Самобытность, преемственность, компетентность: Vivat кафедра теории и методики хоккея РУС «ГЦОЛИФК»




 
 

В проекте «Vivat кафедра» кафедра теории и методики хоккея имени Анатолия Тарасова. 1 апреля она отметила свое пятидесятилетие, и это не шутки. Здесь заложены и передаются следующим поколениям традиции отечественного хоккея. 

Началом истории хоккея в ГЦОЛИФК считается 1925-1926 год, когда в учебный план включили дисциплину «хоккей на льду». В 1927 году организована первая хоккейная команда института, а в 1932-1936 году в ГЦОЛИФК появилась кафедра спортивных игр, в состав которой входила предметная комиссия по хоккею. Подразумевался хоккей с мячом – «шайбу» до 1946 широкие массы попросту игнорировали. Хотя первое знакомство с этой игрой произошло еще в 1932 году. Как это происходило, рассказывает Историко-спортивный музей ГЦОЛИФК. 

В Москву приехала команда немецкого рабочего спортивного союза «Фихте». В подарок гости привезли инвентарь и амуницию для хоккея с шайбой и провели с советскими спортсменами несколько товарищеских игр, однако новый вид спорта в СССР не оценили:

— Игра носит сугубо индивидуальный и примитивный характер, весьма бедна комбинациями и в этом смысле не выдерживает никакого сравнения с бенди. На вопрос, следует ли у нас культивировать канадский хоккей, можно ответить отрицательно, — категорично заявил журнал «Физкультура и спорт». 

А инвентарь передали в Центральный институт физкультуры, где им завладели студентки – юноши предпочитали хоккей с мячом. Организовалась команда под шутливым названием «Мадонны с клюшками», в которую вошли будущий декан педагогического факультета Нина Розанова, одна из первых парашютисток, рекордсменка мира в групповом прыжке Ната Бабушкина, жена ректора С.М.Фрумина Анна Поленова и другие. К 1939 году в институте было уже несколько женских хоккейных команд, проводилось даже первенство института. 

После войны Советский Союз вступил в Международный Олимпийский комитет (МОК), а в программу олимпийских игр входил как раз хоккей с шайбой, а не хоккей с мячом. «Необходимо немедля ставить на русские рельсы этот канадский хоккей», – гласила резолюция председателя Комитета по делам физической культуры и спорта Николая Романова. 

17 февраля 1946 года двенадцать студентов ГЦОЛИФК провели первое показательное выступление по хоккею с шайбой. Происходило это на стадионе «Динамо» после Кубка СССР по хоккею с мячом сильнейших команд страны – «Динамо» Москва и ЦДКА, на глазах более 12 тысяч зрителей. Игра в хоккей с шайбой сопровождалась квалифицированным пояснением правил, техники и тактики игры. Это понравилось зрителям. В том же году начали проходить семинары тренеров и судей, были опубликованы правила по хоккею с шайбой. 22 декабря 1946 года были сыграны первые матчи первого чемпионата СССР по хоккею с шайбой – команды формировались из хоккеистов с мячом и футболистов. Защитное снаряжение шили из ватников, использовали боксерские и велосипедные шлемы. 

В 1962 году из объединенной кафедры спортивных игр «выросла» кафедра футбола и хоккея, которую возглавил кандидат педагогических наук, Заслуженный мастер спорта, один из основателей научной школы в советском футболе, замечательный педагог Михаил Товаровский, который преподавал в ГЦОЛИФК с 1939 года и до ухода из жизни в 1969 году. Он оказал большое влияние на «отца русского хоккея» – Заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера СССР, кандидата педагогических наук Анатолия Тарасова.

Михаил Давидович был незаурядным ищущим специалистом, прирожденным педагогом, порядочным и интеллигентным человеком. То, что Тарасов встретил его в самом начале освоения «канадского хоккея», явилось большой удачей для Анатолия Владимировича, да и без какого-либо преувеличения для всего нашего хоккея, – такой отзыв Юрия Королева приводит сам Тарасов в книге «Хоккей. Родоначальники и новички». 

Именно под влиянием Товаровского в пятидесятых годах Анатолий Тарасов отказался от воплощения своей мечты – выпала уникальная возможность съездить на международный турнир с участием канадских хоккеистов, законодателей хоккея с шайбой. В Канаде этот вид спорта родился в 1899 года и с тех пор набирал обороты, а русские «подхватили эстафету» только в 1946 году. Казалось, у канадцев следовало бы поучиться, но Товаровский считал иначе:

Не надо вам ехать в Европу, чтобы посмотреть на канадцев. Ни в коем случае! Станете копировать их, а это помешает в разработке концепций при освоении новой игры. Приказать вам я не могу, но если хотите моего совета, то я всё сказал.

И Тарасов послушался своего учителя, что во многом определило судьбу и его личную, и советского хоккея.

Как показала практика, это был абсолютно верный шаг. Думаю, это сыграло решающее влияние на выработку нашего неповторимого стиля, традиций, особых качеств, присущих именно русскому, советскому хоккею. Советский хоккей с шайбой взял много от хоккея с мячом, в том числе скоростные маневры на коньках. И, что греха таить, потом североамериканский хоккей много почерпнул у нас, поскольку мы методом проб и ошибок приобрели самоидентичность, – считает преподаватель кафедры Андрей Руссу, подготовивший к ее юбилею серию исторических материалов.

В будущем Анатолия Владимировича назовут «отцом русского хоккея». По отзывам коллег, он был человеком неординарным – сложным в общении, но несомненно великим, со своим особым взглядом на вещи. 

Тарасов приезжал два раза в неделю на занятия в Высшей школе тренеров, мы сидели в одной комнате. Я даже глаза опускал, но чувствовал, что он прожигает сзади меня стену. Перед ним люди на колени вставали. Это был, с одной стороны, очень прямой и жесткий человек. В то же время он был по-хоккейному справедлив, если в ком-то чувствовал фальшь, он его не принимал. А если человек ему подходил с точки зрения отношения к делу и хоккею, всячески ему содействовал. Даже тем, что не вмешивался отрицательно, он помогал человеку расти, – свидетельствует о Тарасове заведующий кафедрой хоккея Николай Урюпин.

