… Фотограф — волшебник,
Он — вспышки-мгновения гений,
Как будто протянет незримую нить
От нас до иных поколений.
Пришел он на землю оставить навек
В истории мира автограф,
Простой с объективом в руках человек
Прекрасного дела — фотограф.
Одними из самых ценных фотографий в коллекции нашего музея являются фотографии первых лет жизни института, поскольку они уникальны. Ведь шла гражданская война, в стране — голод, разруха, до фотографий ли тогда было?!
Самое удивительное, что даже в это трудное время, сознавая важность дела подготовки физкультурных кадров для страны, руководство института пригласило профессионального фотографа, чтобы запечатлеть первые выпуски вуза!
Имя фотографа долгое время оставалось для нас неизвестным… Письмо из Латвии, пришедшее в наш музей, не только поведало его имя, но и во многом дополнило сведения о жизни Московского института физкультуры в 1920-е годы. Мы расскажем о фотографиях первых лет жизни института и о фотографе, который их сделал.
Первый выпуск студентов Московского института физкультуры состоялся в 1919 г. Годичный ускоренный курс в июле 1919 г. окончили 25 человек. Это важное событие было запечатлено в фотографии, сделанное художником-фотографом.
Первый выпуск студентов, 1919 г.
В центре композиции — ректор В. Е. Игнатьев, вокруг него — студенты, преподаватели же расположены большей частью по краям, как бы скрепляя воедино «могучую кучку». Парадная лестница, включая колоритную фигуру, стоящую на ней, «венчает», придавая значимость запечатленному событию, и имеет, как кажется, некий символический смысл. Вот они, молодые и полные сил воспитанники института, вышли из стен альма — матер, сбежали по обеим сторонам лестницы, лишь на мгновение задержавшись перед пристальным взглядом объектива. Вскоре они разъедутся в разные уголки страны, останется лишь одинокая фигура старца, провожающего молодое поколение. При всей важности и официальности запечатленного события мы видим живые лица, радостные или серьезные, фотография наполнена теплотой и светом, идущими от нее. Несмотря на свой солидный возраст (более века!), фотография и сегодня вызывает эмоциональный отклик.
Мы не знаем точно, кто фотограф, но, сравнивая фотографию следующего студенческого выпуска, приходим к выводу о том, что это может быть один и тот же мастер: та же четкость и продуманность композиции, единство образа, монументальность…
На фотографии ректор В. Е. Игнатьев с первым составом правления института и студентами второго года выпуска, 1920 г.
На фото: во втором ряду 3 слева — Ф. И. Пантелеев, далее по порядку: В. Е. Игнатьев, В. П. Цекул, Д. В. Ненюков, следующий — предположительно Дешин А.А. (предстоит уточнить). В первом ряду в центре — студенты, а позже преподаватели института Николай Сухоруков и Вера Чернышева (6 справа).
Представим подробнее руководство Московского института физкультуры:
Игнатьев Варнава Ефимович – ректор Московского института физкультуры в 1919–1923 гг., врач-гигиенист, педагог, специалист в области физического воспитания и школьной гигиены, доктор медицины, профессор, преподавал основы физического воспитания.
Пантелеев Федор Иванович — в институте преподавал шведскую гимнастику, ранее был преподавателем физического воспитания реального училища.
Цекул Вольдемар Петрович — в институте физкультуры читал лекции по сокольской гимнастике, до 1917 г. — преподаватель Московского 3 реального училища им. Анатолия Шелапутина, руководитель физвоспитания фабрики Мамонтова (Раменское).
Ненюков Дмитрий Васильевич — профессор, первой заведующий кафедрой физиологии.
Доподлинно известно, что эту фотографию сделал латвийский художник — фотограф Роберт Иохансон (1877-1959). Установить имя фотографа нам помог Шауриньш Арнис Карлович — президент Федерации Годзю-рю Каратэ Латвии. Он прислал нам фотографии Роберта Иохансона, сделанные фотографом в нашем институте в далеком 1920 г. Интерес к этим фотографиям не случаен: в Латвии готовится к изданию большая книга — альбом о жизни и творчестве Роберта Иохансона (Roberts Johansons). Арнис Карлович — главный эксперт по творчеству Роберта Иохансона, связанный с его фотоработами тяжелоатлетов и других видов спорта, а также ярких спортивных личностей Латвии 1921–1940 гг.
Наследие Роберта Иохансона только в Латвийских музеях насчитывает более 3 000 единиц — это несколько десятков тематических фотоальбомов, негативов, книг и художественных фотографий! Еще несколько десятков негативов хранится в Третьяковской галерее и, как оказалось, есть несколько фотографий в нашем музее.
