Что я вспомнила-написала. Воспоминания выпускницы ГЦОЛИФК Нины Ивановны Ярополовой




Выпускница Государственного центрального Ордена Ленина института физической культуры имени Сталина (так тогда назывался РГУФКСМиТ) Нина Ярополова получила диплом в далеком 1945 году. Это произошло в старом здании вуза на улице Казакова. В корпусах на Сиреневом бульваре она никогда не бывала, но, признается, что всегда об этом мечтала. И осуществила свою мечту в 97 лет.

 

Нина Ивановна передала нам страницы воспоминаний своей биографии, которые мы публикуем ниже.

Я — Ярополова — Синусова Нина  Ивановна.

В 2018 г. в августе месяце я побывала в стенах родного мне института ГЦОЛИФК. Вы интересовались нашей учебой, жизнью в годы Великой Отечественной войны. Что я вспомнила — написала.

После окончания 10 класса я поступила в Омский сельско — хозяйственный институт. Я увлеклась гимнастикой. В июне 1940 г. в составе команды от Сибири участвовала во Всесоюзных соревнованиях, проходивших в Москве. Для всех участников был кросс 1000 м — впервые включен как обязательный. Результат входил в зачет команде.

Июнь 1941 г. — начало Великой Отечественной войны. Сельско — хозяйственный институт находился в 2 км от всех населенных пунктов. Нам выдали документы и распустили на неопределенный срок. Территорию института заняли военные и военный завод.

Я уехала домой в Тавду, расположенную недалеко от г. Свердловска и устроилась на работу.

ГЦОЛИФК, эвакуированный из Москвы в Свердловск, объявил дополнительный набор студентов. Я сдала вступительные экзамены и была зачислена в число студентов вуза.

Со слов эвакуированных студентов ГЦОЛИФК Картазаевой, Козенковой, Алексеевой и других:

Немцы наступали на Москву. Юношей — студентов (кроме выпускного курса) мобилизовали в армию. Провожали их торжественно с исполнением песни, написанной студентами предыдущего поколения. Некоторые слова я запомнила:

Шагают колонны сверкающей славой
Стране отдавая салют.
Мы юное племя, мы племя спортсменов

… … …

Шагаем уверенно с песней пламенной,
Порядок храня боевой.
Мы с орденом Ленина,
Мы с именем Сталина
Вперед! За Родину! В бой!

Через несколько дней приказ: Для успешного ведения боевых действий в городе оставить минимум населения. Эвакуировать не только детей, но и по возможности, учебные заведения, учреждения и т. д. Преподаватели и студенты шли пешком до Орехово — Зуева, вещи везли на повозке (лошади). В Орехово — Зуево дали эшелон (теплушки) до города Свердловска и получили сухой паек.

В Свердловске поместили всех в спортивном зале техникума физической культуры. Учебные занятия начались позже. Вначале строили помещение для станков эвакуированного завода из г. Днепропетровска. Мороз под 40 градусов. Выдали пайпаки — ватные сапоги, телогрейки, рукавицы., лыжные костюмы, финские шапки для зимы, лыжные ботинки получили в Москве. Ходили строем. До нас на стройке работали заключенные (зеки), а мы (физкультурники) одеты одинаково, ходили строем. Население вздыхало: «За что таких молоденьких наказали». Сердобольный русский народ. Кто-то спешил поделиться хлебушком, кто-то картошкой и другим. Пришлось объяснять, что мы не зеки, а эвакуированные студенты. Нам уже кроме продуктовых карточек давали дополнительный паек: 1 булка хлеба на троих, маргарин, сливочное масло или сало, крупа овсяная или пшенная, чечевица — все по несколько грамм, точно не помню. Вместо 2 месяцев по плану построили за 1 месяц 20 дней, последние дни я работала со всеми вместе.