В 1973 году кафедра стала самостоятельным подразделением – к этому времени стали очевидными как достижения советских хоккеистов в мировом масштабе, как и тот факт, что преподавание хоккея с шайбой и футбола слишком сильно разнятся. 

Основателем и главой новой кафедры стал Павел Савостьянов – член Президиума Всесоюзной федерации хоккея, член ИИХФ (Международной федерации хоккея), председатель Всесоюзной коллегии судей по хоккею, Заслуженный мастер спорта, рекордсмен Москвы по бегу на коньках, судья международной категории. А еще – отличный футболист, автор первого гола и участник первого матча между ЦСКА и Динамо 24 июня 1923 года, тренер и преподаватель по футболу, хоккею с мячом и с шайбой, декан заочного и вечернего факультетов ГЦОЛИФК

Павел Александрович проработал в ГЦОЛИФК двадцать четыре года, до самой смерти, и стал родоначальником спортивной династии. В разные времена кафедру возглавляли его сын Роберт Черенков – мастер спорта, серебряный призер Чемпионата СССР в составе советского Динамо, заслуженный тренер СССР, заслуженный тренер России, тренер молодежной команды – двукратного чемпиона мира и двукратного серебряного призера и олимпийских чемпионов 1992 года – и внук Дмитрий Черенков, доцент, кандидат педагогических наук.


Павел Александрович был добрым и отзывчивым, все студенты для него были как дети. Мы ездили к нему домой, помним его супругу. Но он больше вел футбол, а хоккей – его помощники Юрий Королев и Ян Камененский, - вспоминает Алексей Сасин

В 1974 году кафедру принял один из ближайших соратников Анатолия Тарасова, тогда еще молодой преподаватель, а в дальнейшем вице-президент Федерации хоккея России и член Международной Федерации хоккея, глава Тренерского комитета Юрий Королев. Он руководил подразделением более 10 лет, а позже стал государственным тренером Управления хоккея Спорткомитета СССР. В результате его деятельности кафедра приобрела статус главного учреждения страны и стала научно-методическим центром подготовки хоккеистов разной квалификации. В 1976 году при ней открылось отделение хоккея Высшей школы тренеров и стали проходить всесоюзные и международные семинары, в том числе с участием Канады и Америки. 

С уходом Юрия Королева на руководящую работу в Управление хоккея Спорткомитета СССР в 1983 году подразделение возглавил его заместитель по научно-исследовательской работе, профессор, заслуженный работник физической культуры Валентин Савин. В 1976 году он перешел в ГЦОЛИФК из Московской государственной академии физической культуры, где также руководил кафедрой хоккея, и возглавил Высшую школу тренеров – вести на равных разговор с действующими тренерами самого высокого уровня можно было вести только при условии большого авторитета. 

Первый доктор наук в хоккее и автор первого учебника по хоккею, по которому работают практически все тренеры в нашей стране, Валентин Савин признан основателем отечественной хоккейной науки.

Во-первых, у него у самого была сильная игровая карьера, богатый опыт –он совмещал хоккей с мячом и шайбой, во-вторых, системный, научный подход. Было много разных курсов лекций, а ему удалось объединить все лучшее из этих курсов, добавив свои мысли. Практически все главы учебника были доказаны на практике с использованием различных методик: можно было убедиться, что это правильные варианты, которые работают в хоккее, – отмечает заместитель заведующего кафедрой по научной работе доцент Владислав Крутских

В начале девяностых годов кафедра хоккея, несмотря на большие финансовые трудности и недостаточное материально-техническое обеспечение, сохранила лучшие традиции и делала все возможное для нормального ведения учебной, научной и спортивной деятельности. В эти годы кафедрой заведовали Роберт и Дмитрий Черенковы и Геннадий Удилов. В 2007-2011 годах кафедрой руководил кандидат педагогических наук, заслуженный тренер России Игорь Захаркин. В это время преподаватели и студенты получили доступ к работе в команде ЦСКА и сборной России и возобновили научные исследования. С 2011 по 2014 год руководителем кафедры вновь стал Дмитрий Черенков.

В 2013 году в связи с 95-летием А.В.Тарасова кафедре присвоили его имя, а в 2014 году ее возглавил кандидат педагогических наук, начальник Управления науки и хоккейных технологий Федерации хоккея России Николай Урюпин. С этого же года кафедра начала активно взаимодействовать с Федерацией хоккея России, а в тренерские штабы сборных команд России по хоккею вошли тренеры по научно-методическому обеспечению из числа преподавателей, аспирантов и студентов кафедры. 

Кафедру всегда отличала взаимосвязь поколений. Ее состав формируется из выпускников, посторонних людей тут никогда не было. Поэтому тянется какая-то незримая нить, нет разделения «пожилой–молодой», «опытный–неопытный», происходит постоянный обмен опытом. Ты встал в эту команду, и ты уже полноправный член кафедры, – говорит Николай Урюпин

В начале этого учебного года на кафедре хоккея завершился ремонт. Открыта ледовая арена, отремонтированы учебные помещения, возобновила работу Высшая школа тренеров (ВШТ). 
Среди выпускников кафедры – большинство олимпийские чемпионы по хоккею: Николай Борщевский и Олег Шевцов, Илья Ковальчук и Михаил Васильев, олимпийский чемпион, обладатель Кубка Стэнли Олег Твердовский, Заслуженный мастер спорта СССР, серебряный и бронзовый олимпийский призер, Чемпион игр Доброй воли в 1990 году Павел Буре и многие другие. Здесь учились трёхкратный чемпион мира, обладатель Кубка Стэнли 2018 года Александр Овечкин, советский и российский хоккейный судья, трехкратный обладатель «Золотого свистка», спортивный комментатор Леонид Вайсфельд и многие другие. 

