраторы и другие. Тогда она решила стать частью этого музейного мира, устроившись в федеральный музей. 

При трудоустройстве на вопрос директора музея, что я хочу получить от будущей работы, честно ответила, что хочу разнообразия. И его я получила в полной мере…  И даже спустя 11 лет работы в этой области я не перестаю открывать для себя что-то новое, – делится Наталья

За несколько лет в федеральном музее Наталья прошла путь от редактора электронных баз данных до специалиста по учету музейных предметов, параллельно училась на курсах профессиональной переподготовки по программе «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры (музееведение)» и подтвердила свою квалификацию при аттестации.

Участвовала в организации множества выставок и экспозиций, посвященных становлению и развитию отечественного спорта и олимпийского движения в различных регионах Российской Федерации и за рубежом. Стоит отметить самые масштабные, посвященные XXII Зимним Олимпийским играм в Сочи и чемпионату мира по футболу 2018 года. 

С 2016 года Наталья Захарова работает в Историко-спортивном музее. Начинала свой путь методистом по внешнему совместительству и «выросла» до главного хранителя фондов. Фондами она занималась и в федеральном музее и знает, насколько ответственна эта работа:

Главный хранитель — это человек, обладающий соответствующими специальными знаниями, относящийся с уважением к каждому музейному предмету и имеющий высокие нравственные принципы. Ведь у хранителя очень важная задача обеспечить связь между поколениями. За каждым музейным предметом всегда стоит реальная человеческая история, и обязанность хранителя – оберегать предметы, сохранять их и эти истории, соединять прошлое с настоящим. Поэтому призываю всех бережно относиться к истории вуза, спорта и страны в целом.

Хранитель фондов – та штатная единица, без которой музей не может существовать. А еще главный хранитель – это юрист, кладовщик, кадровик и исследователь в одном лице. Часто сотрудникам фондов приходится самим выяснять жизненный путь предмета и его хозяина, это трудоемкий процесс, но в тоже время очень увлекательный:

Самое запоминающееся открытие? Изучала приз в виде большой старинной металлической вазы, врученной спортивной команде в 1928 году. До меня с ним уже несколько коллег поработали. И тут замечаю на основании небольшое клеймо... клеймо мастерской Карла Фаберже! Данная находка произвела большой резонанс в музейной сфере, – вспоминает Наталья Захарова.  

Должность главного хранителя фондов обязывает следить за изменениями в законодательстве РФ в области музейного дела. Помимо этого, Наталья Захарова консультируется с представителями ведущих методических центров по учёту, хранению, реставрации и консервации музейных предметов. 

А в 2017 году по инициативе и непосредственном участии Натальи в музее появилась компьютерная программа музейного учета (КАМИС), которая используется многими ведущими музеями страны. Внесла она значительный вклад и в обновление экспозиций музея, помогая сделать его более современным. 

Также Наталья занимается сайтом музея – редактурой и размещением публикаций, по возможности решает все технические вопросы. И активно предлагает новые идеи взаимодействия со студентами посредством мультимедиа:  

Хотелось бы больше подключать студентов к нашей работе, чтобы они нам помогали и заодно узнавали что-то новое. Например, на мультимедийном оборудовании музея мы запускаем видеоролики по истории вуза, начали применять QR – коды, чтобы студентам было удобно читать наши статьи. Будем расширять это направление, – уверена Наталья Захарова.  

А еще Наталья – активный хоккейный болельщик. В этом виде спорта ее привлекает скорость, динамика и энергия. 

Это просто невероятно! На такой скорости такие комбинации и слаженность в командном виде спорта! На хоккей покупаем абонементы на всю семью. На соревнования по другим видам спорта тоже ходим, это помогает лучше понять специфику определенного вида спорта и увидеть экипировку, снаряжение в непосредственном применении спортсменами. В дальнейшем это значительно облегчает изучение и описание спортивного предмета при приеме в фонд музея.

Ведущий методист Ольга Вельмакина по образованию педагог – с отличием окончила исторический факультет Московского государственного педагогического института имени Ленина. Диплом защищала у знаменитого российского историка, заслуженного деятеля науки РСФСР, специалиста по отечественной истории XVII—XVIII веков Николая Павленко. 

