Первый ректор. К юбилею В.Е. Игнатьева




 

Варнава Ефимович Игнатьев (09.01.1860 – 05.10.1927) – врач - гигиенист, педагог, специалист в области физического воспитания и школьной гигиены, доктор медицины (1903), профессор (1918).

Ректор Московского института физкультуры в 1919 – 1923 гг.

Сразу уточним, что первым руководителем созданного в 1918 г. института физической культуры в Москве был врач Матвей Васильевич Головинский, рекомендованный В.М.Бонч - Бруевич. Однако с первых же дней своего руководства (с лета 1918 г.) отношения с сотрудниками Школьно – санитарного отдела (которым было поручено в том числе и организация института физической культуры) не сложились, поэтому вскоре на его место Н.А.Семашко (Нарком здравоохранения) назначил В.Е.Игнатьева. Именно В.Е.Игнатьева мы считаем первым ректором Московского института физической культуры,  которым он руководил на протяжении 5 лет: с 1919 по 1923 гг.

Биография

Изложенные нами биографические сведения основаны на автобиографии В.Е.Игнатьева и на тех, увы,  немногих документах и письмах, переданных музею в августе 1958 г. Павлой Ефремовной Игнатьевой – Родыгиной (первой женой В.Е.Игнатьева).

В немногочисленных биографических источниках о В.Е.Игнатьеве указываются различные даты его рождения: 1857 год, 1859 (1860 по новому стилю) и 1867. По имеющимся в музее документам, в частности в Декларации (заявление в финотдел)  от 30 августа 1926 г., написанной самим В.Е.Игнатьевым, указывается возраст – 65 лет. Так что, скорее всего, дата рождения 1859 (1960) соответствует истине.

Итак, родился В.Е.Игнатьев 28 декабря 1859 г. (9 января 1860 г. по новому стилю) в Пензе. Имя он получил Варнава (имя, заимствованное из греческого языка), что означает «сын утешения».

В той же Декларации в графе «происхождение» В.Е.Игнатьев написал – «сын топографа». А в одном из документов («Окладной лист на 1900г.» – земский сбор) после его фамилии дописано «Ст. Сов.»  –  Статский советник.  Согласно Табели о рангах, этот чин входил в число высших чинов Российской империи.  Обращением к этому чину было «Ваше высокородие» — так обращались только и исключительно к статскому советнику. Из чего мы делаем вывод, что родился В.Е.Игнатьев в дворянской семье. 

1 - Декларация 1926 г. 2 - Curriculum vitae (жизнеописание) содержит сведения до 1908 г.

В.Е.Инатьев окончил Пензенскую классическую гимназию – старейшее образовательное учреждение России, основанное  в 1786 г.  Уровень обучения в гимназии был весьма высок для русской провинции и был обусловлен высокой степенью культуры и образованностью преподавателей и руководителей гимназии. Одним из директоров гимназии  был И.И.Лажечников – автор известных исторических романов «Ледяной дом» и «Басурман». Среди наставников гимназии – историк В. Х. Хохряков, физик и математик И. Н. Ульянов (отец  В.И.Ленина). Среди выпускников гимназии конца XIX  - начала XX века много выдающихся людей, оставивших свой след в истории России, среди них великий литературный критик, публицист В.Г.Белинский, чье имя носит ныне Пензенская классическая гимназия №1[1].

По окончании гимназии В.Е.Игнатьев поступил на медицинский факультет Императорского Московского университета, который окончил в 1882 г. со степенью лекаря и званием уездного врача. Для получения звания врача требовалось в течение пятилетнего срока обучения пройти десять семестров медицинского факультета и сдать государственные экзамены специальной медицинской испытательной комиссии[2].

1 - Классическая гимназия №1 имени В.Г.Белинского. 2 - Второе здание Московского университета на Моховой – Аудиторный корпус

Свою деятельность В.Е.Игнатьев начинал в качестве врача при  Императорском Московском воспитательном доме – благотворительном закрытом учебно – воспитательном учреждении для сирот, подкидышей и беспризорников, учрежденное в 1763 г. по инициативе  И.И.Бецкого[3]. В Воспитательном доме предусматривался штат медработников, состоящий из докторов, лекарей и повивальных бабок. Таким образом, Императорский Московский воспитательный дом по праву можно считать колыбелью российской педиатрии. В.Е.Игнатьев состоял там на службе с 1882 г. до 1 июня 1885 г. 