Когда в восьмом классе Николай Урюпин писал сочинение «Каким я вижу себя через 10 лет», видел себя исключительно тренером по футболу. Но вышло так, что он начал водить на хоккей младшего брата и потихоньку втянулся сам. И в ГЦОЛИФК поступал уже на кафедру хоккея 

После окончания вуза Николай должен был пойти работать в спортшколу «Динамо» по договоренности с директором Владимиром Юрзиновым. Но в момент распределения не смог предоставить письменное подтверждение – руководитель школы уехал на Олимпиаду в Лейк-Плэсиде. Осталось выбирать из предложенных вариантов, и Николай в надежде поправить финансовое положение выбрал якутский посёлок Тикси, где требовался директор школы, тренер по хоккею. Но тут неожиданно открылась вакансия в ГЦОЛИФК, а поскольку Николай был одним из лучших учеников, ему предложили остаться на кафедре – на тот момент это было фантастическим везением. 

За год до меня закончил нашу кафедру Паша Павлов, сын министра спорта. И под него сделали методику по образу и подобию канадской методики автохоккея – моделирование игровых действий на хоккейной площадке. К сожалению, Паша попал в автокатастрофу, и на неопределенное время выпал из научного процесса. И Королев предложил мне эту тему. Потом он со мной месяца два мучился, ходил по всем гражданским и военным организациям, чтобы я не ехал в Тикси. Распределение переделать было практически невозможно, нужно было долго доказывать, добиваться, – рассказывает Николай Урюпин.

С 1980 года Николай Урюпин работал на кафедре хоккея преподавателем и старшим преподавателем, в 1989 году защитил кандидатскую диссертацию. А с 1992 года перешел на тренерскую работу.

В девяностые годы стали урезать зарплату, а главное, наш вуз из ведомства Спорткомитета перешел в ведомство высших учебных заведений, причем в третий разряд. А я работал в юношеской сборной СССР и часто ездил в командировки. Раньше, уезжая в командировку по линии Спорткомитета, я оставался на работе. А с 1990 года стал получать меньше, чем стоил детский сад. Когда в 1992 году мой выпускник по линии ВШТ Геннадий Мыльников принял ярославское «Торпедо», нынешний «Локомотив», позвал меня к себе помощником. 

Еще четыре года Николай Урюпин проработал тренером команды мастеров в московском «Спартаке». В 1997 году его пригласили в Российскую хоккейную лигу в качестве заместителя начальника отдела, а в 1999 году Николай Николаевич становится руководителем Профессиональной хоккейной лиги:

Сначала подумал – тренерская работа мне понятна, работа в вузе тоже, а работу чиновников, связанную с хоккеем, я не представляю. Постепенно определился, вырос до директора лиги. Работа интересная, с живыми хоккеистами, командами, руководителями. Очень ответственная, совершать ошибки нельзя, иначе они вырастали в большой снежный ком, который мог тебя просто задавить. Ответ, который мы находили в спорных ситуациях, в лучшем случае устраивал только одну сторону, а времена были полубандитские, полукриминальные, все «по понятиям». 

С 2006 года и по сей день Николай Урюпин работает в Федерации хоккея в должности начальника Управления науки и хоккейных технологий, с 2008 по 2014 год занимал должность вице-президента ФХР.

На должность президента Федерации пришел Вячеслав Третьяк, попросил помочь. Было десять помощников, остался один я. Отвечал за проведение всех соревнований, решал проблемы переходов из клуба в клуб, частично занимался финансовыми вопросами, опосредованно влиявшими на хоккей. Сначала мое управление было единственным, остальные, за исключением бухгалтерии и юридического отдела, выросли из него. Я этому рад. Не знаю, считают ли их руководители меня своим учителем, но я их считаю своими учениками. У меня очень много учеников – тренеры, знаменитые хоккеисты.

Около восьми лет Николай Урюпин занимался женским хоккеем. 

К сожалению, в Сочи мы не выиграли медали, так как нас дисквалифицировали, а могли занять третье место. Но в 2013 и 2016 годах были бронзовыми призерами Чемпионата мира среди женских команд.

О своем вкладе в развитие хоккея Николай Урюпин распространяться не любит. Победа команды зависит от многих условий и от многих людей, в команде значимы и повар, и водитель – убежден он. Но факт остается фактом: в 2008 году после пятнадцатилетнего перерыва российская сборная становится чемпионом мира, начинает выигрывать олимпиады.

Наши юношеские и молодежные команды все время в тройках призеров, это очень высокий и стабильный результат, на первенство сегодня претендуют чуть ли не восемь команд. А достижения сборных команд, скажем так, совпали со временем моей работы. Я рад, что имел возможность прикоснуться к этому успеху. 

В числе своих учителей Николай Урюпин называет Анатолия Тарасова, Юрия Королева, Валентина Савина и Алексея Сасина. Как руководитель кафедры, Николай Николаевич ставит на первое место дисциплину (начиная от внешнего вида и заканчивая подготовкой к занятиям), компетентность и любовь к делу. 

Человек компетентный выходит за рамки программы, виден его кругозор. А без любви к делу нельзя в любой профессии, особенно в тренерской. Если ты хороший специалист, но дело не любишь, ты обманываешь себя и окружающих, и никогда не добьешься высокого результата. И нужно постоянно совершенствоваться, потому что наша профессия меняется каждый год.

Николай Николаевич считает себя очень счастливым человеком – он добился всего, чего хотел.

Сейчас моя главная задача – помогать людям рядом со мной. На кафедре – чтобы они росли, повышали свой преподавательский и научный уровень, получали ученые звания. И по линии федерации – мне приятно, когда мои соратники чего-то добиваются, открывают свое дело или направление. 

Отвечая на вопрос о праздновании пятидесятилетия кафедры хоккея, Николай Николаевич говорит, что план мероприятий расписан на неделю.