После стройки для завода рыли траншеи для 2-й очереди водопровода. Затем Уралмаш завод получил моторы для танков. Моторы имели 14 или 24 (точно не помню) отверстия разного размера, которые завинчивались «заглушками» (так назывались крышки). Чтобы плотнее закрутить «заглушку» в ее ввинчиваемую часть, наматывали нитки, специально пропитанные особым составом. С нитками у мужчин плохо получалось. Бригада состояла из 1 женщины, 3 мужчин. У меня не хватало сил закрутить, чтоб не пропускалась вода. Предложила для 3 мужчин бригады наматывать нитки. Для этого раньше приходила и позже уходила с работы, чтобы про запас приготовить «заглушки» и далее с членами бригады вместе работать.  Я- заглушки, они — мотор. Входишь в цех. У входа стоит бочка, наполненная настоем из хвои. Не выпьешь — на работу не пускали. Это «зелье», как все называли, спасало от цинги и отеков.

Начинались учебные занятия. Великая Отечественная война продолжалась. Всюду лозунги: «Все для фронта — все для Победы!». А рядом —  выступление Аркадия Гайдара —  писателя. Обращается он к школьникам, студентам, молодым рабочим: «У вас умные головы, умелые руки, быстрые ноги — вы можете помочь в разведке (имея ввиду оккупированные районы)». Ко всем остальным: «Отличная учеба — удар по врагу». Этот лозунг мы (молодое поколение), выполнили во время войны. Учебные занятия велись на базе техникума. Преподавателям предоставили отдельную жилплощадь. Мы были как единая семья, но панибратства не было.

Интересно и увлекательно читались лекции, велись практические занятия. Без уважительной причины никто не пропускал. За дисциплиной, учебой, работой следил и помогал студенческий комитет ВЛКСМ.

В техникуме была хорошая художественная библиотека и библиотека по спорту. Мы находили время, читали, от культурно — познавательной жизни не отставали. Помимо чтения книг, газет, ходили в кино, театр. Участвовали в соревнованиях, судействе, показательных спортивных выступлениях г. Свердловска.

Лето 1942 г., согласно учебной программы, провели в лагере недалеко от г. Свердловска. Дисциплина военная. 6 утра горн — подъем, зарядка, купание, обязательно строевая подготовка. Обеденный сон, вечерние занятия, ужин, свободное время, вечерняя проверка, 11 вечера отбой. Жили в длинном бараке (раньше здесь была конюшня). Сделали 2 –этажные деревянные нары, продезинфицировали. Навели порядок.

Соседями был лагерь военных. Их начальство было недовольно нашим прибытием. Был казус. Нам сообщили, что по каким-то причинам не могут привезти нам продукты. Обратились к соседям дать взаймы. Отказали. На день нам отменили учебные занятия. Разделились на бригады: ловить рыбу, пойти в лес за щавелем, по грибы, ягоды и дали денег, чтобы купить хлеба, овощей. К обеду нами заготовленные продукты передали в столовую.

Наши повара постарались, изумительный по тому времени приготовили обед — ужин. Две девушки по просьбе нашего руководства пригласили на обед — ужин начальство соседей. Пришли, покушали. Осмотрели наш лагерь, жилое помещение. Всюду чистота, порядок. Улыбнулись оставшимся надписям: Буян, Порт-Артур, Смелый и т. д. (названия кличек бывших лошадей). Позже извинились. Отношение улучшилось.

Вспоминается 1-й обед в лагере. На столе каждому по 2 куска хлеба, на нем 3 перышка зеленого лука. На 1-е — суп, где «лапшинка за лапшинкой не бегает с дубинкой», а когда на 2-е подали картофельное пюре с ломтиком огурчика, так и хотелось это «богатство» положить в карман «на потом». А когда предложили: «Кто хочет, возьмите добавки» — не поверили. Наш сухой паёк с нашего согласия ранее передали в столовую лагеря.

Как-то после ужина, а столовая находилась вне лагеря примерно в 500-800 метрах, возвращались строем в лагерь. Вел лейтенант из школы-колонии им. Макаренко. Идем. Лейтенант командует: «Песню!». Мы — молчим. Лейтенант командует: «Песню!». Мы — запели: «12 негритят …». Лейтенант командует: «Отставить! Старшина, ко мне! Три раза от столовой до лагеря и обратно!». И сам ушел.