Николай Павленко – доктор исторических наук, профессор, Член Союза писателей. Он жил до ста лет и за свою долгую жизнь внёс весомый вклад в развитие отечественной исторической науки. Его знали как очень требовательного и строгого, но справедливого преподавателя. Не каждый из студентов решался пойти к нему на спецкурс с последующей защитой диплома. Он всегда нас спрашивал: «Вы готовы положить свою жизнь на алтарь отеческой науки?», – вспоминает Ольга Вельмакина

Для дипломной работы Ольга выбрала тему о правлении Петра III, деятельность которого долгое время оценивали отрицательно: 

Я постаралась на основе первоисточников показать его активную государственную деятельность. Это в наши дни допустимы противоречивые оценки внука Петра Великого, а тогда иная точка зрения была практически неприемлема. Но, как показало время, такой взгляд имеет право на существование.  

Ольга с юности отличалась активной жизненной позицией, принимала участие в различных конкурсах. Еще комсомолкой стала лауреатом Всесоюзного конкурса творческих работ по общественно-политической тематике. Дипломы вручали на родине Ленина, в Ульяновске, и в качестве награды как лауреат конкурса она получила путевку в международный молодежный лагерь. 

В школе, куда Ольга Вельмакина пришла учителем истории, ее энтузиазм тоже не остался незамеченным. Уже через год Ольга получила предложение занять должность заместителя директора по воспитательной работе:

Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. Проводили различные мероприятия с детьми, ходили в походы. Одним из самых запоминающихся был поход по следам боевой славы Героя России Веры Волошиной. Ее имя неразрывно связано с инфизкультом, и когда я, спустя много лет, вновь услышала о Вере Волошиной, впервые посетив Историко-спортивный музей, круг замкнулся…

В 1995 году по ряду причин пришлось перейти из школы в коммерческую структуру. После курсов повышения квалификации Ольга работала в управлении по работе с персоналом банка «Менатеп». И здесь опять же проявила себя как активный сотрудник: 

Мне предложили новый участок работы по подбору персонала в регионах – за короткое время открылось более сорока новых филиалов. Для оптимизации кадровой работы был создан сектор по работе с персоналом филиалов, начальником которого назначили меня. Курировала кадровую работу в филиалах до экономического кризиса августа 1998 года. 

Вслед за одним из своих руководителей Ольга Николаевна в качестве административного менеджера перешла в представительство иностранной компании, где стала осваивать новые функции. 

В феврале прошлого года ситуация изменилась, я стала искать себя в других направлениях. Поскольку очень люблю путешествовать и всегда хотела водить экскурсии, пошла на курсы профессиональной переподготовки туристических кадров. Вместе со мной в группе училась Ирина Александрова. Она с такой любовью рассказывала о своей работе в Историко-спортивном музее, что не посетить его было невозможно. Оказалось, что музей ищет сотрудника с историческим образованием.  Я в очередной раз решилась попробовать себя на новом поприще и активно включилась в работу. 

В круг обязанностей Ольги Вельмакиной входит подготовка материалов к выставкам и юбилеям, монтаж выставок, разработка квестов для студентов и посетителей, проведение экскурсий, написание статей для музейной страницы сайта университета.

Постарались немного изменить формат экскурсий, как-то «оживить» их, подготовили блоки вопросов по спортивному инвентарю. Экскурсанты отвечают на вопросы, проявляют интерес к истории спорта и вуза, это радует. Помимо текущей деятельности начали разрабатывать тематический маршрут «Москва спортивная». 

Привлекает Ольгу и журналистская, писательская деятельность. Пока она занимается наполнением новостной ленты и немного пишет для себя, но задумывается о большем.

Меня не покидает мысль написать книгу. Здесь такой кладезь, столько информации о выдающихся личностях, о которых стоит написать! Хочется «перекинуть мостик» между поколениями, чтобы это было востребовано и дало импульс к дальнейшему развитию. Надеюсь, что когда-нибудь выстроится сюжетная линия, где главными героями станут наши инфизкультовцы.

Ведущий методист музея Светлана Долдина родом из Белоруссии. Ее первое образование – швея-закройщица. Светлана всегда тянулась к творчеству и со временем начала изучать древнерусскую вышивку как теоретически, так и практически. В 2009 году переехала в Москву, поступила в Свято-Тихоновский православный университет на кафедру «Церковное шитье». Параллельно работала волонтером в Государственном научно-исследовательском институте реставрации в прикладном отделе реставрации текстиля и участвовала в подготовке материалов для реставрации Знамени Победы весной 2010 года.

– Считаю работу «рука об руку» с мастерами лучшей профессиональной школой. А когда осенью 2010 года меня пригласили на должность художника-реставратора текстиля – можно сказать, это стало поворотным моментом моей жизни, – подводит итоги Светлана Долдина.

Первой и незабываемой работой стало участие в реставрации знамен Кубанского казачьего войска.