Я считаю, что это не просто юбилей кафедры, это юбилей хоккея и праздник тех людей, которые имеют к нему отношение, в том числе ветеранов и студентов. Поэтому все сводить к одному мероприятию было бы неправильно. В программе спортивные, концертные мероприятия, торжественные встречи, лекции. Венцом праздника, конечно, станут концерт и торжественный ужин.

Вячеслав Львов – старейший сотрудник кафедры – работает в ГЦОЛИФК уже больше полувека. В сентябре 1962 года он поступил в ГЦОЛИФК на объединенную кафедру хоккея, а в ноябре первым из группы был призван в армию, как раз начался Карибский кризис:

Прошел семь комиссий, как потом узнал, меня готовили на атомную подводную лодку. На седьмой забраковали. Попал в десантные войска, служил в Литве. Потом меня командировали в Псковскую дивизию, на ее базе создавали армейский клуб по игре в хоккей с шайбой, - рассказывает Вячеслав Львов.

Вячеслав отслужил три года и в 1965 году вернулся к учебе. Учился еще в старом здании, на улице Казакова:

Во время перерыва выходили во двор. Там был парк и тут же рядом стадион, сектор для прыжков, где регулярно тренировался Брумель, мы наблюдали за его тренировками. Зимой на площадке заливали каток. В то время у нас учился Валерий Харламов, выступал за институтскую сборную – было две команды. Забьет две-три шайбочки и уезжает вечером играть за ЦСКА. 

После окончания университета в 1969 году Вячеславу предложили остаться на кафедре. Как раз в это время на работу в ГЦОЛИФК перешел Валентин Савин, он и стал научным руководителем Львова. 

Мне повезло: он и математик, и пишет хорошо, и руки золотые – мог спутник сделать. У меня была тема – подготовка хоккеистов высокой квалификации, требовалось разработать тесты. По сути неразрешимая задача – на каждого спортсмена нужно было несколько часов, в то время нам бы никто столько не дал.  

Вместе с Савиным разработали и изготовили хитроумный прибор для измерения силы стартового толчка хоккеиста. 

Сделали каретку, которая двигалась, как поезд по рельсам. Тесть работал на авиационном заводе в Жуковском, доставал мне дюралюминий, из которого делают самолеты, подшипники, которые двести лет могут крутиться. Потом я в Щербинке на складе аппаратуры нашел прибор для цифровой индикации – коробочка, которая в цифрах определяет силу и скорость одновременно. И в течение полутора часов вся команда была протестирована, в том числе мастера мирового класса. На защите никто из комиссии мне не бросил ни одного шара против. 

Вячеслав Львов – гений хоккейной импровизации, автор многочисленных авторских упражнений. Он носит с собой блокнот, чтобы записывать их, как только осенит – оригинальная мысль дважды не приходит. По словам Вячеслава Степановича, идеи движений приходят к нему свыше. Как, например, его любимый пируэт, чем-то напоминающий движение в единоборствах. Резкий поворот на одной ноге на 360 градусов, другая нога согнута.

Это настолько интуитивные движения, будто кто-то меня вертит. То же самое в танцах. Очень красиво танцевал на всех вечерах, хотя никогда не учился, это от Бога. Говорил – я танцую сердцем и душой. Как-то приехали гости из Дагестана, девушка вышла танцевать, я к ней подстроился. Они мне потом в знак восхищения чемодан дагестанского коньяка прислали. 

Вячеслав Львов отвечал за научное обеспечение на кафедре, следил за хоккейными новинками, готовил плакаты и наглядные пособия, подбирал материал для учебника по хоккею. 

Валентин Савин получил задание от ректора Виктора Игуменова в течение года написать учебник. Вместе с Вячеславом Крутских собирали материал и привозили ему на дачу. Валентин Павлович жил близко от меня, в Красково, своим руками дом построил. Привозим, а он пишет. 

Сейчас у себя в Жуковском в свободное время Вячеслав Степанович готовит юных хоккеистов к поступлению в университет.

Приезжает бывший пограничник с сыном, который будет поступать в университет через год. Он уже многое знает. Моделируем игровой отрезок – вход в зону и прочее. Расставляю баллоны, имитирую игру. Тренируем скорость передачи, обводку.

Вячеслав Крутских – воспитанник команды «Динамо», чемпион России среди молодежных команд:
После завершения игровой карьеры Владислав решил пойти по научной стезе. Окончив институт, поступил в аспирантуру. Судьбоносной стала и встреча с профессором кафедры хоккея Савиным. 

Я счастлив, что Валентин Павлович откликнулся на мою просьбу быть научным руководителем, хотя тогда было тяжело с финансами и научным оборудованием. Выручали контакты с Федерацией хоккея, с клубами, и очень помог Юрий Королев, который тогда был вице-президентом Федерации хоккея и предоставил необходимые для исследования документы, – отмечает Владислав Крутских

Параллельно Крутских помогал Валентину Савину как ассистенту во время практических и семинарских занятий, ездил вместе с ним на семинары. 

Общались очень много, я этим общением был сформирован. Довелось присутствовать на лекциях, смотреть, как он дает материал. У нас было принято не просто зачитывать что-то по учебнику, а проводить семинары, рассказывать о реальных хоккейных эпизодах. И мы сейчас стараемся передать студентам свой тренерский опыт.

В 2003 году Владислав Крутских защитил диссертацию. Вот уже двадцать лет он работает в должности доцента кафедры, больше пятнадцати выполняет обязанности заместителя завкафедрой по научной работе. Сейчас развивает на кафедре современную систему обучения с использованием инновационных и мультимедийных технологий. 

Готовим видеопрезентации, обучающие фильмы, анализируем матчи, делаем специальные нарезки. Показываем материалы, связанные с тактикой хоккея – не только детского, но и профессионального, стараемся все это увязать с практикой. Учим студентов выходить из разных ситуаций, принимать решения. Готовим их к тому, что есть базовая информация и конкретные условия, к которым они должны уметь адаптироваться. 