На пути в лагерь лесок. Остановились. Рассчитали, сколько минут займет приказ. Отдохнули и в лагерь вошли с военной песней. Старшина доложила: «Рота вернулась с ужина!» Дежурный по штабу объявил нам благодарность за строевую подготовку. Мы ответили: «Служим Советскому Союзу!». Команда: «Разойдись!». Вмиг на плацу никого не осталось. Перед сном обсудили. День был сложный: дождь, ветер, учеба …

Утром, после завтрака, по расписанию — «связь» — ведет занятия лейтенант. Строем подходим к месту занятий, поворачиваемся лицом к лейтенанту и хором докладываем: «Извините нас!». Небольшая пауза и лейтенант командует: «Отставить!» и затем — «Прощаю». Занятия начались. Мы как одержимые тянули по деревьям проволоку, бежали в овраг, перелезали за колючую проволоку, находили и исправляли разрыв и т. д. Связь заработала. Отдых. Лейтенант: «Споем», а он хорошо пел, спели. Следующий урок  –теория, тактические занятия вел другой инструктор.

В лагере жили в палатках. Был и теракт. В столовой — санитарный день. На завтрак выдали сухой паёк: колбасу и другие продукты. Колбаса была отравлена. Такой же паёк получили военные, их лагерь находился недалеко от нашего лагеря. Кто хорошо покушал, угодил в госпиталь, мы легко отделались. Виновных нашли, они в колбасу предназначенную бойцам,  шприцами вводили яд.

Всю программу, согласно учебному плану, мы выполняли на «хорошо» и «отлично». Это было отмечено командованием при закрытии. На общем построении командование объявило нам благодарность.

Сталинградская битва.

Число раненых в госпиталях значительно возросло. Врачей не хватало. Несложные операции делали старшие мед. сестры, а их замещали младшие. На помощь приходили мы.

Как-то поленились выучить название инструментов, применяемых для проведения операций. Врач, к сожалению, помню только ее имя — Ксения, просит «пиана коха» или что-то в этом роде, мы стоим, словно под действием гипноза — столбняк…

Ксения спокойно: «Наденьте перчатки (стерильные) и руками берите любой инструмент». И она из наших рук брала тот инструмент, что необходим. Стыдно до сих пор. Всю ночь «зубрили» названия. Когда пришли на следующую операцию (в госпиталь ходили через день) безошибочно подавали требуемый инструмент. Ксения, глядя на нас, улыбалась. Это была улыбка благодарности — поучительная для нас. Надо — познай. Были дни, когда не хватало для вливания раненым крови, мы безвозмездно отдавали свою кровь. Прямо от донора переливание крови шло к раненому.

В госпиталях помимо художественного самодеятельного выступления читали письма от родных и писали ответы, проводили полит. информацию, выпускали шуточную стенгазету и просто вели разговоры на разные темы. Старшекурсники внедряли лечебную физкультуру, лечебный массаж. Мы были всегда желанными. Это помогало бойцам быстрее встать в строй, а нам приобрести опыт.

На базе ГЦОЛИФК работали кратковременные курсы инструкторов по военно-физической подготовке. Их руководители предложили нам состязание в эстафете 800-400-200-100, в стрельбе, в рукопашном бою. Приняли предложение. Руководители курсов пригласили членов их командования. Состязались мужчины с женщинами. Мы выиграли с приличным разрывом. За проигрыш их командование «не похвалило», конечно, но в подготовку ввели изменения. Больше с нами не состязались.

Осенью 1942-1943 учебного года вернулись в Москву.

Число студентов ГЦОЛИФК увеличилось за счет вновь принятых. Первый месяц часть студентов работала на восстановлении здания института, пострадавшего от бомбежки, другие работали на заводе им. Воейкова (я там работала в литейном цехе), на фабрике им. Цурюпы, в госпиталях и других местах. Рабочих рук не хватало. Работали по 14 — 16 часов, особенно трудно было в ночную смену.

Пока шел ремонт учебного корпуса, жили в актовом зале. Не топили. Проснешься — стены в инее, луч солнца осветит и стены переливаются всеми цветами радуги. Но зарядку, обливание холодной водой — продолжали.