–  Эти знамена еще во времена Екатерины Великой выдавались Кубанскому казачьему войску. Соприкоснувшись с такой, не побоюсь этого слова, святыней, при работе над экспонатом меняется ощущение времени: ты о нем просто забываешь. Восстановление и сохранение нашей истории  – огромная и интереснейшая работа. 

Параллельно с работой в ГОСНИИР Светлана перевелась на кафедру реставрации Российского государственного гуманитарного университета. Позже стала по совместительству работать с частными клиентами и с музеями в ООО «Практика реставрации»: восстанавливала обивку мебели и портьеры в музее Скрябина, реставрировала старинные платья и головные уборы. 

Реставрация – это таинство. После промывки и демонтажа открываются кулисы. Тебе разрешают – именно разрешают – заглянуть внутрь и увидеть то, что не видно в готовой вещи. Однажды реставрировала женский головной убор – повойник, нашла в нем любовное письмо: «Душенька моя, как я по тебе скучаю…».

В 2017 году Светлана устроилась хранителем фондов в Государственный музей спорта. Тем, кого удивлял такой резкий переход, объясняла: была вакансия, устроиться по специальности сложно, а хотелось связать свою жизнь с музеем. 

Там я получила огромный опыт. Профессиональной «ломки» не было, история спорта – такая же история. Для меня главное – работа с историческими памятниками, неважно, церковными или спортивными. Они дошли до наших дней, и на нас лежит огромная ответственность – передать их в надлежащем виде будущим поколениям.

За время работы в Историко-спортивном музее Светлана Долдина восстановила вымпел мирового рекорда студенток ГЦОЛИФК по прыжкам с парашютом 1935 года и уникальную грамоту ГЦОЛИФК за образцовое выступление на открытии Второй Всесоюзной спартакиады профсоюзов, провела работы по консервации трико заведующего кафедрой борьбы Алексея Катулина, в котором он участвовал в Спартакиаде 1928 года. 
А совсем недавно Светлана закончила реставрацию знамени – первой государственной награды вуза. 

При работе со знаменем обнаружили интересную деталь –  бахрома еще старше самого знамени и имеет свою историю. С уверенностью можно сказать, что она снята с какого-то церковного предмета больших размеров - с плащаницы или пелены.

На сегодняшний день опыт реставрационной работы Светланы Долдиной насчитывает уже больше десяти лет. Реставрация – это еще и исследовательская работа, утверждает она. Чем она сложнее, тем шире поле для исследований: 

– Сейчас у меня в работе потрясающая вещь – единственная сохранившаяся риза последнего настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина монастыря, преподобномученика Никона (Беляева) (1886-1937). Невероятно красивая ткань, но за ней неправильно ухаживали. Хлопчатобумажные уточные нити превратились в труху, я по ниточкам собираю это облачение уже четыре года. Попутно выяснила, что изготовила эту ризу фирма Оловяшниковых, а автором раппорта (узора) был Сергей Вашков, любимый ученик Виктора Васнецова. 

Добавим, что Светлана Долдина руководит золотошвейной мастерской «Бархатель» при Никольском храме в Подольске: по выходным учит вышивке и реставрации церковных предметов. В работе три плащаницы конца девятнадцатого – начала двадцатого веков. Среди ее учениц люди разных профессий – воспитатель детского сада, специалист по маникюру, просфорница, домохозяйка, продавец, бухгалтер…

Это моя «десятина» в храм. Получается, что я работаю без выходных, но для меня это жизнь. 

Методист музея Инна Андреева всегда мечтала работать тренером. Ее настойчивый характер гарантировал успешную спортивную карьеру, но по состоянию здоровья пришлось уйти из профессиональной художественной гимнастики. Инна поступила в Московский вечерний металлургический институт, но мечту не оставила. Параллельно выучилась на инструктора оздоровительных программ, прошла множество курсов по аэробике:

В результате к окончанию института у меня уже было две специальности.  Я уже была ведущим инженером в институте авиационных материалов, а тренировала в обеденный перерыв. Возвращалась на работу, а вечером снова на тренировку.

В это время и был перекинут мостик в ГЦОЛИФК – с 1999 года Инна занималась внедрением оздоровительной системы «Изотон», разработанной Институтом физкультуры под руководством Виктора Селуянова

Это единственная методика, которая была рассчитана не для спортсменов, а для обычных женщин в наших условиях. Тогда о ней никто не знал, разработали теоретическую часть, а вся практика была в наших руках. Первым делом систему внедрили в Институте курортологии, мы туда выезжали для обмена опытом. 