Алексей Давыдов «заболел» хоккеем в 1972 году, увидев выступление советской команды по телевизору – тогда хоккеисты были в таком же почете, как и космонавты. Родители нашли у знакомых коньки, отец выпилил клюшку. Катались на прудах, а то и вовсе по тракторному следу по дороге. Позже старшие ребята залили каток во дворе. После падений и огорчений (Алексей и не подозревал, что коньки требуют заточки) отец наточил коньки, мать вшила туда куски кожи, и дело пошло. Начинал как вратарь. 

Оказалось, что у меня есть способности. Когда учился в третьем классе, ко мне подходили восьмиклассники, спрашивали: «Выйдешь сегодня в хоккей»? И мы с ними очень успешно играли. Отец стал заливать для меня хоккейное поле, а в 11 лет меня взяли в детскую команду, выдали хоккейную форму, я в ней чуть не спал. Ложился спать, клал рядом форму, на стул коньки и, глядя на них, засыпал, – вспоминает Алексей Давыдов.

Когда Алексею было тринадцать лет, Борис Штанько, заслуженный тренер России, взял Давыдова в клуб «Москвич». К тому времени во вратарском амплуа он уже разочаровался. 

Стал играть в поле, у меня очень хорошо получалось. Оказалось, что я очень быстрый, проносился между людей, как электричка мимо столбов. 

Позже учился у Виктора Полупанова – олимпийского чемпиона, многократного чемпиона мира, Рамиля Валиуллина – выпускника ВШТ, впоследствии Заслуженного тренера России. Когда пришло время поступать в университет, альтернативы ГЦОЛИФК не было. Правда, Алексей не предполагал, что будет преподавателем, а планировал работать тренером. 

Мой принцип – все экзамены сдавать на пятерки. Научные книги Климина-Колоскова у меня буквально зачитаны до дыр. Все нормативы готовил целый год, когда шел на экзамен, знал, что все выполняю с запасом. 

В 1984 году Алексей Давыдов попал в армию, как и многие другие студенты младших курсов. Дослужился до старшины, на военной кафедре получил звание офицера. Проходил службу в радиационно-химической разведке и был в числе тех, кто ликвидировал аварию на Чернобыльской АЭС.

26 апреля 1986 года сидим, пора увольняться. Объявляют повышенную боевую готовность – Чернобыльская АЭС взорвалась. Работали там две недели. Слава Богу, для меня обошлось без последствий. 

Алексея звали играть в профессиональных командах, мечталось о команде мастеров. Но перспективы в профессиональном спорте тогда были сомнительные, и эту идею пришлось оставить. Зато на любительском уровне он играл всю жизнь и провел больше 1000 матчей в официальных соревнованиях:

В каких только командах не играл! Московская, Владимирская, Тверская область… В Москве клубный хоккей «притих», а в области привлекали игроков в том числе из команды мастеров, из Высшей лиги. Платили деньги – за игру получали столько, сколько здесь за три месяца. Прошел все уровни любительской лиги, даже на «Ночной хоккейной лиге» в финале заняли третье место с подольским «Витязем». Закончил участвовать в официальных соревнованиях в 52 года по состоянию здоровья, так бы играл и дальше. 

Как хорошего хоккеиста Алексея Давыдова в начале двухтысячных привлекали к участию в хоккейной команде «Звезды России», где ему довелось поиграть с большинством олимпийских чемпионов. 

Они были из дворовой среды. В 14-15 начали заниматься, а в 17 уже были в команде мастеров. Дотрагиваются до плеча, ты уходишь в землю. Люди невероятной силы и выносливости, и очень неуступчивые. Будут спорить до хрипоты, был гол или нет. 

Алексей Давыдов закончил университет в 1989 году, и его куратор Вячеслав Львов и заведующий кафедрой Валентин Савин рекомендовали его к поступлению в аспирантуру. Но обстоятельства сложились так, что на первое место вышла преподавательская работа. 

Время было тяжелое, про зарплату не говорю – на квартиру и на дорогу не хватало. Но я вне хоккея себя не мыслил, для меня эта работа была главной. Попутно искал подработку, «промышлял» игрой в хоккей. Без отрыва от института, даже мысли никогда не возникало уйти в другое место.

В 1992 году Давыдов закончил аспирантуру. На сегодня стаж работы Алексея Петровича в ГЦОЛИФК – больше 30 лет. Примерно 24 года из них он выполняет обязанности заместителя по учебной работе. Менялись студенты, требования, подходы, даже ландшафт – долгие годы на рабочее место приходилось пробираться в толчее Черкизовского рынка:

Овечкин с Ковальчуком у меня заканчивали. Мы проходили через рынок, там их, как ни странно, никто не узнавал, а в университете узнавали все. Заходили через боковой вход еще до начала занятий, чтобы их не рвали на куски. 

Сейчас Алексей Давыдов занимается научной деятельностью, разрабатывает методику тренировки, нормы и нормативы для федерального стандарта – в его кабинете полный шкаф хоккейного снаряжения, которое участвует в научных исследованиях. И продолжает выходить на лед со студентами:

Я могу показать то, что другие не в силах. Часто первокурсники сникают – мы что, ничего не умеем? Когда проводил на хоккейных сборах двухразовые занятия, стал повторяться в упражнениях только на седьмой день, сам себя проверял. 

Павел Костичкин – воспитанник хоккейной школы ЦСКА, спортсмен высочайшего класса и продолжатель университетской спортивной династии (мама-баскетболистка закончила институт на Казакова с красным дипломом). Его более чем двадцатилетняя профессиональная карьера хоккеиста началась в 1985 году. За последующие семь лет в составе команды мастеров ЦСКА он стал пятикратным чемпионом СССР и трехкратным обладателем Кубка Европейских Чемпионов, а также трехкратным победителем суперсерий клубов СССР против клубов НХЛ. А в составе молодежной сборной СССР был серебряным призером чемпионата мира 1988 года в Москве.

