О награждении орденом Ленина

Московского государственного центрального института

физической культуры

28 июля 1934 года Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР Московский Государственный Центральный институт физической культуры был награжден орденом Ленина. В Постановлении отмечалось, что институт, выполняя решения партии и правительства о высшей школе, достиг образцовой подготовки учебного процесса, высокой организованности, дисциплинированности и отличной физкультурной подготовленности студентов, что обеспечило институту ведущую роль в советском физкультурном движении.

Высокая правительственная награда дала институту новое название — Государственный Центральный ордена Ленина институт физической культуры (ГЦОЛИФК). Директор института С. М. Фрумин был награжден орденом Красной Звезды.

Часть 1.

Перестройка физкультурного движения

Ликвидировать кустарщину в области спорта!

В начале 1930-х годов в стране произошла серьезная организаци­онная и методическая перестройка всего физкультурного движе­ния, в результате чего сформировался принципиально новый тип физической культуры, отличительным признаком которого стало партийно-государственное руководство ее развитием для решения важнейших задач страны.

Физическая культура призвана была служить средством физического совершенствования человека в интересах труда и обороны страны. Для решения этой задачи потребовалось усиление государственного руководства физкультурным движением.

С целью «упорядочения системы физического воспитания и усиления государственного контроля и руководства работой по физической культуре и спорту» 3 апреля 1930 г. Президиум ЦИК СССР принял решение учредить Всесоюзный Совет физической культуры (ВСФК) при ЦИК СССР. На Совет возлагалось руковод­ство по физической культуре, проводимой в стране всеми государственными и общественными организациями, а также подготовка «специалистов по физическому воспитанию, обладающих высоким педагогическим и спортивным мастерством». [1]  

13 декабря 1930 г. согласно решению Советского правительства, вся система физкультурного образования в стране перешла в ведение Всесоюзного Совета физической культуры. ГЦИФК из системы Наркомздрава был передан в аппарат ВСФК при ЦИК СССР.  Институту предстояло найти такие формы, методы и средства подготовки специалистов, которые отвечали бы запросам того времени.  

 

Перестройка работы инфизкульта

Мускул свой, дыхание и тело тренируй с пользой для военного дела!

Сам переход в подчинение ВСФК ознаменован большой проверкой состояния «партийно-общественной, учебно — производственной, научной работы и быта ГЦИФК». Работа ГЦИФК была признана неудовлетворительной. Президиум ВСФК СССР в своей резолюции «О состоянии Госинфизкульта» поставил перед институтом задачу коренной перестройки всей работы в сторону подчинения задачам производства и обороны: «насыщение учебы, быта и внутреннего распорядка военно — воспитательными и военно — прикладными элементами, приблизив организацию учебы и быта института к вузам РККА»[2].

Для предстоящей серьезной реорганизации учебно-методической и научной работы  института директором был назначен Семен Михайлович Фрумин, работавший ранее в центральном аппарате Наркомата по военным и морским делам по вневойсковой и физической подготовке и получивший высокое воинское звание комкор (командир корпуса, воинское звание высшего командного состава в Красной Армии). Руководство учебной частью было возложено на выпускника ГЦИФК 1930 г.  А. Д. Новикова, много сделавшего для развития учебной и научной деятельности института.

О том, как шла перестройка института можно узнать на основе публикаций того времени.

Газета Красный спорт, 1934 г.

Славный путь

Он идет в авангарде советского физкультдвижения — орденоносный вуз!

В газете «Красный спорт» от 6 августа 1934 г. была напечатана передовица «О награждении орденом Ленина Московского государственного центрального института физической культуры», а также несколько статей, посвященных этому событию. Этапы реорганизации института описаны в статье под названием: «Славный путь».

1930 г. — «Институт находится в состоянии полного развала».

Новый директор института получил трудное «наследство»: отсутствие материальной базы, недостаток преподавательских кадров, неразбериха в содержании и организации учебы студентов, отсутствие дисциплины.

1931 г. — «Пришлось на ходу перестраивать программы, создавать твердый учебный план, резко повышать требования к дисциплине и успеваемости. С трудом удалось установить элементарный порядок… Понемногу Институт начал выравниваться».

И здесь весьма кстати будет вспомнить о крупном достижении Инфизкульта. Практически в тоже время (1931-1934) в стране была разработана программно — нормативная основа системы физического воспитания — Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Инфизкульту принадлежит существенная роль в разработке Положения о едином комплексе и его внедрении, а также в подготовке и сдаче нормативов таких военно — прикладных комплексов, как «Готов к санитарной обороне», «Ворошиловский стрелок», «Парашютист СССР», «Альпинист СССР» и другие.

В 1934 г. коллектив Московского института физической культуры был награжден Знаменным ГТО, крепившемуся к знамени вуза. Знак вручался коллективам физкультуры, имевшим в своем составе не менее 80% значкистов ГТО.

1932 г. — «Институт впервые начинает учебный год, имея разработанный профиль, программы, твердое расписание. На 1 курс поступает до 80% рабочих с производства. Однако материальная база еще крайне слаба и студенчество далеко не обеспечено как бы следовало. При помощи ВСФК добывается дотация на улучшение быта, условий учебы и даже на капитальное строительство нового здания института».