Дополнительный паек улучшили, добавили сахар, позднее бекон из Америки. Выдали продуктовые карточки, имея их, ходили в столовую при институте. Самим в общежитии готовить не разрешалось. Берешь суп — лапша, а там 2–3 лапшинки, остальное вода. Сидишь, воду выливаешь в другую посуду, чтоб хотя бы походило на лапшу в тарелке. Жили впроголодь. Шутя ввели в комнате «табу» — в разговоре не говорить о еде. Как назло, срывались: «она ела…», «стол был накрыт…», «она купила…» и так далее. Провинившийся опускал в копилку 20-50 копеек, на хлеб всем. Булка хлеба уже стоила 250 рублей.

Стипендию увеличили. Ремонт закончился. Преподаватели вернулись в свои квартиры, а нас поместили в общежитие. В комнате жили по 15 — 20 человек, позже дали еще комнату на 5 человек, туда и я попала.

По какому принципу не знаю, но мы были «разнокалиберные», но учились неплохо. Учебные группы были многонациональными: русские, белорусы, украинцы, цыгане, эстонцы, латыши, евреи, татары и другие.

Преподавательский состав: Черныш В.В. — бессменный куратор нашей группы до самого выпуска из института, преподавала спортивную гимнастику.

Саркизов-Серазини И.М., Озолин Н.Г., Марков Д. П., Рудик П.А., Назаров К.В., Градополов К.В., Самоуков Ф.И, ФарфельВ.С., Маршак М.Е., остальных не помню.

Все они по-своему отличались строгостью, чуткостью, дружелюбием, наставничеством. Общее у них было — доходчиво, интересно, научно передать нам учебный материал по своему предмету. Были товарищами, но панибратства не было. Учили пользоваться библиотекой. Рудик П.А. — преподаватель психологии иногда брал наши конспекты, проверяя, пользовались ли мы библиотекой.

Практические занятия и тренировки проходили интересно, захватывающе творчески, обращали внимание и на ошибки.

Я входила в состав сборной команды института по легкой атлетике, лыжам. Иногда замещала по другим видам спорта: гимнастике, плаванию, по преодолению препятствий с метанием гранаты. В беге на 1500 м не хватило до выполнения нормы мастера спорта, всего 3,5 сек, сказались: донорство, дополнительная работа.

Я подрабатывала до ноября — декабря 1944 года: в школе, на заводе, в спортивном обществе, ведя учебные занятия, подготовку команд к соревнованиям. Это все с разрешения руководства института, т. к. без увольнительного пропуска с территории института не выпускали. Выступать за другие команды, кроме ГЦОЛИФК было запрещено.

Лечебную гимнастику, массаж и самомассаж вел профессор И.М. Саркизов-Серазини. Государственный экзамен по этому предмету был вынесен вне сетки часов. В этот день был заключительный день соревнований на Первенство вузов Москвы: 3×5 км эстафета. Лыжи воткнуты в снег, как и у всех участников. Скоро старт. Подхожу надеть лыжи, а какой-то злоумышленник одну лыжу мою расколол на 2-е части. Пока нашли дополнительную, пришлось идти 5-й этап. При спуске с Воробьёвых гор, мои шерстяные наушники повисли на ветке (плохо завязала). Бегу к финишу, время экзамена подгоняет. Мороз, ветер, влажность. Я уши обморозила. Соревнования выиграли. На государственный экзамен успела. Вопросы в билете знакомые. Прошу разрешения отвечать.

Саркизов-Серазини — «А вы, готовы?»

Я — «Да».

Отвечаю на вопросы в билете. А с ушами у меня, что-то неладное.

Саркизов-Серазини смотрит на меня. Снимет очки, линзы протрет и вновь смотрит. И так несколько раз.

Я ответила на билет и дополнительные вопросы.

Саркизов-Серазини спрашивает: «Скажите, пожалуйста, у вас уши растут или мне кажется?».

Смех сидящих.

Я, глядя в окно, как в зеркало, видела, что уши не только растут, но и толстеют.

Смех всех сидящих.

Я — – «Я, только что с соревнований. Уши обморозила, спеша на экзамен, не успела оттереть».

Саркизов-Серазини лаборантке: «Верочка, принеси-ка наш эликсир».

 

Верочка принесла бутылочку с жидкостью, палочку, на ней ватка. На ватку накапала несколько капель, вернее, её смочила. Содержимое провела по внешнему краю ушей.  Кап., кап., кап… в тарелочки, которые я держала на ладонях. Уши стали, постепенно, приходить в норму и по величине, и толщине. С тех пор, мои уши не боятся мороза.