А с 1888 по 1895 гг. состоял в должности палатного ординатора Яузской городской больницы для чернорабочих. К этому периоду относятся и его первые научные публикации, выступления с докладами: в Обществе Русских врачей, в Хирургическом обществе, публикация статей в журналах «Медицинское обозрение», «Вестник воспитания».

1-3 - Московский Воспитательный дом. 4 - Яузская больница, после 1917 г. – больница Медсантруд. Фото с сайта

Однако большая часть жизнь В.Е. Игнатьева (почти четверть века) связана с Императорским Московским университетом. Заметное влияние на становление научных интересов В.Е.Игнатьева, несомненно, оказал его учитель –  профессор Ф.Ф.Эрисман[4].

Федор Федорович Эрисман по праву считается основоположником школьной гигиены в России. Он впервые создал университетский курс гигиены, воспитал большую школу ученых, ставших впоследствии ведущими гигиенистами страны. «Эрисман последовательно проводил мысль  о необходимости тесного взаимодействия врачей и педагогов в борьбе за рациональную организацию школьной жизни, за создание в учебных заведениях здоровой гигиенической среды, способной обеспечить полноценное физическое и умственное развитие детей и подростков… Эрисман с позиций ученого – гигиениста выступал за коренную реформу школьного дела в стране на демократической основе»[5]. 

В 1882 – 1896 гг. Ф.Ф.Эрисман –  профессор кафедры гигиены Московского университета. В 1884 г., получив степень доктора медицины, возглавил кафедру общей гигиены на медицинском факультете Московского университета. По инициативе и по плану Ф.Ф. Эрисмана было построено здание гигиенического корпуса с большими лабораториями, библиотекой, гигиеническим музеем (ныне гигиенический корпус, где расположены кафедры медико-профилактического факультета). На факультете в 1886 г. был введен приват – доцентский курс школьной гигиены. Курс, который позже читался его ближайшим соратником В.Е.Игнатьевым. 

В ноябре 1886 г. В.Е.Игнатьев по предложению Ф.Ф.Эрисмана был избран на должность лаборанта при гигиенической лаборатории университета, результаты своих исследований он публикует в сборнике работ Гигиенической лаборатории «Несколько данных для санитарной оценки воздуха школьных помещений в бактериологическом отношении».

В 1893 г. В.Е.Игнатьев перемещен на должность старшего лаборанта, заведующего музеем Гигиенического института (в 1890 г. кафедра гигиены преобразована в Гигиенический институт, ставший научной и учебной базой подготовки врачей гигиенистов). В 1903 г. В.Е.Игнатьев защитил диссертацию «Санитарная оценка освещения классных помещений, освещаемых электрическим светом» (из «Перечня докладов, статей и книг», составленный В.Е.Игнатьевым в 1927 г.). В 1904 г. В.Е.Игнатьев состоит приват – доцентом на кафедре гигиены и читает специальный курс школьной гигиены.

1 - Ф.Ф.Эрисман 2 - МГУ на Моховой 3,4 - В.Е.Игнатьев

Во время работы в МГУ (с 1886 по 1911 гг.)  В.Е.Игнатьев вел активную разностороннюю деятельность: читал лекции, в частности в Обществе взаимопомощи студентов – медиков Московского университета, на женских педагогических курсах Московского Общества воспитательниц и учительниц, принимал участие в чтении курса по гигиене при общегубернских земских курсах для учителей и учительниц в г. Москве, Костроме, Туле. Рязани, Воронеже, Смоленске. В 1901 и 1902 гг. по представлению Министра Народного Просвещения принял участие в работе комиссий по преобразованию и составлению Устава средней школы.

Неоднократно был командирован на съезды естествоиспытателей и врачей, выступал с докладами на международных съездах и конференциях: на X международном съезде врачей в Берлине в 1890 г., на VIII международном съезде гигиены и демографии в Будапеште в 1895 г. В 1910 г. В.Е.Игнатьев получил приглашение на международный конгресс школьных гигиенистов, проходившем летом в Париже. В работе этого конгресса приняли участие 1 500 человек из 38 стран, с докладом выступал Жорж Демени – французский физиолог и педагог, автор гимнастической системы физического воспитания, работу которого  «Научные основы физического воспитания» В.Е.Игнатьев перевел в 1905 г. Интересен еще тот факт, что участником этого конгресса был и А.Д.Бутовский, который подробно описал работу конгресса  в своей книге «Вопросы школьной гигиены и физического воспитания на международных конгрессах в 1910 г.»[6].