В 1992 году Костичкину предложили контракт за рубежом. Он проработал за границей в общей сложности 12 лет – в Канаде, Финляндии, Италии, Белоруссии. В Дании прожил в общей сложности девять лет и успел отчасти освоить сложный датский язык. 

Нужно было подавать пример – как выигрывать матчи, создавать атмосферу для зрителей, быть лидером в команде. Это сложно и интересно, – рассказывает Павел Костичкин.

В 2006 году Павел Викторович перешел на тренерскую работу. А в 2008-2011 годах стал видеотренером в тренерской бригаде сборной России под руководством Вячеслава Быкова.

Тренерская работа неотделима от работы видеотренера. Чтобы правильно проводить аналитику, нужно четко понимать способности игроков. Для этого на компьютере, соединенном с камерой, в реальном времени отмечали определенные фрагменты, которые тренерский штаб должен проработать с командой во время игры и после: тактика, стратегия, разбор ошибок, направление развития команды.

За этот период команда выиграла золото на Чемпионате мира в Берне, серебро в Кельне, Кубок Гагарина с «Салаватом Юлаевым» и участвовала в Олимпиаде в Ванкувере.

На Олимпиаду должны были приехать самые серьезные хоккеисты, подготовка началась задолго. Помимо клубной работы необходимо было подготовить информацию по всем игрокам, которые будут участвовать в Играх. Анализировали всех противников, их сильные и слабые стороны, возможные комбинации.

С 2013 по 2021 год Павел Костичкин работал в качестве тренера-методиста и тренера нападающих в различных командах – в Сочи, Омском «Авангарде», Челябинском «Тракторе», Нижнекамском «Нефтехимике», а два года назад перешел на работу в ГЦОЛИФК. Нужно сказать, что этому предшествовало многолетнее сотрудничество с Владиславом Крутских.

Когда познакомились с Владиславом Вячеславовичем, я тренировал команду в детской спортивной школе. Потом я его пригласил как специалиста по вратарской деятельности, поскольку сам я полевой игрок. После этого много общались, обсуждали развитие хоккея. Когда я решил закончить тренерскую деятельность, он предложил вернуться в родные стены.

По мнению Владислава Крутских, Павел Костичкин с его богатейшим игровым и тренерским практическим опытом – серьезное усиление авторитета кафедры:

Сегодняшний хоккей быстро развивается, но многое остается «в раздевалке» – принятие решений, управление командой во время игры и многое другое, что будущим тренерам необходимо знать. 

Осенью прошлого года Павел Костичкин был назначен заместителем заведующего кафедрой по спортивной работе и направляет свои огромные практические знания на благо университета. Помогает в подготовке тренеров, отвечает за выступление студенческих команд в чемпионате Москвы и России, а в прошлом году участвовал в создании нового двоеборья.

По инициативе Дмитрия Чернышенко (Заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам цифровой экономики и инновациям – прим. ред.) решили объединить спорт с компьютерной игрой. Участвовало шесть видов спорта, в том числе хоккей. На базе нашего института провели соревнования, всем очень понравилось.

Дмитрий Черенков, как он любит шутить, фактически родился в нашем университете: мама, выпускница кафедры конькобежного спорта, родила его на следующий день после сдачи выпускного госэкзамена. Он принадлежит уже к третьему поколению преподавателей кафедры хоккея. 

Отец, Роберт Черенков, оказался в семье Савостьяновых после того, как его родители погибли в Бауманском ополчении в 1941 году. И родная сестра его матери, Мария Ивановна, забрала отца к себе. Он всегда говорил, что для него это родные люди. Второй дед был дважды награжден знаком «Почетный железнодорожник». Прошел три войны, в 1944 году бабушка, его жена, нашла его в госпитале «без сознания» – видимо, в коме. Каким-то образом привезла домой и сама выходила. Два деда меня научили жизни, а отец – профессии. Он говорил: «Ты всегда должен быть в лидерах», — вспоминает Дмитрий Черенков

Выпускник хоккейной школы «Спартак», Дмитрий Черенков начинал свой спортивный путь в Саратове – его отец 24 года работал старшим тренером саратовского «Кристалла». Что придет учиться в ГЦОЛИФК, он знал еще в пятом классе: 

Я ничего другого не представлял. А что еще, если у тебя дома с самого рождения этот вид спорта? Играть не получилось из-за травмы, осталось учиться. Дед, отец, мать окончили ГЦОЛИФК. Куда же мне еще идти? Я нисколько не жалею, что моя судьба сложилась именно так.

Дмитрий активно участвовал общественной жизни – партийный билет до сих пор хранит в сейфе. 

В восьмидесятых годах Дмитрий Черенков работал преподавателем кафедры хоккея ГЦОЛИФК, затем тренером ярославского «Торпедо». В 1991 году вернулся работать на кафедру, защитил диссертацию. В 1996-1999 и 2011-2014 годах Дмитрий Робертович возглавлял кафедру. 

Самое главное, что она не исчезла в девяностых годах. А у нас на базе нашего льда даже была команда – фарм-клуб московского «Спартака», я был ее старшим тренером. И мы не на последних местах были, два года вообще в тройку попадали. Хотя не было вообще ничего, и платили совсем мало, приходилось искать подработку.

Семь лет, с середины девяностых, Дмитрий Черенков был председателем профкома в нашем вузе и параллельно продолжал работать на кафедре.

Делали все, что могли. Старались в основном старшему поколению помочь, им было гораздо тяжелее. 

В восьмидесятых годах Дмитрий Черенков совместно с Николаем Урюпиным начал работать в Высшей школе тренеров (хоккейной частью руководил Анатолий Тарасов). Работал там более пятнадцати лет – был руководителем и ведущим преподавателем, куратором группы. Но, конечно, в преподавании участвовал целый коллектив. 

Приглашали разных специалистов для проведения занятий. Например, к нам приезжал главный тренер сборной СССР Виктор Тихонов и вел занятия по тактике, стратегии, тренировочной и соревновательной деятельности, я на них присутствовал. 