Оказывается, Саркизов-Серазини имел патент на изобретение эликсира от обморожения, которое помогло воюющим в годы Великой Отечественной войны. Наглядно на мне увидел действие своего эликсира.

И второе его качество положительное и редкое. Это признать свою ошибку.

На этом же экзамене он сказал: «А знаете ли вы, что я, на вас рапорт написал, чтобы вас как неспособную и нетрудолюбивую исключили из института.

Я — «Знаю. Начальник штаба (у нас была военная дисциплина) меня вызывал. Я показала ему зачетную книжку».

А было так… Великая Отечественная война. Я не могла к началу учебного года купить билет, опоздала на две недели в институт. В это время в расписание включили предметы лечебная физическая культура (ЛФК) и массаж. Иду на лекцию, прямо с поезда, Саркизов-Серазини спрашивает прочтенный им материал. Я не знаю. На следующий день, спрашивает тот же самый материал. Я выучила, но профессор меня больше не спрашивал.

На государственном экзамене я за ответ получила оценку «отлично» и практическое действие эликсира от обморожения. Профессор извинился.

В институте была хорошая художественная самодеятельность. Выступали в госпиталях больницах. Пели народные, лирические, военные песни. Песня «Священная война», мне кажется, заставляла нас ходить по стойке «Смирно!». Часто устраивали встречи с артистами, стахановцами, военными и просто с интересными людьми. Их мнения, мысли, взгляды, деяния, споры, положительные и отрицательные стороны жизни были поучительны для нас. Обстановка была домашняя, словно мы сидим за общим столом. Особенно частыми гостями у нас были артисты: Борис Чирков, Любовь Орлова, а еще рабочие химического завода, находящегося возле нашего здания. Ходили в кино, театры, музеи.

На третьем или четвертом курсе нам сшили единую форму. Темно-синий материал, по нему белая ниточка на расстоянии 1,5 см друг от друга. Юбка шестиклинка, заглаживать один клин с правой, другой клин с левой стороны. Белая майка и кремовый галстук.  В костюме обязательно быть на лекциях и, если идешь за пределы института. Галстук не прижился.

Для учебных ежедневных занятий нам выдавали лыжные костюмы, лыжные ботинки, майки, гимнастические костюмы, тапочки. Участники соревнований, по видам спорта, получали дополнительно единую форму одежды.

За время учебы бывали между студентами ссоры, не дружелюбие, не уважение — это решалось в группе с участием начальника курса Амалина. Неуспеваемость, грубое нарушение дисциплины, уклонение от работы и т. д., решались на бюро или на общем собрании комсомола. Замечания были, но вопроса об исключении из института — не было.

Конец Великой Отечественной войны. Май 1945 года. По радио объявили о капитуляции фашистской Германии. Ликование народа от мала до старейшего, неизмеримо. Вся ликующая толпа народа шла на Красную Площадь. Радостные люди шли и заполняли всю Красную Площадь начиная с 3-х часов утра, «яблоку упасть негде» и так до глубокой ночи. На площадках грузовых машин выступления артистов кино, театра, цирка, художественной самодеятельности, на всех площадях Москвы. Со всех сторон доносились громкие и радостные звуки аккордеонов, баянов, гармошек, балалаек, ликующие голоса поющих людей. Повсюду люди радуясь, обнимались и с восторгом орали: Ура…а! Победа…а! Вечером незабываемый ослепительный с раскатами грохочущий салют, фейерверки над ликующей Москвой.

День Победы 9 мая 1945 г. Красная площадь. К лотку с мороженым подошел генерал с толпой детишек. Заплатил за содержимое лотка и со словами, обращаясь к детям: «Я для вас на фронте на фронте жизни не жалел, а денег тем более» и каждому дал по мороженому. Какое счастье и радость излучали глаза этих детей! Они не верили такому подарку. «Спасибо» звучало с такой необыкновенной благодарностью, одно мороженое стоило половину нашей стипендии. Я вместе с подругой подошли к генералу, а он нам говорит: «А мороженого нет. Я сбежал из госпиталя, не мог в такой необычный день лежать там». Рана открылась, через повязку просачивалась кровь. Мы помогли ему дойти до такси. Он уехал в госпиталь. К сожалению, фамилию его не разобрала, переспросить постеснялась.

