Самобытность, преемственность, компетентность: Vivat кафедра теории и методики хоккея РУС «ГЦОЛИФК»




 
 

В проекте «Vivat кафедра» кафедра теории и методики хоккея имени Анатолия Тарасова. 1 апреля она отметила свое пятидесятилетие, и это не шутки. Здесь заложены и передаются следующим поколениям традиции отечественного хоккея. 

Началом истории хоккея в ГЦОЛИФК считается 1925-1926 год, когда в учебный план включили дисциплину «хоккей на льду». В 1927 году организована первая хоккейная команда института, а в 1932-1936 году в ГЦОЛИФК появилась кафедра спортивных игр, в состав которой входила предметная комиссия по хоккею. Подразумевался хоккей с мячом – «шайбу» до 1946 широкие массы попросту игнорировали. Хотя первое знакомство с этой игрой произошло еще в 1932 году. Как это происходило, рассказывает Историко-спортивный музей ГЦОЛИФК. 

В Москву приехала команда немецкого рабочего спортивного союза «Фихте». В подарок гости привезли инвентарь и амуницию для хоккея с шайбой и провели с советскими спортсменами несколько товарищеских игр, однако новый вид спорта в СССР не оценили:

— Игра носит сугубо индивидуальный и примитивный характер, весьма бедна комбинациями и в этом смысле не выдерживает никакого сравнения с бенди. На вопрос, следует ли у нас культивировать канадский хоккей, можно ответить отрицательно, — категорично заявил журнал «Физкультура и спорт». 

А инвентарь передали в Центральный институт физкультуры, где им завладели студентки – юноши предпочитали хоккей с мячом. Организовалась команда под шутливым названием «Мадонны с клюшками», в которую вошли будущий декан педагогического факультета Нина Розанова, одна из первых парашютисток, рекордсменка мира в групповом прыжке Ната Бабушкина, жена ректора С.М.Фрумина Анна Поленова и другие. К 1939 году в институте было уже несколько женских хоккейных команд, проводилось даже первенство института. 

После войны Советский Союз вступил в Международный Олимпийский комитет (МОК), а в программу олимпийских игр входил как раз хоккей с шайбой, а не хоккей с мячом. «Необходимо немедля ставить на русские рельсы этот канадский хоккей», – гласила резолюция председателя Комитета по делам физической культуры и спорта Николая Романова. 

17 февраля 1946 года двенадцать студентов ГЦОЛИФК провели первое показательное выступление по хоккею с шайбой. Происходило это на стадионе «Динамо» после Кубка СССР по хоккею с мячом сильнейших команд страны – «Динамо» Москва и ЦДКА, на глазах более 12 тысяч зрителей. Игра в хоккей с шайбой сопровождалась квалифицированным пояснением правил, техники и тактики игры. Это понравилось зрителям. В том же году начали проходить семинары тренеров и судей, были опубликованы правила по хоккею с шайбой. 22 декабря 1946 года были сыграны первые матчи первого чемпионата СССР по хоккею с шайбой – команды формировались из хоккеистов с мячом и футболистов. Защитное снаряжение шили из ватников, использовали боксерские и велосипедные шлемы. 

В 1962 году из объединенной кафедры спортивных игр «выросла» кафедра футбола и хоккея, которую возглавил кандидат педагогических наук, Заслуженный мастер спорта, один из основателей научной школы в советском футболе, замечательный педагог Михаил Товаровский, который преподавал в ГЦОЛИФК с 1939 года и до ухода из жизни в 1969 году. Он оказал большое влияние на «отца русского хоккея» – Заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера СССР, кандидата педагогических наук Анатолия Тарасова.

Михаил Давидович был незаурядным ищущим специалистом, прирожденным педагогом, порядочным и интеллигентным человеком. То, что Тарасов встретил его в самом начале освоения «канадского хоккея», явилось большой удачей для Анатолия Владимировича, да и без какого-либо преувеличения для всего нашего хоккея, – такой отзыв Юрия Королева приводит сам Тарасов в книге «Хоккей. Родоначальники и новички». 

Именно под влиянием Товаровского в пятидесятых годах Анатолий Тарасов отказался от воплощения своей мечты – выпала уникальная возможность съездить на международный турнир с участием канадских хоккеистов, законодателей хоккея с шайбой. В Канаде этот вид спорта родился в 1899 года и с тех пор набирал обороты, а русские «подхватили эстафету» только в 1946 году. Казалось, у канадцев следовало бы поучиться, но Товаровский считал иначе:

Не надо вам ехать в Европу, чтобы посмотреть на канадцев. Ни в коем случае! Станете копировать их, а это помешает в разработке концепций при освоении новой игры. Приказать вам я не могу, но если хотите моего совета, то я всё сказал.

И Тарасов послушался своего учителя, что во многом определило судьбу и его личную, и советского хоккея.

Как показала практика, это был абсолютно верный шаг. Думаю, это сыграло решающее влияние на выработку нашего неповторимого стиля, традиций, особых качеств, присущих именно русскому, советскому хоккею. Советский хоккей с шайбой взял много от хоккея с мячом, в том числе скоростные маневры на коньках. И, что греха таить, потом североамериканский хоккей много почерпнул у нас, поскольку мы методом проб и ошибок приобрели самоидентичность, – считает преподаватель кафедры Андрей Руссу, подготовивший к ее юбилею серию исторических материалов.

В будущем Анатолия Владимировича назовут «отцом русского хоккея». По отзывам коллег, он был человеком неординарным – сложным в общении, но несомненно великим, со своим особым взглядом на вещи. 

Тарасов приезжал два раза в неделю на занятия в Высшей школе тренеров, мы сидели в одной комнате. Я даже глаза опускал, но чувствовал, что он прожигает сзади меня стену. Перед ним люди на колени вставали. Это был, с одной стороны, очень прямой и жесткий человек. В то же время он был по-хоккейному справедлив, если в ком-то чувствовал фальшь, он его не принимал. А если человек ему подходил с точки зрения отношения к делу и хоккею, всячески ему содействовал. Даже тем, что не вмешивался отрицательно, он помогал человеку расти, – свидетельствует о Тарасове заведующий кафедрой хоккея Николай Урюпин.