В 2010 году к Дмитрию Черенкову обратился президент Федерации хоккея с мячом Борис Скрынник с предложением организовать на базе школы подготовку тренеров по этому виду спорта. Что и было сделано. 

У нас прошли обучение практически все ведущие тренеры по хоккею с мячом в России, которые работают на самом высоком уровне, в том числе тренеры сборной команды России по хоккею с мячом. Они продолжают приходить на обучение, в следующей группе у меня трое «русачей» планируется. 

В прошлом году ректор ГЦОЛИФК Сергей Сейранов назначил Дмитрия Черенкова директором Института дополнительного образования: 

Мы стараемся сделать так, чтобы наши занятия проходили на высоком уровне и их вели самые лучшие специалисты. 

Двое детей Дмитрия Черенкова тоже окончили ГЦОЛИФК: старший учился на кафедре спортивной режиссуры, а младший – на кафедре футбола. 

У старшего не было особого интереса к хоккею, он снимает рекламу товаров для спортсменов, которую вы часто видите по телевизору. У нас в семье всегда спокойно относились к выбору профессии, отец тоже считал, что главное – найти себя в жизни. 

Алексей Сасин в детстве перепробовал многие виды спорта, а в хоккей пришел в четырнадцать лет с подачи своего одноклассника, будущего двукратного олимпийского чемпиона и трехкратного чемпиона мира Евгения Зимина. В юности играл в хоккей в «Локомотиве» и в футбол в «Торпедо» и поступал в ГЦОЛИФК в 1967 году как футболист, но Павел Казаков переориентировал его на хоккей.

Поначалу учился небрежно, но Павел Савостьянов сказал: «Леша, у меня есть квота – двух нижних по успеваемости и посещаемости отчислять». Так и было — двое в семестр, четверо в год. Потом все поняли, что шутки плохи. И на втором курсе я уже подтянулся, – рассказывает Алексей Сасин.

Алексей Сасин был активным студентом – строил базу на Круглом озере, приложил руку к строительству университета:

Там за библиотекой есть трансформаторная будка, одна из стен – моя, я ее сам клал под наблюдением бригадира. И липу сажал около обелиска. В УСЗК во время Олимпиады-80 проходили соревнования по тяжелой атлетике и по окончании в него въехала кафедра хоккея. Здесь был заложен каток с холодильной установкой, но кто-то из «высокого» руководства запрещал им пользоваться. Зал, где каток, перегородили стенкой пополам, там был пресс-центр и разминочный зал. И мы по-партизански за ночь сломали эту стену, заработали нагоняй. Ходили слухи, что Юрий Королев даже получил выговор по партийной линии...

После учебы Алексей думал продолжить карьеру игрока в Ташкенте, но в планы вмешался военкомат. Служил офицером в элитном полку Таманской дивизии и организовывал там спортивный взвод:

Я имел доступ к карточкам новобранцев, набирал себе спортсменов. Там были гимнасты, пловцы, даже один шахматист. И, конечно, футболисты и хоккеисты, я их тренировал. Потом прознали про нашу инициативу в дивизии, меня направили туда. Хотели в армии оставить, по партлинии давили, но я отказался. Вернулся в ГЦОЛИФК старшим лаборантом, через год меня перевели в преподаватели. Работал с Вячеславом Колосковым – он преподавал теорию, а мы вели практические занятия.

С 1976 по 1980 год Сасин был главным тренером сборной команды ГЦОЛИФК по хоккею.

Мы лет семь-восемь были чемпионами Москвы. Многие ведущие хоккеисты играли за институты, на первом курсе в нашей команде играл Харламов. В соперниках за Нефтяной институт выступал будущий двукратный олимпийский чемпион Владимир Шадрин. «Локомотив» почти полностью играл за МИИТ, тем не менее, мы выигрывали.

В 1983 году Алексей Сасин на целых тридцать лет покинул альма-матер. Пять лет работал в Эстонии помощником главного тренера команды «Кренгольма» Нарва Валерия Чекалкина и главного тренера «Таллэкса» Александра Клиншова. 

С 1988 по 1989 год занимал должность главного инспектора Управления футбола и хоккея Госкомспорта РСФСР:

Готовил комплексную программу, потом по ней организовывали проверки. Пришлось поездить по всей России, в Магаданской области даже был. Но недолго выдержал, потому что эта чиновничья работа не для меня.

С 1992 по 1993 год Сасин работал ведущим специалистом Федерации хоккея России по судейству. Позже занимал должность генерального менеджера различных команд и даже занимался коммерцией – продажей экипировки.

Я там семь лет проработал, общался с хоккейными клубами. Но директор у нас был не коммерсант. Какие-то ограбления начались, а может, инсценировки. Из нашего административного здания на «Динамо» из окна седьмого этажа вытолкали тяжеленный сейф, потом с газона его отвезли, разрезали. Там вместе с деньгами лежали трудовые книжки, я потом трудовую очень долго восстанавливал.

С 2006 по 2009 год Алексей Николаевич был начальником юниорской сборной команды России по хоккею и считает этот период самым удачным в своей карьере:

Приложил немало организационных усилий, по селекции в том числе. Оттуда вышли такие хоккейные звезды, как Владимир Тарасенко, Никита Зайцев, Евгений Кузнецов, Дмитрий Орлов и другие.

Позже Алексей Сасин был начальником сборной команды России по следж-хоккею, главным тренером одного из хоккейных клубов в Македонии и тренером-консультантом Федерации хоккея Македонии.

В 2013 году Алексей Сасин вернулся на кафедру старшим преподавателем (с сентября этого года перешел на должность заведующего лабораторией):

Внук поступал в ГЦОЛИФК на кафедру хоккея, я пришел первого сентября. А здесь была делегация во главе с бывшим министром спорта Виталием Мутко, с ним приехал руководитель Спорткомитета Москвы Николай Гуляев. Завкафедрой Дмитрий Черенков начал жаловаться, что преподавателей нет, а Гуляев ответил – вон у тебя Сасин в коридоре стоит, сейчас свободен. Предложили мне вернуться на кафедру, я подумал денечек и дал согласие.