1 - Благодарность «за понесенные труды по лекции по уходу за холерными больными» Общества взаимопомощи студентов – медиков Московского университета 3 - Письмо с выражением сожаления  по поводу не утверждения В.Е.Игнатьева председателем Совета Педагогических курсов Московского общества воспитательниц и учительниц, 1910 г.  5 - Приглашение на международный научный конгресс 1910 г.

О политических взглядах В.Е.Игнатьева того времени ярко свидетельствуют хранящиеся в фонде документы 1905 – 1906 гг. Это было время активизации студенческого движения и политизации университетской жизни. В 1899 – 1907 гг. Московский университет многократно был вынужден объявлять о прекращении занятий в связи со студенческими митингами и сходками, на которых слышались призывы «…подготовиться к совместному выступлению на путь активных революционных действий с целью: 1) Свержения царского самодержавия; 2) Созыва революционным временным правительством Учредительного Собрания … для учреждения в России демократической республики» (из Резолюции сходки студенчества от 9 сентября 1905 г.).

В то же время меры Министерства народного просвещения по обузданию студенческого движения, направленные на ограничение университетской автономии, вызывали негативную реакцию либерально настроенной части профессуры, которые признавали «необходимым в виде протеста против современных политических условий прекращение учебных занятий в университете» (из заявления ректору университета, составленное на общем собрании младших преподавателей от 30 января 1905 г., среди подписантов – имя В.Е.Игнатьева).

Конфликт достиг своего апогея в 1911 г. Непосредственным поводом к началу конфликта стало решение студенческой сходки (ноябрь, 1910) по случаю смерти Л. Н. Толстого о прекращении на 3 дня занятий в связи с трауром. Ректор Московского университета, в соответствии с циркуляром министра народного просвещения, запретил проведение собраний. Однако собрания продолжились. Министр народного просвещения Л. А. Кассо потребовал от ректора Московского университета А. А. Мануйлова решить конфликт силой. В январе 1911 г. вышел циркуляр министра просвещения Л. А. Кассо «О временном недопущении публичных и частных студенческих заведений» и  вменял в обязанность ректорам сообщать в полицию о предполагаемых сходках. На градоначальника возлагалась обязанность закрытия университета с помощью полиции в случае волнений. Циркуляр нарушал положение Временных правил университета, согласно которым ходатайство о закрытии университета принадлежало только правам Совета университета.

Студенческая сходка принимает решение о забастовке (27.01.1911). Немедленно после этого в университет, без ведома Совета, были введены силы полиции для воспрепятствования началу забастовки. Действия полиции парализовали учебные занятия. На экстренном заседании Совета всё руководство Московского университета  сложили с себя полномочия (28.01.1911). Это решение было одобрено Советом. В ответ Министерство публикует высочайший указ об увольнении руководства университета с одновременным запрещением им заниматься научной и преподавательской деятельностью.

Решение министра народного просвещения Л.А. Кассо вызвало бурю негодования среди профессоров и преподавателей Московского университета, воспринявших его не только как оскорбление своих коллег, но и авторитета Совета и всего университета. 16 февраля 1911 г. подали прошение об отставке более трети профессорско-преподавательского состава университета, среди них – учёные с мировым именем, многие из которых впоследствии приступили к работе Городского народного университета. В их числе оказался и В.Е.Игнатьев.

Московский городской народный университет имени А.Л.Шанявского  – уникальное высшее учебное заведение Российской империи. А.Л.Шанявский – сибирский золотопромышленник, завещал все свое состояние на создание университета, открытого для всех, кто желает учиться, не зависимо от вероисповедания и политической благонадежности. Для поступления туда не требовалось никаких аттестатов и документов, кроме удостоверения личности, основная и единственная его цель – получение знаний. Правда, и университет не выдавал документов своим выпускникам о том, что они прослушали курс. Учащиеся сами решали, какие лекции они хотели бы прослушать – не было обязательных дисциплин, и каждый студент самостоятельно определял, чему он хотел учиться. Среди выпускников университета – Сергей Есенин, Анастасия Цветаева, Янка Купала. Судя по подарку – папке, врученной от слушателей этого университета, В.Е.Игнатьев пользовался уважением, любовью и был востребован учащимися народного университета. 