В 1973 году кафедра стала самостоятельным подразделением – к этому времени стали очевидными как достижения советских хоккеистов в мировом масштабе, как и тот факт, что преподавание хоккея с шайбой и футбола слишком сильно разнятся. 

Основателем и главой новой кафедры стал Павел Савостьянов – член Президиума Всесоюзной федерации хоккея, член ИИХФ (Международной федерации хоккея), председатель Всесоюзной коллегии судей по хоккею, Заслуженный мастер спорта, рекордсмен Москвы по бегу на коньках, судья международной категории. А еще – отличный футболист, автор первого гола и участник первого матча между ЦСКА и Динамо 24 июня 1923 года, тренер и преподаватель по футболу, хоккею с мячом и с шайбой, декан заочного и вечернего факультетов ГЦОЛИФК

Павел Александрович проработал в ГЦОЛИФК двадцать четыре года, до самой смерти, и стал родоначальником спортивной династии. В разные времена кафедру возглавляли его сын Роберт Черенков – мастер спорта, серебряный призер Чемпионата СССР в составе советского Динамо, заслуженный тренер СССР, заслуженный тренер России, тренер молодежной команды – двукратного чемпиона мира и двукратного серебряного призера и олимпийских чемпионов 1992 года – и внук Дмитрий Черенков, доцент, кандидат педагогических наук.


Павел Александрович был добрым и отзывчивым, все студенты для него были как дети. Мы ездили к нему домой, помним его супругу. Но он больше вел футбол, а хоккей – его помощники Юрий Королев и Ян Камененский, - вспоминает Алексей Сасин

В 1974 году кафедру принял один из ближайших соратников Анатолия Тарасова, тогда еще молодой преподаватель, а в дальнейшем вице-президент Федерации хоккея России и член Международной Федерации хоккея, глава Тренерского комитета Юрий Королев. Он руководил подразделением более 10 лет, а позже стал государственным тренером Управления хоккея Спорткомитета СССР. В результате его деятельности кафедра приобрела статус главного учреждения страны и стала научно-методическим центром подготовки хоккеистов разной квалификации. В 1976 году при ней открылось отделение хоккея Высшей школы тренеров и стали проходить всесоюзные и международные семинары, в том числе с участием Канады и Америки. 

С уходом Юрия Королева на руководящую работу в Управление хоккея Спорткомитета СССР в 1983 году подразделение возглавил его заместитель по научно-исследовательской работе, профессор, заслуженный работник физической культуры Валентин Савин. В 1976 году он перешел в ГЦОЛИФК из Московской государственной академии физической культуры, где также руководил кафедрой хоккея, и возглавил Высшую школу тренеров – вести на равных разговор с действующими тренерами самого высокого уровня можно было вести только при условии большого авторитета. 

Первый доктор наук в хоккее и автор первого учебника по хоккею, по которому работают практически все тренеры в нашей стране, Валентин Савин признан основателем отечественной хоккейной науки.

Во-первых, у него у самого была сильная игровая карьера, богатый опыт –он совмещал хоккей с мячом и шайбой, во-вторых, системный, научный подход. Было много разных курсов лекций, а ему удалось объединить все лучшее из этих курсов, добавив свои мысли. Практически все главы учебника были доказаны на практике с использованием различных методик: можно было убедиться, что это правильные варианты, которые работают в хоккее, – отмечает заместитель заведующего кафедрой по научной работе доцент Владислав Крутских

В начале девяностых годов кафедра хоккея, несмотря на большие финансовые трудности и недостаточное материально-техническое обеспечение, сохранила лучшие традиции и делала все возможное для нормального ведения учебной, научной и спортивной деятельности. В эти годы кафедрой заведовали Роберт и Дмитрий Черенковы и Геннадий Удилов. В 2007-2011 годах кафедрой руководил кандидат педагогических наук, заслуженный тренер России Игорь Захаркин. В это время преподаватели и студенты получили доступ к работе в команде ЦСКА и сборной России и возобновили научные исследования. С 2011 по 2014 год руководителем кафедры вновь стал Дмитрий Черенков.

В 2013 году в связи с 95-летием А.В.Тарасова кафедре присвоили его имя, а в 2014 году ее возглавил кандидат педагогических наук, начальник Управления науки и хоккейных технологий Федерации хоккея России Николай Урюпин. С этого же года кафедра начала активно взаимодействовать с Федерацией хоккея России, а в тренерские штабы сборных команд России по хоккею вошли тренеры по научно-методическому обеспечению из числа преподавателей, аспирантов и студентов кафедры. 

Кафедру всегда отличала взаимосвязь поколений. Ее состав формируется из выпускников, посторонних людей тут никогда не было. Поэтому тянется какая-то незримая нить, нет разделения «пожилой–молодой», «опытный–неопытный», происходит постоянный обмен опытом. Ты встал в эту команду, и ты уже полноправный член кафедры, – говорит Николай Урюпин

В начале этого учебного года на кафедре хоккея завершился ремонт. Открыта ледовая арена, отремонтированы учебные помещения, возобновила работу Высшая школа тренеров (ВШТ). 
Среди выпускников кафедры – большинство олимпийские чемпионы по хоккею: Николай Борщевский и Олег Шевцов, Илья Ковальчук и Михаил Васильев, олимпийский чемпион, обладатель Кубка Стэнли Олег Твердовский, Заслуженный мастер спорта СССР, серебряный и бронзовый олимпийский призер, Чемпион игр Доброй воли в 1990 году Павел Буре и многие другие. Здесь учились трёхкратный чемпион мира, обладатель Кубка Стэнли 2018 года Александр Овечкин, советский и российский хоккейный судья, трехкратный обладатель «Золотого свистка», спортивный комментатор Леонид Вайсфельд и многие другие. 