Удивило следующее. Американские и английские солдаты (мы их узнали по военной форме одежды) с шампанским в руках, увидев русского солдата, подходят к нему. Вместе выпивают и братаются — хлопают друг друга по плечу и трижды целуются.

Парад Победы на Красной площади. Тема Парада: Радость жизни. Горе. Война. Ликование. После нашего выступления начинался парад представителей — победителей военных фронтов. Только успели поставить бутафорию, на фоне которой должны выступать, пошел проливной дождь. Бутафорная краска потекла и расплылась. Наше выступление отменили. Военный парад состоялся. Дождь перестал идти. Наверно, тогда впервые самолетами разгоняли тучи. 

Запомнилось — гордые, и в то же время, суровые воины несли в руках завоеванные в боях склоненные знамена фашистов. Четко отбивая шаг, как один, повернулись лицом к мавзолею В. И. Ленина и ряд за рядом бросали фашистские знамена на землю. Общий вздох радости, облегчения присутствующих, среди которых было много иностранцев. Пошли представители наших военных фронтов. Все это происходило под музыку, исполненную сводным военным оркестром. Вечером салют Победы. Гуляние. Радость и гордость. Наше выступление состоялось на спортивном физкультурном параде, посвященному дню Победы. Выступали команды от всех 15-ти Союзных республик СССР. С трибуны мавзолея В. И. Ленина выступающих физкультурников, спортсменов приветствовали тов. Сталин, Эйзенхауэр, Черчилль и члены политбюро ВКП (б) СССР. Они же были и на военном Параде. Финал нашего выступления означал Мир на всем земном шаре. Выкатывалась подставка с макетом земного шара. На шаре девушка с 3-мя флагами: СССР, США, Англии, это означает — война кончилась. Участники, перемещаясь, построили слово — МИР.

У нас, вернее, нашего курса — выпускные государственные экзамены. Председателем государственной экзаменационной комиссии был профессор Крестовников А.Н. из Ленинградского института физкультуры. В государственный экзамен входило три предмета:

 1. История ВКП (б);

 2. Практическое проведение урока в школе, ВУЗе. Практику проходили в только что освобожденных городах от фашистских захватчиков. Я и ещё 3-е проходили в Ростове — на — Дону, в Воронеже и др;

 3. Физиология человека.

За время учебы 1941–1945 гг.

 I. Читались лекции:

  1. История ВКП (б) — (КПСС)
  2. Психология
  3. Физиология
  4. Организационно — массовая работа
  5. По видам спорта

    Практически — тренировочные занятия по видам спорта:

  1. Бокс
  2. Спортивная борьба
  3. Спортивная гимнастика
  4. Тяжелая атлетика
  5. Лечебная физкультура и массаж
  6. Лыжный спорт
  7. Плавание
  8. Легкая атлетика
  9. Фехтование 

II. Спортивно-военный лагерь в Малаховке, лето 1944 г.

Распорядок дня — такой же, как и возле Свердловска

Новое введено:

  1. разобрать и собрать оружие
  2. преодоление полосы препятствий
  3. ползание по-пластунски
  4. преодоление водных пространств с помощью подручных средств
  5. умение пользоваться и исправлять связь

 

На выпускном вечере директор ГЦОЛИФК тов. Петухов И.Н. отметил, что выпускники военного времени достойно выполнили — «Все для фронта — все для Победы!», «Отличная учеба — удар по врагу!». Экзамены выпускники 1945 года сдали все успешно. Трое из нас получили диплом с «отличием».

В комиссию по распределению на работу обратился к выпускникам 1945 года тов. Муравьев С. (выпускник 1943 г.), он работал председателем республиканского Комитета физкультуры в Киргизской ССР. Кроме него в комитете с высшим специальным образованием никого не было, нужны были специалисты, я согласилась,  5 месяцев работала в Комитете. В это время приехали выпускники Ленинградского института физической культуры. Города Ленинград и Фрунзе (сейчас Бишкек) были побратимы.

Я перешла на работу в педагогический институт, с 1951 года он носит название КГНУ — Киргизский Государственный Национальный Университет. Проработала больше 30 лет, до ухода на пенсию.