1 - Папка от слушателей народного университета  2 - Московский Городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Миусская площадь. Фото. Начало XX в. Автор неизвестен.

Смелый и решительный поступок В.Е.Игнатьева лишил его возможности преподавать в  высших учебных заведениях. Как отмечал специалист по физкультуре Т.Р.Никитин: «Непримиримая принципиальность, не идущая ни на какие компромиссы, являлась наиболее типичной чертой характера Игнатьева, чертой, делавшей для некоторых трудным личное общение с ним».  Оставались частные курсы и врачебная практика.

В 1915 г. В.Е.Игнатьев был приглашен на первые в Москве трехгодичные курсы преподавательниц гимнастики, танцев и подвижных игр при педагогической, гигиенической школе и врачебной гимнастики, и массажа, учрежденные М.П.Островцевой, на должность Председателя Педагогического Совета школы.

С 1893 по 1920 гг. В.Е.Игнатьев  работал врачом Константиновского Межевого института и в малолетнем отделении Николаевского сиротского института, размещенном в бывшей усадьбе графа К.Г.Разумовского.

1 - Курсы М.П.Островцевой 2,3 - Константиновский межевой институт на рубеже XIX—XX вв. Автор не известен 4-6 - Николаевский сиротский институт

Когда в этой усадьбе в 1918 г. был открыт институт физкультуры, профессор Варнава Ефимович Игнатьев начинает читать курс «основы физического воспитания». В феврале 1919 г. В.Е.Игнатьев избирается председателем Ученого совета института, а 2 сентября 1919 г. утвержден коллегией  Народного Комиссариата здравоохранения заведующим институтом физической культуры, т.е. ректором.

Большое значение для судьбы института имело выступление В.Е.Игнатьева в апреле 1919 г. на Первом Всероссийском съезде по физической культуре, спорту и допризывной подготовке, в которой он наметил основные направления подготовки физкультурных кадров высшей и средней квалификации и пути развития научно – исследовательской деятельности в области физического воспитания.  

1-3 - Институт физической культуры 4 - Первый Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке

В момент создания института физической культуры высшему физкультурному образованию нужно было начинать с нуля. Спорта как такового еще физически не было, не существовало поэтому и целостной системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

И начали создание этой системы в самые первые годы работы института выпускники МГУ, принесшие традиции университетского медицинского образования в новое учебное заведение, где они начали читать курсы медико-биологических дисциплин. Это стало возможным благодаря усилиям В.Е.Игнатьева, сумевшего объединить в институте наиболее видных представителей старшего и молодого поколений научных работников Москвы, в основном медиков, интересовавшихся вопросами научных исследований в области физической культуры и спорта. 

По его предложению в структуре института в 1920 г. появляется научный отдел, объединивший первые четыре лаборатории. Возглавили эти первые лаборатории выпускники медицинского факультета МГУ:

Лабораторию физиологии и физиологической химии – приват-доцент МГУ (позже профессор) Д.В.Ненюков. Под его руководством начались первые биохимические исследования, велась интенсивная разработка методов физиолого-гигиенического нормирования и дозировки физических упражнений.

Лабораторию антропологии возглавил приват – доцент МГУ В.В. Бунак  (позже доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, патриарх отечественной антропологии).

Руководителем лаборатории экспериментальной психологии был назначен П.А. Рудик, ассистент психологического института МГУ (позже доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН, заслуженный деятель науки СССР, основатель отрасли психологической науки - психологии спорта).

Лабораторию гигиены возглавил ректор института, профессор В.Е. Игнатьев. Варнава Ефимович читал все первые годы жизни института лекции студентам по гигиене. На базе этой лаборатории в 1923 г. была организована кафедра научного контроля над физическим развитием.

К концу 1920 г. институт стал «местом паломничества» работников Наркомпроса и Наркомздрава.  Институт в то время активно вел научно – консультативную работу, снабжал школы и физкультурные организации методическими материалами. Под руководством Игнатьева была создана программа по физическому воспитанию для школ 1-й ступени.