Когда в восьмом классе Николай Урюпин писал сочинение «Каким я вижу себя через 10 лет», видел себя исключительно тренером по футболу. Но вышло так, что он начал водить на хоккей младшего брата и потихоньку втянулся сам. И в ГЦОЛИФК поступал уже на кафедру хоккея 

После окончания вуза Николай должен был пойти работать в спортшколу «Динамо» по договоренности с директором Владимиром Юрзиновым. Но в момент распределения не смог предоставить письменное подтверждение – руководитель школы уехал на Олимпиаду в Лейк-Плэсиде. Осталось выбирать из предложенных вариантов, и Николай в надежде поправить финансовое положение выбрал якутский посёлок Тикси, где требовался директор школы, тренер по хоккею. Но тут неожиданно открылась вакансия в ГЦОЛИФК, а поскольку Николай был одним из лучших учеников, ему предложили остаться на кафедре – на тот момент это было фантастическим везением. 

За год до меня закончил нашу кафедру Паша Павлов, сын министра спорта. И под него сделали методику по образу и подобию канадской методики автохоккея – моделирование игровых действий на хоккейной площадке. К сожалению, Паша попал в автокатастрофу, и на неопределенное время выпал из научного процесса. И Королев предложил мне эту тему. Потом он со мной месяца два мучился, ходил по всем гражданским и военным организациям, чтобы я не ехал в Тикси. Распределение переделать было практически невозможно, нужно было долго доказывать, добиваться, – рассказывает Николай Урюпин.

С 1980 года Николай Урюпин работал на кафедре хоккея преподавателем и старшим преподавателем, в 1989 году защитил кандидатскую диссертацию. А с 1992 года перешел на тренерскую работу.

В девяностые годы стали урезать зарплату, а главное, наш вуз из ведомства Спорткомитета перешел в ведомство высших учебных заведений, причем в третий разряд. А я работал в юношеской сборной СССР и часто ездил в командировки. Раньше, уезжая в командировку по линии Спорткомитета, я оставался на работе. А с 1990 года стал получать меньше, чем стоил детский сад. Когда в 1992 году мой выпускник по линии ВШТ Геннадий Мыльников принял ярославское «Торпедо», нынешний «Локомотив», позвал меня к себе помощником. 

Еще четыре года Николай Урюпин проработал тренером команды мастеров в московском «Спартаке». В 1997 году его пригласили в Российскую хоккейную лигу в качестве заместителя начальника отдела, а в 1999 году Николай Николаевич становится руководителем Профессиональной хоккейной лиги:

Сначала подумал – тренерская работа мне понятна, работа в вузе тоже, а работу чиновников, связанную с хоккеем, я не представляю. Постепенно определился, вырос до директора лиги. Работа интересная, с живыми хоккеистами, командами, руководителями. Очень ответственная, совершать ошибки нельзя, иначе они вырастали в большой снежный ком, который мог тебя просто задавить. Ответ, который мы находили в спорных ситуациях, в лучшем случае устраивал только одну сторону, а времена были полубандитские, полукриминальные, все «по понятиям». 

С 2006 года и по сей день Николай Урюпин работает в Федерации хоккея в должности начальника Управления науки и хоккейных технологий, с 2008 по 2014 год занимал должность вице-президента ФХР.

На должность президента Федерации пришел Вячеслав Третьяк, попросил помочь. Было десять помощников, остался один я. Отвечал за проведение всех соревнований, решал проблемы переходов из клуба в клуб, частично занимался финансовыми вопросами, опосредованно влиявшими на хоккей. Сначала мое управление было единственным, остальные, за исключением бухгалтерии и юридического отдела, выросли из него. Я этому рад. Не знаю, считают ли их руководители меня своим учителем, но я их считаю своими учениками. У меня очень много учеников – тренеры, знаменитые хоккеисты.

Около восьми лет Николай Урюпин занимался женским хоккеем. 

К сожалению, в Сочи мы не выиграли медали, так как нас дисквалифицировали, а могли занять третье место. Но в 2013 и 2016 годах были бронзовыми призерами Чемпионата мира среди женских команд.

О своем вкладе в развитие хоккея Николай Урюпин распространяться не любит. Победа команды зависит от многих условий и от многих людей, в команде значимы и повар, и водитель – убежден он. Но факт остается фактом: в 2008 году после пятнадцатилетнего перерыва российская сборная становится чемпионом мира, начинает выигрывать олимпиады.

Наши юношеские и молодежные команды все время в тройках призеров, это очень высокий и стабильный результат, на первенство сегодня претендуют чуть ли не восемь команд. А достижения сборных команд, скажем так, совпали со временем моей работы. Я рад, что имел возможность прикоснуться к этому успеху. 

В числе своих учителей Николай Урюпин называет Анатолия Тарасова, Юрия Королева, Валентина Савина и Алексея Сасина. Как руководитель кафедры, Николай Николаевич ставит на первое место дисциплину (начиная от внешнего вида и заканчивая подготовкой к занятиям), компетентность и любовь к делу. 

Человек компетентный выходит за рамки программы, виден его кругозор. А без любви к делу нельзя в любой профессии, особенно в тренерской. Если ты хороший специалист, но дело не любишь, ты обманываешь себя и окружающих, и никогда не добьешься высокого результата. И нужно постоянно совершенствоваться, потому что наша профессия меняется каждый год.

Николай Николаевич считает себя очень счастливым человеком – он добился всего, чего хотел.

Сейчас моя главная задача – помогать людям рядом со мной. На кафедре – чтобы они росли, повышали свой преподавательский и научный уровень, получали ученые звания. И по линии федерации – мне приятно, когда мои соратники чего-то добиваются, открывают свое дело или направление. 

Отвечая на вопрос о праздновании пятидесятилетия кафедры хоккея, Николай Николаевич говорит, что план мероприятий расписан на неделю.