Награждена:

Медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».

Медалью «Ветеран труда» — за долголетний добросовестный труд от имени Верховного Совета ССР. Указом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР от 21 августа 1977 г.

Знаком «Отличник физической культуры СССР»; 

Знаком «Отличник народного образования Киргизской ССР»;

Почетной грамотой Всесоюзного Комитета по физической культуре и спорту СССР;

Грамотой ДСО «Буревестник» Городского Комитета физкультуры Киргизской ССР;

Внесена в книгу Почета ДСО «Буревестник» и спортивного клуба КГНУ — Киргизский Государственный Национальный Университет.

Все выпускники ГЦОЛИФК 1945 года достойно внесли вклад в развитие физкультуры и спорта. За добросовестный труд имеют правительственные награды, поощрения. Почти во всех Союзных республиках СССР работали выпускники 1945 года. Об этом говорилось на встрече, посвященной 60-летию ГЦОЛИФК. К сожалению, я поздно узнала об этой встрече.

Картазаева Г. — директор техникума в Башкирии.

Богатова А. — зав. кафедрой Латвийского университета.

Бобровникова В. — в Комитете физической культуры на Урале.

Алексеева Е. —  в Комитете физической культуры Свердловска.

Кутузова К. — вела ЛФК с первыми космонавтами в Москве. Она, единственная, из нашей бригады, строившей водопровод в Свердловске во время эвакуации, награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Выпускник ГЦОЛИФК 1947 года, Долен Омурзаков, долгое время возглавлял республиканский комитет физкультуры и спорта в Киргизской ССР. Немалая его заслуга в создании в 1951 году на базе факультета физкультуры института физкультуры и спорта при педагогическом институте. Именем Д. Омурзакова после его гибели назван главный стадион республики Кыргызстан в городе Бишкек.

 Шарабакин —  послевоенный выпускник ГЦОЛИФК — долгое время работает в институте физкультуры Кыргызстана — проректор по научной и воспитательной работе студентов.

Нам, принятым при дополнительном наборе в г. Свердловске, помогал в освоении студенческой жизни — учебе, трудовой работе на производстве, старшекурсник, позже преподаватель кафедры легкая атлетика ГЦОЛИФК — А.Фруктов.

В Москве работали из нашей группы: Г. Денисова, Т. Зельдович, Г. Реутова.

С уважением и признательностью вспоминаю профессорско-преподавательский и вспомогательный состав ГЦОЛИФК, который в годы Великой Отечественной войны вместе с нами работали на производстве, в госпиталях, рыли окопы, укрепления против танков противника, несли дежурство. И в то же время — вели научную работу, читали нам лекции, вели практические занятия. Учили нас, все спорные вопросы решать спокойно, умно, доказательно.

Учеба в годы ВОВ, работа на производстве, голодание, моральная и физическая закалка помогли мне без пилюль и лекарств прожить 97 лет. В августе 2018 г. в этом возрасте я совершила круиз: Киргизия —  Москва — Вельск (Архангельской области, это моя родина) —  Санкт-Петербург и обратно. Посетить в новом учебном здании родной мне ГЦОЛИФК. Ежедневно выполняю утреннюю гимнастику, обливание холодной водой, зимой хождение босиком по снегу, прогулку 2-3 часа, посильную домашнюю работу. Веду разъяснительную работу о пользе физкультуры и спорта.

Еще раз благодарю профессорско-преподавательский и вспомогательный состав ГЦОЛИФК. За жизненную науку, за доброту, за справедливость, которую они заложили в нас, студентов, в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Если бы мне вновь пришлось выбрать специальность, я бы выбрала — преподаватель физкультуры. Так написано в моем дипломе.

 Выпускница ГЦОЛИФК 1945 года — Ярополова-Синусова Нина Ивановна



Новости и события:


Студент РУС «ГЦОЛИФК» Давит Хачатрян стал победителем Кубка Мэра Москвы по рукопашному бою



Сотрудничество и развитие: ректор РУС «ГЦОЛИФК» принял участие в совещании с Минобрнауки России



Представители РУС «ГЦОЛИФК» побеждают на Всероссийских соревнованиях по боксу РФСО «Спартак»