Для занятий спортом в 1921 г. был торжественно открыт стадион института в присутствии Н.И.Подвойского, создан спортклуб института.

За годы руководства В.Е.Игнатьева увеличилось число студентов и слушателей, количественно и качественно изменился профессорско – преподавательский состав. Если в 1920/21 уч. г. на основном двухгодичном отделении обучались 114 студентов, а на курсах врачей и педагогов – 165 человек, то в 1922/23 уч.г. – соответственно 300 студентов и 200 курсантов. Созданы первые кафедры.

В 1921-м Институт получил право называться Центральным, что повысило его авторитет среди научной и педагогической общественности страны. В 1923 г. институт отметил свой первый пятилетний юбилей. На Красной площади состоялся парад студентов, курсантов, преподавателей института.

С именем Варнавы Ефимовича связаны формирование и становление Госинфизкульта, превращение его в центральный физкультурный вуз страны, определяющий основные направления учебно-методической и научно-исследовательской работы в области физического воспитания.

1 - Первый выпуск студентов, 1919 г. 2 - В.Е.Игнатьев с преподавателями и студентами - Выступление Н.И.Подвойского на открытии стадиона института, 1921 г. 4 - Колонна студентов и преподавателей института на большом спортивном празднике в честь открытия стадиона

В 1923-м после избрания нового ректора Варнава Ефимович остался в правлении института в качестве консультанта научной части. Он отличался очень большой работоспособностью, трудолюбием, быстротой и ясностью мышления, что позволило ему до самой смерти заниматься научно-исследовательской, врачебной и преподавательской деятельностью.

В 1925-1927 гг. В.Е.Игнатьев работал во 2-ом Московском государственном университете, в Научно – педагогическом институте методов школьной работы, в МВТУ им. Баумана (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана –  крупнейший технический университет России, ведущий свою историю от мастерских, открытых в 1826 г. для профессиональной подготовки питомцев Московского воспитательного дома, в котором, начинал служить В.Е.Игнатьев). Был консультантом по вопросам школьной гигиены и физического воспитания при Наркомздраве и Наркомпросе РСФСР, работал в Государственном Ученом Совете и Главном управлении социального воспитания и политехнического образования детей (Главсоцвос).

В.Е.Игнатьев написал несколько статей в большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, в настольном энциклопедическом словаре «Гранат» (братьев Гранат), работал в «Русских ведомостях».

Буквально за месяц до своей смерти, 8 сентября 1927 г., В.Е.Игнатьев, получив письмо за подписью главного редактора «Медицинской энциклопедии» народного комиссара здравоохранения профессора Н.А.Семашко, дал свое согласие на участие в работе по созданию «Медицинской энциклопедии» в качестве автора. Но этим планам не суждено было осуществиться.

Относительно даты его смерти тоже существует несколько версий. Среди официальных документов В.Е.Игнатьева есть «Охранительная опись» имущества, где указывается дата его смерти, на основании чего мы можем утверждать: В.Е.Игнатьев умер 5 октября 1927 г.  

2 - МВТУ им. Баумана 3 - Наркомпрос 4 - Письмо за подписью главного редактора «Медицинской энциклопедии» народного комиссара здравоохранения профессора Н.А.Семашко

Научные труды В.Е.Игнатьева

Варнава Ефимович Игнатьев был широко известен в России трудами в области физического воспитания. Основные его труды посвящены разработке гигиенических основ системы физического воспитания детей и подростков, изучению влияния различных его средств на физическое развитие и состояние здоровья растущего организма.

Его книги служили фундаментальным пособием для школьного педагога, разработанные им санитарные нормы планировки и оборудования школьных зданий легли в основу гигиенических требований к их строительству в 20-50-х годах XX века.

Большая заслуга принадлежит В.Е.Игнатьеву в создании новых форм врачебного (позже медицинского) контроля. Его труд «Исследование физического развития человека» (1927 г. изд.) был до 1930 г. наиболее полным и обстоятельным руководством для врачей, студентов и руководителей физического воспитания.

Игнатьев считал физическую культуру неотъемлемой частью воспитания и образования. Физическую культуру рассматривал в широком смысле как комплекс знаний и умений с использованием данных смежных наук - гигиены, санитарии, антропологии.