Я считаю, что это не просто юбилей кафедры, это юбилей хоккея и праздник тех людей, которые имеют к нему отношение, в том числе ветеранов и студентов. Поэтому все сводить к одному мероприятию было бы неправильно. В программе спортивные, концертные мероприятия, торжественные встречи, лекции. Венцом праздника, конечно, станут концерт и торжественный ужин.

Вячеслав Львов – старейший сотрудник кафедры – работает в ГЦОЛИФК уже больше полувека. В сентябре 1962 года он поступил в ГЦОЛИФК на объединенную кафедру хоккея, а в ноябре первым из группы был призван в армию, как раз начался Карибский кризис:

Прошел семь комиссий, как потом узнал, меня готовили на атомную подводную лодку. На седьмой забраковали. Попал в десантные войска, служил в Литве. Потом меня командировали в Псковскую дивизию, на ее базе создавали армейский клуб по игре в хоккей с шайбой, - рассказывает Вячеслав Львов.

Вячеслав отслужил три года и в 1965 году вернулся к учебе. Учился еще в старом здании, на улице Казакова:

Во время перерыва выходили во двор. Там был парк и тут же рядом стадион, сектор для прыжков, где регулярно тренировался Брумель, мы наблюдали за его тренировками. Зимой на площадке заливали каток. В то время у нас учился Валерий Харламов, выступал за институтскую сборную – было две команды. Забьет две-три шайбочки и уезжает вечером играть за ЦСКА. 

После окончания университета в 1969 году Вячеславу предложили остаться на кафедре. Как раз в это время на работу в ГЦОЛИФК перешел Валентин Савин, он и стал научным руководителем Львова. 

Мне повезло: он и математик, и пишет хорошо, и руки золотые – мог спутник сделать. У меня была тема – подготовка хоккеистов высокой квалификации, требовалось разработать тесты. По сути неразрешимая задача – на каждого спортсмена нужно было несколько часов, в то время нам бы никто столько не дал.  

Вместе с Савиным разработали и изготовили хитроумный прибор для измерения силы стартового толчка хоккеиста. 

Сделали каретку, которая двигалась, как поезд по рельсам. Тесть работал на авиационном заводе в Жуковском, доставал мне дюралюминий, из которого делают самолеты, подшипники, которые двести лет могут крутиться. Потом я в Щербинке на складе аппаратуры нашел прибор для цифровой индикации – коробочка, которая в цифрах определяет силу и скорость одновременно. И в течение полутора часов вся команда была протестирована, в том числе мастера мирового класса. На защите никто из комиссии мне не бросил ни одного шара против. 

Вячеслав Львов – гений хоккейной импровизации, автор многочисленных авторских упражнений. Он носит с собой блокнот, чтобы записывать их, как только осенит – оригинальная мысль дважды не приходит. По словам Вячеслава Степановича, идеи движений приходят к нему свыше. Как, например, его любимый пируэт, чем-то напоминающий движение в единоборствах. Резкий поворот на одной ноге на 360 градусов, другая нога согнута.

Это настолько интуитивные движения, будто кто-то меня вертит. То же самое в танцах. Очень красиво танцевал на всех вечерах, хотя никогда не учился, это от Бога. Говорил – я танцую сердцем и душой. Как-то приехали гости из Дагестана, девушка вышла танцевать, я к ней подстроился. Они мне потом в знак восхищения чемодан дагестанского коньяка прислали. 

Вячеслав Львов отвечал за научное обеспечение на кафедре, следил за хоккейными новинками, готовил плакаты и наглядные пособия, подбирал материал для учебника по хоккею. 

Валентин Савин получил задание от ректора Виктора Игуменова в течение года написать учебник. Вместе с Вячеславом Крутских собирали материал и привозили ему на дачу. Валентин Павлович жил близко от меня, в Красково, своим руками дом построил. Привозим, а он пишет. 

Сейчас у себя в Жуковском в свободное время Вячеслав Степанович готовит юных хоккеистов к поступлению в университет.

Приезжает бывший пограничник с сыном, который будет поступать в университет через год. Он уже многое знает. Моделируем игровой отрезок – вход в зону и прочее. Расставляю баллоны, имитирую игру. Тренируем скорость передачи, обводку.

Вячеслав Крутских – воспитанник команды «Динамо», чемпион России среди молодежных команд:
После завершения игровой карьеры Владислав решил пойти по научной стезе. Окончив институт, поступил в аспирантуру. Судьбоносной стала и встреча с профессором кафедры хоккея Савиным. 

Я счастлив, что Валентин Павлович откликнулся на мою просьбу быть научным руководителем, хотя тогда было тяжело с финансами и научным оборудованием. Выручали контакты с Федерацией хоккея, с клубами, и очень помог Юрий Королев, который тогда был вице-президентом Федерации хоккея и предоставил необходимые для исследования документы, – отмечает Владислав Крутских

Параллельно Крутских помогал Валентину Савину как ассистенту во время практических и семинарских занятий, ездил вместе с ним на семинары. 

Общались очень много, я этим общением был сформирован. Довелось присутствовать на лекциях, смотреть, как он дает материал. У нас было принято не просто зачитывать что-то по учебнику, а проводить семинары, рассказывать о реальных хоккейных эпизодах. И мы сейчас стараемся передать студентам свой тренерский опыт.

В 2003 году Владислав Крутских защитил диссертацию. Вот уже двадцать лет он работает в должности доцента кафедры, больше пятнадцати выполняет обязанности заместителя завкафедрой по научной работе. Сейчас развивает на кафедре современную систему обучения с использованием инновационных и мультимедийных технологий. 

Готовим видеопрезентации, обучающие фильмы, анализируем матчи, делаем специальные нарезки. Показываем материалы, связанные с тактикой хоккея – не только детского, но и профессионального, стараемся все это увязать с практикой. Учим студентов выходить из разных ситуаций, принимать решения. Готовим их к тому, что есть базовая информация и конкретные условия, к которым они должны уметь адаптироваться. 