Андрей Руссу – воспитанник московского «Спартака». Еще играл за подольский «Витязь» и ХК «МГУ», а первое образование по линии государственного муниципального управления получал в Российском государственном университете туризма и сервиса.

На тот момент казалось, что хоккея слишком много в моей жизни и нужно быть разносторонним человеком. Но по прошествии времени я вернулся к хоккею, поскольку это то, что я действительно люблю.

В итоге в 2014 году Андрей окончил ГЦОЛИФК. Собственно говоря, взаимоотношения с нашим вузом начались с детства: одним из его наставников был заслуженный тренер СССР Виталий Ерфилов, сын преподавателя ГЦОЛИФК Георгия Ерфилова. А в период перехода из юношеского хоккея в команду мастеров Андрей познакомился с будущим заведующим кафедрой Николаем Урюпиным. В университетские годы наибольшее влияние на его становление оказали Юрий Королев и его нынешние коллеги Николай Урюпин и Владислав Крутских

Шесть лет Андрей Руссу работал старшим тренером по резерву сборных команд по хоккею Федерального центра подготовки спортивного резерва Министерства спорта РФ, координируя работу спортивных организаций:

Есть спортивные школы, которые находятся в ведении региональных властей, своих учредителей. Есть Федерация, которая отвечает за развитие спорта, но напрямую на деятельность этих школ влиять не может. Есть профильные вузы, которые готовят тренеров и ведут научную деятельность. Но нет координирующей организации. Решено было ввести институт тренеров по резерву сборных команд, которые отвечают за развитие вида спорта и подготовку резерва. Их задача – всех настроить на совместную работу.

Работа предполагала анализ деятельности всех школ и региональных сборных команд, разработку программ для спортшкол. Результатом стало утверждение нового Федерального стандарта по виду спорта «хоккей», на основании которого должны работать все школы. 

Попутно пришлось решать и вопрос о вратарском амплуа в хоккее:

На тот момент в Федеральном стандарте не было понятия «амплуа» и «вратарь», только «спортсмен». А у вратаря особые двигательные навыки, своя форма, свои особенности подготовки, свои требования к выполнению нормативов. Он не может выполнить норматив, допустим, слалом с шайбой. А многие юристы этого не понимают. И в школах учредители не разрешали привлекать отдельных тренеров по вратарям. Приходилось доказывать, убеждать различные органы. 

Понижен был и возраст для зачисления на начальный уровень хоккея – с 9 до 8 лет (не обошлось без дискуссий с Минздравом по поводу нагрузок и безопасности). 

Сейчас в спортивно-оздоровительные группы начинают зачислять с 5 лет. До 9 лет дети не проходили спортивную подготовку, не участвовали в официальных соревнованиях. Вакуум заполнялся платными занятиями и неофициальными соревнованиями, обучение часто проходило за счет родителей, и многих детей хоккей не досчитывался по финансовым причинам. 

Объединяющим звеном стала кафедра хоккея ГЦОЛИФК – здесь проходили многие совещания с директорами школ и тренерами, а ее сотрудники участвовали в разработке нормативных документов. Андрей Руссу успешно справился со своей задачей и получил благодарность Министерства спорта РФ за существенный вклад в подготовку спортивного резерва и проведение российско-китайских соревнований. С тех пор сотрудничество не прекращалось, и в 2022 году Андрей получил предложение перейти на работу на кафедру в качестве ассистента, а затем преподавателя. 

Артемий Захаров в 2019 году закончил бакалавриат на кафедре хоккея, в 2021– магистратуру («Спорт высших достижений»). С тех пор работает ассистентом преподавателя и главным тренером университетской хоккейной команды, в которой играют ребята не только с профильной кафедры, но и со многих других. На отремонтированной университетской арене студенческая команда тренируется 3-4 раза в неделю и провела здесь уже несколько домашних матчей. Ректор университета содействует развитию студенческого спорта.

Команда создалась в 2012 году, и до прихода Сергей Германовича финансирования команды как такового не было, за нас только платили взносы на выступления на чемпионате. А форму, вплоть до хоккейных свитеров, ребята всегда покупали за свои деньги. В этом году ректор выделил деньги для покупки формы. И мы выражаем благодарность спортивными результатами. 

Студенческая сборная участвует в соревнованиях Московского чемпионата по хоккею, который длится с октября по июнь с перерывом на сессию, а с этого года еще и во Всероссийском чемпионате России по хоккею среди студентов. 

По некоторым данным на московском чемпионате нас видят, как минимум, в финале. Скажу, что команда университета вообще никогда не доходила до такого уровня, бывало, что заканчивали в первом раунде. Так что, питаем большие надежды.

Артем Захаров планирует совершенствоваться и в науке: совместно с Владиславом Крутских пишет статью по соревновательной деятельности студентов и вместе с коллегами планирует снимать на ледовой арене учебный фильм по хоккею. 

Специалист по учебно-методической работе Светлана Шмелева пришла в университет в 2006 году – сначала на кафедру истории цивилизации, физической культуры, спорта и олимпийского образования. Через год перешла в Институт заочного и дистанционного обучения на должность ведущего методиста. На кафедре хоккея работает с 2012 года. 

История кафедры хоккея многообразна и интересна. Здесь работают профессионалы своего дела. Здесь написан первый учебник по этому виду спорта – настольная книга почти всех российских тренеров. Здесь училось большинство олимпийских чемпионов — Высшую школу тренеров по хоккею при кафедре окончили 700 слушателей.





Новости и события:


Диплом ГЦОЛИФК – ваш навигатор! Торжественная церемония вручения дипломов в РУС «ГЦОЛИФК»



Студент РУС «ГЦОЛИФК» Максим Зосенко стал бронзовым призером этапа Кубка мира по рукопашному бою



Мастерское золото и грациозное серебро по художественной и эстетической гимнастике у РУС «ГЦОЛИФК»