Начиная с 1900 г., он написал много работ по школьной гигиене, физическому воспитанию, закаливанию, уходом за телом. В.Е.Игнатьевым редактированы и переведены ряд специальных книг с немецкого и французского, касающиеся, главным образом, вопросов гигиены, бактериологии и области физической культуры.

В 1910 г. вышла в свет его книга «Физическое воспитание», которая долгое время являлась почти единственным на русском языке научно – популярном пособием, с достаточной для своего времени полнотой, освещавшим вопросы гимнастики, спорта и игр. Книга служила фундаментальным пособием для школьного педагога.

В 1912 г. была опубликована его работа «Физическое воспитание, гимнастика, игры, спорт», высоко оцененная педагогической общественностью России; в 1913 г. – «Физической развитие детей в связи с гигиеной»; в 1924 – 1924 гг.  «Основы физической культуры»; в 1925 г. – «Охрана здоровья учащихся фабрично – заводских школ»; в 1926 г. – «Основы социальной гигиены»; в 1927 г. – «Биология трудящегося человека» и многие другие.

Предлагаем вашему вниманию «Перечень докладов, статей и книг», составленный В.Е.Игнатьевым (к сожалению, 1 страница в этом перечне отсутствует).

Нашему вузу несказанно повезло, что в самом начале своего пути руководителем был человек высокообразованный, интеллигентный, принесший вместе с плеядой выдающихся научных работников традиции университетского образования в новое учебное заведение. И в летописи нашего вуза Варнава Ефимович Игнатьев навсегда останется его ПЕРВЫМ РЕКТОРОМ.

P.S.

В заключение несколько слов о сыне В.Е.Игнатьева. Борис Варнавович Игнатьев (1883 – 1950) –  ботаник-педагог, анатом растений, профессор (1921). Окончил естественное отделение физико-математическое факультета Московского университета. С 1921 г. преподавал в различных высших учебных заведениях ботанику и методику естествознания. Научно-исследовательская работа протекала преимущественно в Институте методов школьной работы.

Состоял одним из редакторов журнала «Естествознание в трудовой (затем советской) школе» и много писал для него. За время своей научной и педагогической деятельности напечатал более 100 работ, главным образом по методике естествознания: описания экскурсий, экспериментов, работ и наблюдений в природе. С 1931 г. стал инспектором-методистом Министерства просвещения РСФСР, одновременно заведуя кафедрой ботаники в Московском пушно-меховом институте.

В одном из писем к Б.В. Игнатьеву есть поздравление в связи с вручением ему высокой правительственной награды – ордена «Знак Почета»(1945 г.).

Отец и сын были единомышленниками, вместе некоторое время работали в научно – педагогическом институте методов школьной работы, есть совместный труд «Летняя школа. Сборник статей, разработанных в естественном отделе Центрального института методов школьной работы», 1924 г. 

 

 Источники:

  1. wikipedia.org/wiki/Классическая гимназия № 1 имени В. Г. Белинского
  2. wikipedia.org/wiki/Медицинский факультет Московского университета
  3. И.И.Бецкой – деятель русского Просвещения, президент Императорской Академии художеств (1763-1795), инициатор создания Смольного института и Воспитательных домов в Москве и Санкт – Петербурге
  4.  wikipedia.org/wiki/Эрисман, Фёдор Фёдорович
  5.  Кучма В.Р. История гигиены и охрана здоровья детей в России (к 250-летнему юбилею Научного центра здоровья детей РАМН)// Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья, №3 – 2013. С 15.
  6. А.Д.Бутовский  Вопросы школьной гигиены и физического воспитания на международных конгрессах в 1910 г. / А.Д. Бутовский. - Санкт-Петербург: тип. М.М. Стасюлевича, 1911. - 68 с.: ил;25.


Новости и события:


Студент РУС «ГЦОЛИФК» Давит Хачатрян стал победителем Кубка Мэра Москвы по рукопашному бою



Сотрудничество и развитие: ректор РУС «ГЦОЛИФК» принял участие в совещании с Минобрнауки России



Представители РУС «ГЦОЛИФК» побеждают на Всероссийских соревнованиях по боксу РФСО «Спартак»