Алексей Давыдов «заболел» хоккеем в 1972 году, увидев выступление советской команды по телевизору – тогда хоккеисты были в таком же почете, как и космонавты. Родители нашли у знакомых коньки, отец выпилил клюшку. Катались на прудах, а то и вовсе по тракторному следу по дороге. Позже старшие ребята залили каток во дворе. После падений и огорчений (Алексей и не подозревал, что коньки требуют заточки) отец наточил коньки, мать вшила туда куски кожи, и дело пошло. Начинал как вратарь. 

Оказалось, что у меня есть способности. Когда учился в третьем классе, ко мне подходили восьмиклассники, спрашивали: «Выйдешь сегодня в хоккей»? И мы с ними очень успешно играли. Отец стал заливать для меня хоккейное поле, а в 11 лет меня взяли в детскую команду, выдали хоккейную форму, я в ней чуть не спал. Ложился спать, клал рядом форму, на стул коньки и, глядя на них, засыпал, – вспоминает Алексей Давыдов.

Когда Алексею было тринадцать лет, Борис Штанько, заслуженный тренер России, взял Давыдова в клуб «Москвич». К тому времени во вратарском амплуа он уже разочаровался. 

Стал играть в поле, у меня очень хорошо получалось. Оказалось, что я очень быстрый, проносился между людей, как электричка мимо столбов. 

Позже учился у Виктора Полупанова – олимпийского чемпиона, многократного чемпиона мира, Рамиля Валиуллина – выпускника ВШТ, впоследствии Заслуженного тренера России. Когда пришло время поступать в университет, альтернативы ГЦОЛИФК не было. Правда, Алексей не предполагал, что будет преподавателем, а планировал работать тренером. 

Мой принцип – все экзамены сдавать на пятерки. Научные книги Климина-Колоскова у меня буквально зачитаны до дыр. Все нормативы готовил целый год, когда шел на экзамен, знал, что все выполняю с запасом. 

В 1984 году Алексей Давыдов попал в армию, как и многие другие студенты младших курсов. Дослужился до старшины, на военной кафедре получил звание офицера. Проходил службу в радиационно-химической разведке и был в числе тех, кто ликвидировал аварию на Чернобыльской АЭС.

26 апреля 1986 года сидим, пора увольняться. Объявляют повышенную боевую готовность – Чернобыльская АЭС взорвалась. Работали там две недели. Слава Богу, для меня обошлось без последствий. 

Алексея звали играть в профессиональных командах, мечталось о команде мастеров. Но перспективы в профессиональном спорте тогда были сомнительные, и эту идею пришлось оставить. Зато на любительском уровне он играл всю жизнь и провел больше 1000 матчей в официальных соревнованиях:

В каких только командах не играл! Московская, Владимирская, Тверская область… В Москве клубный хоккей «притих», а в области привлекали игроков в том числе из команды мастеров, из Высшей лиги. Платили деньги – за игру получали столько, сколько здесь за три месяца. Прошел все уровни любительской лиги, даже на «Ночной хоккейной лиге» в финале заняли третье место с подольским «Витязем». Закончил участвовать в официальных соревнованиях в 52 года по состоянию здоровья, так бы играл и дальше. 

Как хорошего хоккеиста Алексея Давыдова в начале двухтысячных привлекали к участию в хоккейной команде «Звезды России», где ему довелось поиграть с большинством олимпийских чемпионов. 

Они были из дворовой среды. В 14-15 начали заниматься, а в 17 уже были в команде мастеров. Дотрагиваются до плеча, ты уходишь в землю. Люди невероятной силы и выносливости, и очень неуступчивые. Будут спорить до хрипоты, был гол или нет. 

Алексей Давыдов закончил университет в 1989 году, и его куратор Вячеслав Львов и заведующий кафедрой Валентин Савин рекомендовали его к поступлению в аспирантуру. Но обстоятельства сложились так, что на первое место вышла преподавательская работа. 

Время было тяжелое, про зарплату не говорю – на квартиру и на дорогу не хватало. Но я вне хоккея себя не мыслил, для меня эта работа была главной. Попутно искал подработку, «промышлял» игрой в хоккей. Без отрыва от института, даже мысли никогда не возникало уйти в другое место.

В 1992 году Давыдов закончил аспирантуру. На сегодня стаж работы Алексея Петровича в ГЦОЛИФК – больше 30 лет. Примерно 24 года из них он выполняет обязанности заместителя по учебной работе. Менялись студенты, требования, подходы, даже ландшафт – долгие годы на рабочее место приходилось пробираться в толчее Черкизовского рынка:

Овечкин с Ковальчуком у меня заканчивали. Мы проходили через рынок, там их, как ни странно, никто не узнавал, а в университете узнавали все. Заходили через боковой вход еще до начала занятий, чтобы их не рвали на куски. 

Сейчас Алексей Давыдов занимается научной деятельностью, разрабатывает методику тренировки, нормы и нормативы для федерального стандарта – в его кабинете полный шкаф хоккейного снаряжения, которое участвует в научных исследованиях. И продолжает выходить на лед со студентами:

Я могу показать то, что другие не в силах. Часто первокурсники сникают – мы что, ничего не умеем? Когда проводил на хоккейных сборах двухразовые занятия, стал повторяться в упражнениях только на седьмой день, сам себя проверял. 

Павел Костичкин – воспитанник хоккейной школы ЦСКА, спортсмен высочайшего класса и продолжатель университетской спортивной династии (мама-баскетболистка закончила институт на Казакова с красным дипломом). Его более чем двадцатилетняя профессиональная карьера хоккеиста началась в 1985 году. За последующие семь лет в составе команды мастеров ЦСКА он стал пятикратным чемпионом СССР и трехкратным обладателем Кубка Европейских Чемпионов, а также трехкратным победителем суперсерий клубов СССР против клубов НХЛ. А в составе молодежной сборной СССР был серебряным призером чемпионата мира 1988 года в Москве.