Арнис Карлович написал: «Мои исследования показали, что работы Роберта Иохансона имеют огромную информативную, обучающую и историческую ценность, так как показывают разные ключевые исторические спортивные события Латвии, царской России и начала зарождения советского спорта, в том числе и историю Московского института физкультуры».
С этим трудно не согласиться. И в качестве доказательства отмечу, что фотографии, сделанные Робертом Иохансоном, помимо художественной ценности, значимы для нас не только тем, что они дают возможность увидеть лица первого состава руководства института и студентов, рассмотреть, во что они одеты, представить, как они жили, но и, являясь фотодокументом наравне с другими архивными документами того времени, во многом подтверждают год создания нашего вуза — 1918.
Эти фотографии не удивляют нас чем-то особенным, но они технически совершенные произведения искусства, создающие ощущение монументальности. Исследователи творчества фотографа отмечают, что
«несмотря на развитие фотооборудования и появление рулонных пленочных фотоаппаратов в этой области в 1920-х годах, Иохансонс, как свидетельствуют записи инвентарных карточек музея, в значительной степени оставался верным формату стеклянных фотопластинок 13×18 см. Камера, для которой тоже всегда требовалась подставка, была тяжелым, но надежным помощником в работе. Такой процесс обеспечивал качество, которого хотел достичь мастер, но, следовательно, снимок всегда нужно было заранее планировать, учитывая интенсивность и направление света, а также изменения погодных условий. Это значительно повлияло на монументальность, которую можно почувствовать на фотографиях Иохансона, создав ощущение очень устойчивого и стабильного мира». (источник)
Помимо официальных съемок Роберт Иохансон снимал и обычную студенческую жизнь. Это фотографии, присланные Арнисом Карловичем, сделаны Робертом Иохансоном в нашем институте на ул. Казакова, 18 в 1920 году.
1 — Пантелеев Федор (Теодор) Иванович
Из Протоколов 1919–1920 гг. мы узнали, что ему приходилось решать многие вопросы, связанные с деятельностью института, включая и хозяйственные, такие, как закупка мебели для кабинета ректора и библиотеки. Поэтому мы представляли его себе гораздо старше, а он оказался совсем молодым человеком. В 1921 г. он уехал в Латвию, стал инструктором физического воспитания в армии, и ему было присвоено военное звание старший лейтенант Латвийской армии, — этой информацией поделился с нами Арнис Карлович Шауриньш.
2 — Сухоруков Николай Николаевич
В брошюре «Пятилетие ГЦИФК» в список первых преподавателей вуза значится фамилия Сухоруков Н.Н., он входил в число лучших пловцов Москвы 1920-х гг.
Неоднократный чемпион и рекордсмен СССР в плавании вольным стилем и на боку (1924-1925). Организатор и руководитель спортивного плавания в Москве, инициатор строительства в столице комплекса летних водных станций и первых крытых плавательных бассейнов. В 1938 г. подвергся репрессиям.
3 — Цекул Вольдемар Петрович
Почему именно Роберт Иохансон был приглашен для съемок? По утверждению Арниса Карловича, работавшего с многочисленными документами и фотографиями Иохансона, Вольдемар Цекул и Федор Пантелеев были знакомы со своим земляком Робертом Иохансоном с 1910 г. К тому же, у Цекула в Риге был свой атлетический клуб с 1906 по 1910 гг., расположенный недалеко от фотосалона Иохансона.
В начале 1924 г. Роберт Иохансон вернулся в Латвию. И следующие фотографии сделаны Робертом Иохансоном уже в Латвии. На снимках виден четкий оттиск печати фотографа. В альбомах, составленных самим фотографом, известные латвийские и российские спортсмены начала ХХ века.
Знакомьтесь: эти снимки из коллекции нашего музея, из архива Владимира Александровича Иванова — первого заведующего кафедрой защиты и нападения ГЦОЛИФК в 1930–1936 гг.
На фото знаменитые спортсмены того времени: Александр Бухаров — тяжелоатлет, 8-кратный чемпион России и СССР, Владимир Иванов — борец, 4 кратный чемпион СССР и Ян Спарре — тяжелоатлет, 11-кратный чемпион СССР — участники международной встречи по тяжелой атлетике, Латвия, 1925 г. На одной из фотографий вместе со спортсменами руководитель советской делегации председатель Московского Союза физической культуры (МСФК) Федоров.
А эту фотографию в дополнение к нашим снимкам прислал нам Шауриньш Арнис Карлович (коллекция Музея истории Риги и мореходства). Арнис Карлович сопроводил снимок подписью: «Сборная советских спортсменов тяжелоатлетов — участников международной встречи по тяжелой атлетике (поднятие тяжести, борьба), Латвия, 1925 г.