Период работы под руководством Виктора Селуянова Инна вспоминает с удовольствием и благодарностью: 

Он подкупал своей простотой, всегда очень досконально объяснял, если что-то непонятно, с ним было очень приятно работать. Настоящий мастер своего дела, очень рада, что жизнь свела меня с ним и привела в институт физкультуры.

В сфере фитнеса Инна проработала 25 лет: активно преподавала по выходным, внедряла систему в московских клубах. А главное – испытала ее на себе, доказав клиентам, что эта методика самая надежная и действительно помогает укрепить здоровье.

Все это время ГЦОЛИФК присутствовал в жизни Инны. Ведь ее избранник Сергей Будалов, победитель и призер первенств СССР по прыжкам в высоту, участник олимпийских игр 1976 года – воспитанник выдающегося тренера Владимира Дьячкова, преподавателя кафедры легкой атлетики ГЦОЛИФК.

С появлением на свет дочери Марии работу в фитнесе пришлось оставить. Но ей до сих пор звонят клиенты, чтобы проконсультироваться или поблагодарить. 

Все приоритеты, которые у меня были до Маши, ушли на задний план. Режим нагрузок и восстановления дочери был полностью на мне. Я знала, как это делать, поэтому мне было легко ее поддерживать. У нас был сильный дуэт, и благодаря этому мы смогли многого достичь своим трудом. 

Когда дочь отобрали в школу олимпийского резерва, и она начала тренироваться в ГЦОЛИФК, Инна пришла работать в Историко-спортивный музей, чтобы быть рядом с ней.  

Вот уже 15-тый год я работаю в Историко-спортивном музее, ГЦОЛИФК для меня стал родным домом. Сколько же за это время было подготовлено выставок и проектов! Не могу скрыть улыбки, когда вижу студентов, сотрудников и гостей вуза, изучающих наши выставки. Очень рада, что дочь тоже решила связать свою жизнь с нашим университетом, сейчас она оканчивает учебу на кафедре теории и методики автомотоспорта.

А недавно в музее произошла и вовсе чудесная встреча.

К нам пришла женщина, которая выполняла работы по консервации скульптур. Я с ней была знакома только заочно, по пособиям: она в 1994 году была моделью при внедрении системы «Изотон». Не спортсменка, а «обычный человек с улицы», как говорил Виктор Селуянов. Начала ей объяснять, откуда я ее знаю, она удивилась – не может быть! 

В повседневной жизни Инна все так же увлекается спортом. В этом году она завоевала бронзовую медаль на Кроссе Галушкина, безо всякой подготовки пробежав дистанцию на забеге сотрудников. А до этого взяла «бронзу» и победила в номинации «Звезда забега» на юмористическом забеге «Мышиные бега» на Международном фестивале мыши в городе Мышкине. А также стала победителем шуточного забега в ластах под музыку в Сокольниках. Помимо этого, участвовала в массовом забеге Fashion Tech Run на ВДНХ в рамках Московской недели моды 2022. 

Нас, всех участников Fashion Tech Run, одели в одежду от российских дизайнеров, чтобы мы протестировали технологические решения и гаджеты отечественных производителей во время забега. Теперь знаю не понаслышке, что спортивная мода и инновационные тенденции всегда актуальны. Было необычно, думаю, получилось хорошее мероприятие для популяризации спортивного образа жизни!

На сегодняшний день в музее более 13000 единиц хранения. Коллекции пополняются ценнейшими предметами, которые передают руководство вуза, преподаватели, студенты и сотрудники.

– Вместе мы собираем, сохраняем историю вуза для следующих поколений. Часть сегодняшней жизни университета вскоре тоже станет историей. Вы знаете, куда обращаться, чтобы ее сохранить! – улыбается Елена Сидорова.

В своей работе музей руководствуется действующими стандартами, но не чужд инновационных технологий, которые сейчас широко применяются в музейно-выставочной деятельности.

–  Для нас это следующий этап, который позволит представить уникальные предметы и документы, бережно хранящиеся в наших фондах, в современном формате, – подытоживает директор музея.

Ректор РУС «ГЦОЛИФК» Сергей Сейранов высоко оценивает значение музея: 

Наш музей — старейший по времени создания! Коллекции музея собирали по крупицам: научные труды, спортивные артефакты, есть редкие и уникальные экспонаты. Мы будем хранить и продолжать эту историю, – заявил Сергей Германович.





Новости и события:


Орденоносный вуз



От бронзы до золота. Результаты РУС «ГЦОЛИФК» на Первенстве России среди юниоров



Победы РУС «ГЦОЛИФК» в Международный день шахмат