В 1992 году Костичкину предложили контракт за рубежом. Он проработал за границей в общей сложности 12 лет – в Канаде, Финляндии, Италии, Белоруссии. В Дании прожил в общей сложности девять лет и успел отчасти освоить сложный датский язык. 

Нужно было подавать пример – как выигрывать матчи, создавать атмосферу для зрителей, быть лидером в команде. Это сложно и интересно, – рассказывает Павел Костичкин.

В 2006 году Павел Викторович перешел на тренерскую работу. А в 2008-2011 годах стал видеотренером в тренерской бригаде сборной России под руководством Вячеслава Быкова.

Тренерская работа неотделима от работы видеотренера. Чтобы правильно проводить аналитику, нужно четко понимать способности игроков. Для этого на компьютере, соединенном с камерой, в реальном времени отмечали определенные фрагменты, которые тренерский штаб должен проработать с командой во время игры и после: тактика, стратегия, разбор ошибок, направление развития команды.

За этот период команда выиграла золото на Чемпионате мира в Берне, серебро в Кельне, Кубок Гагарина с «Салаватом Юлаевым» и участвовала в Олимпиаде в Ванкувере.

На Олимпиаду должны были приехать самые серьезные хоккеисты, подготовка началась задолго. Помимо клубной работы необходимо было подготовить информацию по всем игрокам, которые будут участвовать в Играх. Анализировали всех противников, их сильные и слабые стороны, возможные комбинации.

С 2013 по 2021 год Павел Костичкин работал в качестве тренера-методиста и тренера нападающих в различных командах – в Сочи, Омском «Авангарде», Челябинском «Тракторе», Нижнекамском «Нефтехимике», а два года назад перешел на работу в ГЦОЛИФК. Нужно сказать, что этому предшествовало многолетнее сотрудничество с Владиславом Крутских.

Когда познакомились с Владиславом Вячеславовичем, я тренировал команду в детской спортивной школе. Потом я его пригласил как специалиста по вратарской деятельности, поскольку сам я полевой игрок. После этого много общались, обсуждали развитие хоккея. Когда я решил закончить тренерскую деятельность, он предложил вернуться в родные стены.

По мнению Владислава Крутских, Павел Костичкин с его богатейшим игровым и тренерским практическим опытом – серьезное усиление авторитета кафедры:

Сегодняшний хоккей быстро развивается, но многое остается «в раздевалке» – принятие решений, управление командой во время игры и многое другое, что будущим тренерам необходимо знать. 

Осенью прошлого года Павел Костичкин был назначен заместителем заведующего кафедрой по спортивной работе и направляет свои огромные практические знания на благо университета. Помогает в подготовке тренеров, отвечает за выступление студенческих команд в чемпионате Москвы и России, а в прошлом году участвовал в создании нового двоеборья.

По инициативе Дмитрия Чернышенко (Заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам цифровой экономики и инновациям – прим. ред.) решили объединить спорт с компьютерной игрой. Участвовало шесть видов спорта, в том числе хоккей. На базе нашего института провели соревнования, всем очень понравилось.

Дмитрий Черенков, как он любит шутить, фактически родился в нашем университете: мама, выпускница кафедры конькобежного спорта, родила его на следующий день после сдачи выпускного госэкзамена. Он принадлежит уже к третьему поколению преподавателей кафедры хоккея. 

Отец, Роберт Черенков, оказался в семье Савостьяновых после того, как его родители погибли в Бауманском ополчении в 1941 году. И родная сестра его матери, Мария Ивановна, забрала отца к себе. Он всегда говорил, что для него это родные люди. Второй дед был дважды награжден знаком «Почетный железнодорожник». Прошел три войны, в 1944 году бабушка, его жена, нашла его в госпитале «без сознания» – видимо, в коме. Каким-то образом привезла домой и сама выходила. Два деда меня научили жизни, а отец – профессии. Он говорил: «Ты всегда должен быть в лидерах», — вспоминает Дмитрий Черенков

Выпускник хоккейной школы «Спартак», Дмитрий Черенков начинал свой спортивный путь в Саратове – его отец 24 года работал старшим тренером саратовского «Кристалла». Что придет учиться в ГЦОЛИФК, он знал еще в пятом классе: 

Я ничего другого не представлял. А что еще, если у тебя дома с самого рождения этот вид спорта? Играть не получилось из-за травмы, осталось учиться. Дед, отец, мать окончили ГЦОЛИФК. Куда же мне еще идти? Я нисколько не жалею, что моя судьба сложилась именно так.

Дмитрий активно участвовал общественной жизни – партийный билет до сих пор хранит в сейфе. 

В восьмидесятых годах Дмитрий Черенков работал преподавателем кафедры хоккея ГЦОЛИФК, затем тренером ярославского «Торпедо». В 1991 году вернулся работать на кафедру, защитил диссертацию. В 1996-1999 и 2011-2014 годах Дмитрий Робертович возглавлял кафедру. 

Самое главное, что она не исчезла в девяностых годах. А у нас на базе нашего льда даже была команда – фарм-клуб московского «Спартака», я был ее старшим тренером. И мы не на последних местах были, два года вообще в тройку попадали. Хотя не было вообще ничего, и платили совсем мало, приходилось искать подработку.

Семь лет, с середины девяностых, Дмитрий Черенков был председателем профкома в нашем вузе и параллельно продолжал работать на кафедре.

Делали все, что могли. Старались в основном старшему поколению помочь, им было гораздо тяжелее. 

В восьмидесятых годах Дмитрий Черенков совместно с Николаем Урюпиным начал работать в Высшей школе тренеров (хоккейной частью руководил Анатолий Тарасов). Работал там более пятнадцати лет – был руководителем и ведущим преподавателем, куратором группы. Но, конечно, в преподавании участвовал целый коллектив. 

Приглашали разных специалистов для проведения занятий. Например, к нам приезжал главный тренер сборной СССР Виктор Тихонов и вел занятия по тактике, стратегии, тренировочной и соревновательной деятельности, я на них присутствовал. 