Участники международной встречи по тяжелой атлетике (поднятие тяжестей, борьба)
Первый ряд: Александр Миезитис (тренировал в ЗКС в Москве Я.Спарре с 1915 — 1921), далее динамовцы Александр Бухаров и Ян Спарре — многократные чемпионы и рекордсмены СССР в поднятии тяжестей, руководитель советской делегации Федоров.
Во втором ряду 1 слева пока не известен, борец Владимир Иванов (чемпион СССР 1924, 1928, 1933,1934), борец из Латвии Теодор Сипол (в России знали как Иоганн Сиполь) — тренировался у Миезитиса в ЗКС, 1 место до 67,5 кг на 1 Чемпионате Советской Республики по тяжелой атлетике 1918 г., Москва.
1 — Я.Спарре 2 — В.А.Иванова
Тогда же Роберт Иохансон сделал и персональные снимки борцов. В нашей коллекции это фотография Владимира Иванова, из латвийского музея — фотография Яна Спарре (к сожалению, фотографии Александра Бухарова пока не найдены).
На фотографиях с уважением представлены красивые мужские тела с хорошо развитыми мускулами. Идеально сбалансированные композиции изображений восхищают и притягивают наш взор. Секрет магнетизма его фотографий — стремление к совершенству своего дела и любовь к своему призванию.
Любовь, о которой он записал в дневнике в последние годы своей жизни: «Ни один вид спорта не может доставить вам столько радости, как фотография. Его ценность заключается не только в самой поглощающей деятельности, но и прежде всего в неизмеримых возможностях ее использования. Независимо от того, какие цели или задачи вы преследуете, каждый раз вы будете получать полное удовлетворение. Вы можете рассматривать свою камеру как компаньона для получения сувениров о ваших путешествиях и экскурсиях, и фотографии, которые вы делаете сами, всегда будут для вас более ценными, чем любые открытки, которые вы можете купить.
Как постоянный источник счастливых воспоминаний, эти фотографии покажут людей и вещи с вашей личной точки зрения, они всегда будут напоминать вам о ваших отношениях с ними. Если вы хотите работать над более серьезными целями, в фотографии вы найдете мощное средство выражения для художественной деятельности, неоспоримого помощника в вашей области работы, какую бы форму она ни принимала».
Шауриньш Арнис Карлович написал: «Работы Роберта Иохансона имеют огромную информативную, обучающую, историческую и эстетическую ценность, так как визуально показывают старшему и молодому поколению, спортсменам, студентам, будущим тренерам разные ключевые исторические спортивные события Латвии и России, выдающихся атлетов», — для нас же важно еще и то, что они освещают начало спортивной истории ГЦОЛИФК.
Роберт Иохансон (Roberts Johansons) (2 декабря 1877 г.- 3 апреля 1959 г.) — российский, латвийский, советский художник — фотограф. Он по праву считается одним из ярких представителей плеяды известных фотографов 1920–1930 годов ХХ века. Именно в это время благодаря техническим достижениям происходит всплеск развития фотографии как искусства, создаются новые направления.
Роберт Иохансон родился в Латвии, на хуторе Томини Айзкраукльской волости в крестьянской семье. В 1896 г. в возрасте 19 лет он приехал в Ригу и поступил в ученики к фотографу Антону фон Билински.
После трех лет учебы с удостоверением фотографа молодой человек отправился в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение рисованию и ретуши в Центральной школе технического рисования имени барона Александра фон Штиглица, в то время популярного бизнесмена и мецената, основателя этой школы.
Иохансон также работал в нескольких фотостудиях, где сначала занимался ретушью, и развил это умение до такой степени, что, ретушируя фотографии, он мог даже немного вздремнуть, поскольку его рука точно знала, что делать. Если бы мы использовали сегодняшние термины, то сказали бы, что он был мастером в использовании Photoshop.
Работы Роберта Иохансона
В 1908 г. Иохансон вернулся в Латвию, где открыл свою фото мастерскую в Риге на улице Александра, 104. Это был период бума фотографии как самостоятельной отрасли изобразительного искусства. Но дальнейшему ее развитию помешала Первая мировая война. И ведущее место в тот период заняла регистрирующая фотография, так как нужны были резкие кадры для газет и журналов.
