Реорганизация учебной работы. Создание факультетов и кафедр




 

В 30-е годы перед институтом была поставлена задача — готовить преподавателей, хорошо владеющих педагогическим и спортивным мастерством, способных стать организаторами физкультурной работы на фабриках, заводах, в учебных заведения и на селе.

Прежняя общая направленность на лечебно — профилактическую и оздоровительную роль физической культуры и подготовку в этих целях инструкторов и методистов, недооценка роли спорта сужала роль и значение физкультуры и спорта в жизни общества.  Необходимо было внести изменения в содержание учебной и научной работы: отказаться от подготовки «инструкторов», слабо владеющих спортивной техникой, значительно увеличить количество студентов за счет привлечения в институт рабочей молодежи.  

Для серьезной реорганизации учебной и научной работы в институте были приглашены квалифицированные работники: профессора Н. И. Петров, Д. М. Российский, В. И. Стрельцов, преподаватели Н. Г. Озолин, В. А. Аркадьев, И. А. Крячко, В. В. Белинович, К. В. Градополов, А. В. Коняхин, Т. И. Климов и другие. Руководство учебной частью ГЦИФК было возложено на выпускника института 1930 г. А. Д. Новикова, много сделавшего для становления и развития учебной и научной деятельности института, особенно в сфере теории физического воспитания. 

В 1931 г. директором института был назначен С. М. Фрумин, его заместителем — Е. И. Черняк.

В начале 30-ы гг. ГЦИФК первым среди физкультурных вузов страны перешел на факультетскую систему подготовки физкультурных кадров. Реорганизация учебной деятельности началась с создания двух факультетов: педагогического и производственного, который впоследствии стал называться спортивным факультетом.

  • На педагогическом факультете предусматривалась подготовка педагогов физического воспитания для школ и высших учебных заведений.
  • Спортивный факультет должен был готовить квалифицированных педагогов — тренеров по одной какой-либо спортивной дисциплине. Причем выпускники спортивного факультета готовились, как правило, для работы в коллективах физической культуры на заводах, фабриках, новостройках.
  • В 1932 г. был открыт военный факультет — (высшее специальное военно — учебное заведение РККА), где шла подготовка преподавателей физического воспитания и спорта для военных учебных заведений, воинских частей Красной Армии и Военно — Морского Флота.

1 — Студентки педагогического факультета, 1934 г. 2 — Студентки 3 курса производственного факультета 3 — Первый выпуск военного факультета

  • Большой подъем в развитии спорта требовал значительного числа не только преподавателей, но и тренеров. Эту задачу помогла решить Высшая школа тренеров, открытая в 1932/33 уч. году на правах среднего специального учебного заведения (ранее эту задачу в какой-то степени выполнял техникум при ГЦИФК, открытый еще в 1925 г.). Школа комплектовалась спортсменами, хорошо знающими практику спорта, но не имевшими достаточных теоретических знаний в области физического воспитания. Выпускники школы шли работать в спортивные секции и команды, а также в детско — юношеские спортивные школы (ДЮСШ).
  • Для разработки научно — методических основ советской системы физического воспитания в 1931 г. в системе ГЦИФК создан специальный научно — методический институт физической культуры.

Выпуск ВШТ 1938 г.

 

Таким образом, на базе ГЦИФК была собрана вся система подготовки специалистов для работы в области физкультуры и спорта, успешно велась научная разработка основ данной отрасли.

Коренные изменения были внесены в учебную программу. Если в 1920 е годы среди учебных дисциплин преобладали медико — биологические, то с 1932/1933 учебного года их потеснили спортивно-педагогические. В новом учебном плане для всех факультетов спортивные дисциплины стали профилирующими.

Это привело к организации в институте кафедр спортивных дисциплин. Некоторые кафедры объединили по нескольку спортивных дисциплин. Например, спортивная борьба, бокс, фехтование, поднятие тяжестей были объединены на кафедре защиты и нападения, в одну кафедру объединили легкую атлетику и лыжный спорт.

1 — Лучшие борцы и боксеры с В. А. Ивановым 2 — Конькобежки 3 — Женская гимнастич. группа у шведской стенки 4 — Преподаватели кафедры гимнастики

Институт, к сожалению, не избежал ошибок так называемого «бригадно — лабораторного метода обучения». Студенты разделялись на бригады, прорабатывавшие учебные занятия. Лекции как основная форма занятий были отменены, на экзаменах допускался коллективный отчет бригадира. Все это снижало уровень подготовленности специалистов.

1 — Первое заседание академсектора 2,3 — «Бригадный» метод обучения, 1930 г. 4,5 — Гимнастика по системе Нильса-Бука, 1932 г.

 

В 1932 г. этот метод обучения был отменен, лекции как метод преподавания восстанавливаются, принимается учебный план, практическим занятиям по спортивным дисциплинам отводиться надлежащее место и время. Во всей учебной и воспитательной работе сложились четкие правила. Студенты и преподаватели спортивных дисциплин на практические занятия должны были являться только в установленной спортивной форме.

В летнее время все занятия переносились в лагеря на берег реки Оки. В 1930-е гг. среди большого зеленого массива в заповеднике «Лужки» (10 км от Серпухова) были построены водная и лыжная станции, спортивные площадки. Все это улучшало условия для учебных занятий студентов и позволяло целесообразно использовать летний сезон для занятий спортом.

Свои теоретические знания студенты проверяли и закрепляли в процессе педагогической практики в школах, в средних специальных и высших учебных заведениях, на заводах и фабриках, таких, как Уральский машиностроительный завод, «Магнитострой», Тракторный завод, Московский автомобильный завод, «Серп и молот».

1 — Летний лагерь 2 — Бригада № 15 на производственной практике, 1930 г. 3 — Производственная практика в школе, 1930 г.

 

В 1930-е гг. на смену кружкам физкультуры были созданы коллективы физической культуры на заводах, фабриках и учреждениях. Поэтому институт организовал немало краткосрочных курсов для подготовки инструкторов — общественников и руководящих работников по физической культуре не только в стенах института, но и непосредственно на крупнейших промышленных предприятиях.

К концу 1933/34 учебного года реорганизация института была завершена. Институт приобрел популярность среди спортивной общественности и занял ведущее положение, как учебное заведение, готовящее педагогов — специалистов по физическому воспитанию и тренеров по спорту.

1 — Члены комитета ВЛКСМ, 1930 г. 2 — Первый урок фотокружка, 1931 г. 3 — Группа студентов, 1930-е гг.



Новости и события:


Студенты РУС ГЦОЛИФК вновь на высоте: победы на Чемпионате и Первенстве России по парусному спорту в Волгограде



Всероссийская акция «СТУДзаБЕГ»: студенты РУС «ГЦОЛИФК» выходят на старт!



«У меня карьера только начинается. Но учеба для меня тоже важна». В РУС «ГЦОЛИФК» прошла встреча с призером Олимпийских игр 2024 Дианой Шнайдер