В 2010 году к Дмитрию Черенкову обратился президент Федерации хоккея с мячом Борис Скрынник с предложением организовать на базе школы подготовку тренеров по этому виду спорта. Что и было сделано. 

У нас прошли обучение практически все ведущие тренеры по хоккею с мячом в России, которые работают на самом высоком уровне, в том числе тренеры сборной команды России по хоккею с мячом. Они продолжают приходить на обучение, в следующей группе у меня трое «русачей» планируется. 

В прошлом году ректор ГЦОЛИФК Сергей Сейранов назначил Дмитрия Черенкова директором Института дополнительного образования: 

Мы стараемся сделать так, чтобы наши занятия проходили на высоком уровне и их вели самые лучшие специалисты. 

Двое детей Дмитрия Черенкова тоже окончили ГЦОЛИФК: старший учился на кафедре спортивной режиссуры, а младший – на кафедре футбола. 

У старшего не было особого интереса к хоккею, он снимает рекламу товаров для спортсменов, которую вы часто видите по телевизору. У нас в семье всегда спокойно относились к выбору профессии, отец тоже считал, что главное – найти себя в жизни. 

Алексей Сасин в детстве перепробовал многие виды спорта, а в хоккей пришел в четырнадцать лет с подачи своего одноклассника, будущего двукратного олимпийского чемпиона и трехкратного чемпиона мира Евгения Зимина. В юности играл в хоккей в «Локомотиве» и в футбол в «Торпедо» и поступал в ГЦОЛИФК в 1967 году как футболист, но Павел Казаков переориентировал его на хоккей.

Поначалу учился небрежно, но Павел Савостьянов сказал: «Леша, у меня есть квота – двух нижних по успеваемости и посещаемости отчислять». Так и было — двое в семестр, четверо в год. Потом все поняли, что шутки плохи. И на втором курсе я уже подтянулся, – рассказывает Алексей Сасин.

Алексей Сасин был активным студентом – строил базу на Круглом озере, приложил руку к строительству университета:

Там за библиотекой есть трансформаторная будка, одна из стен – моя, я ее сам клал под наблюдением бригадира. И липу сажал около обелиска. В УСЗК во время Олимпиады-80 проходили соревнования по тяжелой атлетике и по окончании в него въехала кафедра хоккея. Здесь был заложен каток с холодильной установкой, но кто-то из «высокого» руководства запрещал им пользоваться. Зал, где каток, перегородили стенкой пополам, там был пресс-центр и разминочный зал. И мы по-партизански за ночь сломали эту стену, заработали нагоняй. Ходили слухи, что Юрий Королев даже получил выговор по партийной линии...

После учебы Алексей думал продолжить карьеру игрока в Ташкенте, но в планы вмешался военкомат. Служил офицером в элитном полку Таманской дивизии и организовывал там спортивный взвод:

Я имел доступ к карточкам новобранцев, набирал себе спортсменов. Там были гимнасты, пловцы, даже один шахматист. И, конечно, футболисты и хоккеисты, я их тренировал. Потом прознали про нашу инициативу в дивизии, меня направили туда. Хотели в армии оставить, по партлинии давили, но я отказался. Вернулся в ГЦОЛИФК старшим лаборантом, через год меня перевели в преподаватели. Работал с Вячеславом Колосковым – он преподавал теорию, а мы вели практические занятия.

С 1976 по 1980 год Сасин был главным тренером сборной команды ГЦОЛИФК по хоккею.

Мы лет семь-восемь были чемпионами Москвы. Многие ведущие хоккеисты играли за институты, на первом курсе в нашей команде играл Харламов. В соперниках за Нефтяной институт выступал будущий двукратный олимпийский чемпион Владимир Шадрин. «Локомотив» почти полностью играл за МИИТ, тем не менее, мы выигрывали.

В 1983 году Алексей Сасин на целых тридцать лет покинул альма-матер. Пять лет работал в Эстонии помощником главного тренера команды «Кренгольма» Нарва Валерия Чекалкина и главного тренера «Таллэкса» Александра Клиншова. 

С 1988 по 1989 год занимал должность главного инспектора Управления футбола и хоккея Госкомспорта РСФСР:

Готовил комплексную программу, потом по ней организовывали проверки. Пришлось поездить по всей России, в Магаданской области даже был. Но недолго выдержал, потому что эта чиновничья работа не для меня.

С 1992 по 1993 год Сасин работал ведущим специалистом Федерации хоккея России по судейству. Позже занимал должность генерального менеджера различных команд и даже занимался коммерцией – продажей экипировки.

Я там семь лет проработал, общался с хоккейными клубами. Но директор у нас был не коммерсант. Какие-то ограбления начались, а может, инсценировки. Из нашего административного здания на «Динамо» из окна седьмого этажа вытолкали тяжеленный сейф, потом с газона его отвезли, разрезали. Там вместе с деньгами лежали трудовые книжки, я потом трудовую очень долго восстанавливал.

С 2006 по 2009 год Алексей Николаевич был начальником юниорской сборной команды России по хоккею и считает этот период самым удачным в своей карьере:

Приложил немало организационных усилий, по селекции в том числе. Оттуда вышли такие хоккейные звезды, как Владимир Тарасенко, Никита Зайцев, Евгений Кузнецов, Дмитрий Орлов и другие.

Позже Алексей Сасин был начальником сборной команды России по следж-хоккею, главным тренером одного из хоккейных клубов в Македонии и тренером-консультантом Федерации хоккея Македонии.

В 2013 году Алексей Сасин вернулся на кафедру старшим преподавателем (с сентября этого года перешел на должность заведующего лабораторией):

Внук поступал в ГЦОЛИФК на кафедру хоккея, я пришел первого сентября. А здесь была делегация во главе с бывшим министром спорта Виталием Мутко, с ним приехал руководитель Спорткомитета Москвы Николай Гуляев. Завкафедрой Дмитрий Черенков начал жаловаться, что преподавателей нет, а Гуляев ответил – вон у тебя Сасин в коридоре стоит, сейчас свободен. Предложили мне вернуться на кафедру, я подумал денечек и дал согласие.