В 1920-е годы, будучи уже знаменитым фотографом, Роберт Иохансон был приглашен преподавать курс практической фотографии в Союзе русских художников России (СХР). Именно тогда он создал свои наиболее известные работы в России — альбом фотопортретов русских художников, графиков, скульпторов разных поколений входивших в объединения «Союз русских художников» (1903-1923) и «Маковец» (1921-1926), среди которых художники А. М. Васнецов и К. А. Коровин, скульптор В. Н. Домогацкий, певец Федор Шаляпин и многие другие.
По оценке специалистов, «изображения русских художников, исполненные латышским фотографом Робертом Иохансоном, стали не только уникальным собранием замечательных по качеству снимков и негативов, но обрели полноправное значение развернутого монументального портрета русского искусства, увиденного не через призму составляющих его произведений, а понятого сквозь вдумчивое „фотоприобщение“ к сложному духовному миру его создателей» (Елена Грибоносова-Гребнева).
Семья Р. Иохансона, Фотосалон в Риге. Работы Роберта Иохансона из серии, посвященной художникам: Васнецов Апполинарий Михайлович, Коровин Алексей Константинович, Васнецов Виктор Михайлович
К 1919–1922 гг. относятся и фотографии, которые он сделал в Московском институте физкультуры. Это и официальные первые выпуски студентов, и зарисовки студенческой жизни, и скульптуры старинной усадьбы А. К. Разумовского, где размещался институт физкультуры. В альбомах, составленных самим фотографом, есть не только красивые портреты, пейзажи и виды Риги, но и известные латвийские и российские спортсмены начала ХХ века.Так в серии фотографий Иохансона представлены портреты первых российских спортсменов, принимавших участие в Играх V Олимпиады 1912 г. в Швеции, соревнования Первой и Второй Всероссийских Олимпиад 1913 г. в Киеве и 1914 г. в Риге.
По подсчетам Арниса Карловича Шауриньш, фотографий, сделанных Иохансоном по физической культуре и спорту, если собрать их со всех музеев, архивов, из частных коллекций, наберется около 1 300 — внушительная коллекция!
Работы Роберта Иохансона
Работы Иохансона были признаны лучшими на фотовыставках, проходивших в Москве в 1917 и 1923 гг., в Нью — Йорке в 1923 г. А победы в Лондоне в 1928 г. и в Риме в 1933 г. были уже после его возвращения в Латвию в 1924 г. По возвращению в родную Ригу фотограф открыл новый салон и организовал крупную выставку своих работ, подведя итог 25-летнему творчеству.
После Великой Отечественной войны Роберт Иохансон работает в фотоателье «Ригас фото». Мастер принял участие и в первой послевоенной фотовыставке в 1958 г., на которой он получил благодарность от Министерства культуры ЛССР, и в выставке 1959 г., посвященной 120-летию фотографии, за что получил Почетную грамоту от Музея истории Латвии за активное участие в выставке. Роберт Иохансон умер 3 апреля 1959 г.
Совместно со специалистом из Латвии мы попытались рассказать о замечательном художнике — фотографе. По мнению Арниса Карловича: «Это меньшее, что мы можем сделать в благодарность и для сохранения памяти об этом человеке, благодаря работам которого у нас сейчас есть визуальная информация о том времени, и тем самым он внёс огромный вклад в изучение российской, советской и латвийской истории спорта».
На родине фотографа в связи с его 145-летним юбилеем, который будет отмечаться в декабре 2022 г., готовится к выпуску большая книга — альбом о жизни и творчестве Роберта Иохансона. Не забыт он и в России. В апреле 2005 г. в Москве с успехом прошла выставка работ Роберта Иохансона «Русские художники глазами фотографа», был издан фотоальбом с его работами.
Документальный архив изображений, созданный им в 1920-х и 1930-х годах, даже в сегоднящнем контексте, позволяет нам относиться к нему как к одной из наиболее выдающихся личностей в истории фотографии XX века. Шауриньш Арнис Карлович написал о нем: «Я считаю, что фотограф — художник Роберт Иохансон и его работы — это национальное богатство Латвии и России».
Работы Роберта Иохансона
Музей благодарит Шауриньш Арнис Карловича — эксперта по творческому наследию Роберта Иохансона (фотоработы, отражающие тематику «Физическая культура и спорт» 1908-1940); эксперта по методикам обучения и истории развития японских видов борьбы в Латвии до 1940 г.; Президента Федерации Годзю-рю каратэ Латвии.
Источники:
1. Иохансон, Роберт — материал из Википедии
2. https://ziggyibruni.livejournal.com/43231.html
3. https://www.facebook.com/media/set/?set=oa.1605524099484839
4. http://www.studija.lv/en/?parent=12955. Материалы исследований, сделанных Шауриньш А.К.
6. Материалы Историко — спортивного музея.