Андрей Руссу – воспитанник московского «Спартака». Еще играл за подольский «Витязь» и ХК «МГУ», а первое образование по линии государственного муниципального управления получал в Российском государственном университете туризма и сервиса.

На тот момент казалось, что хоккея слишком много в моей жизни и нужно быть разносторонним человеком. Но по прошествии времени я вернулся к хоккею, поскольку это то, что я действительно люблю.

В итоге в 2014 году Андрей окончил ГЦОЛИФК. Собственно говоря, взаимоотношения с нашим вузом начались с детства: одним из его наставников был заслуженный тренер СССР Виталий Ерфилов, сын преподавателя ГЦОЛИФК Георгия Ерфилова. А в период перехода из юношеского хоккея в команду мастеров Андрей познакомился с будущим заведующим кафедрой Николаем Урюпиным. В университетские годы наибольшее влияние на его становление оказали Юрий Королев и его нынешние коллеги Николай Урюпин и Владислав Крутских

Шесть лет Андрей Руссу работал старшим тренером по резерву сборных команд по хоккею Федерального центра подготовки спортивного резерва Министерства спорта РФ, координируя работу спортивных организаций:

Есть спортивные школы, которые находятся в ведении региональных властей, своих учредителей. Есть Федерация, которая отвечает за развитие спорта, но напрямую на деятельность этих школ влиять не может. Есть профильные вузы, которые готовят тренеров и ведут научную деятельность. Но нет координирующей организации. Решено было ввести институт тренеров по резерву сборных команд, которые отвечают за развитие вида спорта и подготовку резерва. Их задача – всех настроить на совместную работу.

Работа предполагала анализ деятельности всех школ и региональных сборных команд, разработку программ для спортшкол. Результатом стало утверждение нового Федерального стандарта по виду спорта «хоккей», на основании которого должны работать все школы. 

Попутно пришлось решать и вопрос о вратарском амплуа в хоккее:

На тот момент в Федеральном стандарте не было понятия «амплуа» и «вратарь», только «спортсмен». А у вратаря особые двигательные навыки, своя форма, свои особенности подготовки, свои требования к выполнению нормативов. Он не может выполнить норматив, допустим, слалом с шайбой. А многие юристы этого не понимают. И в школах учредители не разрешали привлекать отдельных тренеров по вратарям. Приходилось доказывать, убеждать различные органы. 

Понижен был и возраст для зачисления на начальный уровень хоккея – с 9 до 8 лет (не обошлось без дискуссий с Минздравом по поводу нагрузок и безопасности). 

Сейчас в спортивно-оздоровительные группы начинают зачислять с 5 лет. До 9 лет дети не проходили спортивную подготовку, не участвовали в официальных соревнованиях. Вакуум заполнялся платными занятиями и неофициальными соревнованиями, обучение часто проходило за счет родителей, и многих детей хоккей не досчитывался по финансовым причинам. 

Объединяющим звеном стала кафедра хоккея ГЦОЛИФК – здесь проходили многие совещания с директорами школ и тренерами, а ее сотрудники участвовали в разработке нормативных документов. Андрей Руссу успешно справился со своей задачей и получил благодарность Министерства спорта РФ за существенный вклад в подготовку спортивного резерва и проведение российско-китайских соревнований. С тех пор сотрудничество не прекращалось, и в 2022 году Андрей получил предложение перейти на работу на кафедру в качестве ассистента, а затем преподавателя. 

Артемий Захаров в 2019 году закончил бакалавриат на кафедре хоккея, в 2021– магистратуру («Спорт высших достижений»). С тех пор работает ассистентом преподавателя и главным тренером университетской хоккейной команды, в которой играют ребята не только с профильной кафедры, но и со многих других. На отремонтированной университетской арене студенческая команда тренируется 3-4 раза в неделю и провела здесь уже несколько домашних матчей. Ректор университета содействует развитию студенческого спорта.

Команда создалась в 2012 году, и до прихода Сергей Германовича финансирования команды как такового не было, за нас только платили взносы на выступления на чемпионате. А форму, вплоть до хоккейных свитеров, ребята всегда покупали за свои деньги. В этом году ректор выделил деньги для покупки формы. И мы выражаем благодарность спортивными результатами. 

Студенческая сборная участвует в соревнованиях Московского чемпионата по хоккею, который длится с октября по июнь с перерывом на сессию, а с этого года еще и во Всероссийском чемпионате России по хоккею среди студентов. 

По некоторым данным на московском чемпионате нас видят, как минимум, в финале. Скажу, что команда университета вообще никогда не доходила до такого уровня, бывало, что заканчивали в первом раунде. Так что, питаем большие надежды.

Артем Захаров планирует совершенствоваться и в науке: совместно с Владиславом Крутских пишет статью по соревновательной деятельности студентов и вместе с коллегами планирует снимать на ледовой арене учебный фильм по хоккею. 

Специалист по учебно-методической работе Светлана Шмелева пришла в университет в 2006 году – сначала на кафедру истории цивилизации, физической культуры, спорта и олимпийского образования. Через год перешла в Институт заочного и дистанционного обучения на должность ведущего методиста. На кафедре хоккея работает с 2012 года. 

История кафедры хоккея многообразна и интересна. Здесь работают профессионалы своего дела. Здесь написан первый учебник по этому виду спорта – настольная книга почти всех российских тренеров. Здесь училось большинство олимпийских чемпионов — Высшую школу тренеров по хоккею при кафедре окончили 700 слушателей.





Новости и события:


Выпускницы РУС «ГЦОЛИФК» покорили этап чемпионата России по пляжному волейболу!



Скорбим. Ушел из жизни бывший заведующий кафедрой психологии Альберт Вячеславович Родионов



Студент РУС «ГЦОЛИФК» завоевал серебро на международных соревнованиях по самбо!