В 1932 г. был открыт командный (военный) факультет. Факультет был создан на основе Краснознаменных курсов усовершенствования по физическому образованию командного состава РРКА им. В. И. Ленина, специально переведенных из Ленинграда в Москву.

Благодаря приближению к военным ведомствам институт получил заметную финансовую поддержку, удалось построить новый учебный корпус, спортивные залы и площадки, получить новое оборудование и спортинвентарь, подобрать преподавателей, подготовить и разработать новые учебные программы и планы.

1933 г. — «Год коренной перестройки и большого расширения Института. Создан ряд факультетов (производственный, педагогический и др.), организована ф. к. школа ВЦСПС им. Т. Шверника, начали систематически работать курсы физподготовки ЦС Осоавиахима. Наметился резкий поворот к овладению спортивной техникой: одновременно сильно повысилось качество теоретической подготовки студентов.  Институт провел огромную работу на фабриках, заводах, в колхозах, шахтах, в частях РККА, в осовиахимовских лагерях… Особенно хочется отметить заслугу Института в проведении 1-й Всеармейской спартакиады начсостава РККА, которая по общим отзывам прошла образцово. Что было отмечено народным комиссаром обороны. Ряд бригад Института был премирован начальником ВВС РККА т. Алкснис и Военно — санитарным управлением РККА. Это был год решающих побед».

В институте был создан парашютный кружок, группа альпинистов совершила восхождение на Эльбрус и Донгуз-Орун на Кавказе. В 1934 г. состоялся и первый женский велопробег Москва — Ленинград.

Десятки имен рекордсменов и чемпионов СССР дал стране Инфизкульт. Вот лишь некоторые из них: И. Файзулин, В. Иванов, Г. Пыльнов, А. Катулин, Н. Озолин, А. Гидрат и др.

1934 г. — «Усиление борьбы за высокую и всестороннюю теоретическую подготовку студенчеств, за спортивно — техническое мастерство, за высшую дисциплину, организованность и культурность. Особенно хочется подчеркнуть наши успехи в спортивной работе. Институт участвует во многих крупнейших спортсоревнованиях, занимая второе место на Всесоюзной зимней спартакиаде 1934 г. в Свердловске, второе место в тяжелоатлетических первенствах г. Москвы… На всесоюзных снайперских состязаниях комсомольцы института получают первое место и премию ЦК ВЛКСМ.

Большим достижением Института является создание при нем ряда спортивных школ. Наши выступления на московских физкультурных парадах также как будто проходили не без успеха.

В итоге хорошей постановкой учебного процесса и своей организованностью Институт добился тех результатов, которые отмечены высшей наградой партии и правительства — орденом Ленина».

В качестве поощрения государство выделило коллективу института 750 тыс. рублей на расширение материальной базы и премирование преподавателей и студентов. На эти средства были успешно завершено строительство новых учебных помещений. В них разместились некоторые кафедры и лаборатории, большой спортивный манеж, учебная база и общежитие военного факультета.

На берегу Оки под Серпуховом, в большом зеленом массиве «Лужки» построили институтскую загородную базу. Для учебных занятий и отдыха создали лыжную и водную станцию, спортивные площадки. В «Лужках» студенты занимались спортом, готовились к соревнованиям и Всесоюзным физкультурным парадам.

 

Часть 2.

Реорганизация учебной и научной деятельности Инфизкульта

Материалы о реорганизации учебной и научной деятельности ГЦИФК опубликованы в проспекте «Государственный центральный институт физической культуры» 1934 г. 

Реорганизация учебной работы началась с создания факультетов: организационно — методического (педагогического), командного (военного). Срок обучения в каждом отделении — 4 года. Существовал также спортивно-технический (производственный) факультет с отделениями по разным видам спорта со сроком обучения 2 года.

Организационно — методический факультет включал три отделения:

  1. дошкольно-школьное, готовящее методистов-педагогов для системы народного образования;
  2. вузовское, готовящее преподавателей физкультуры в вузах;
  3. самодеятельное, готовящее специалистов для самодеятельного физкультдвижения.

Спортивно — технический факультет готовил преподавателей- тренеров по отдельным видам спорта для работы в различных коллективах физической культуры.

Командный факультет готовил организаторов — методистов физподготовки для воинских частей и военных учебных заведений. 

Каждый факультет являлся учебным и строевым подразделением института, ведающим всей организационно-методической, учебной, военно-воспитательной и строевой работой со студентами.

Дальнейшее развитие спорта потребовало подготовки значительного количества не только преподавателей, но и тренеров по видам спорта. Поэтому в структуре ГЦИФК впервые была открыта Школа тренеров — на правах среднего специального учебного заведения с двухгодичным сроком обучения.

В.Иванов «Исключительная группа» — Школа борьбы — первая спортивная специализация

Открытие в физкультурных вузах спортивно-технических факультетов, введение специализации по видам спорта создало впервые прочные основания для организации специализированных, в том числе спортивных кафедр.

В брошюре 1934 г. приводится перечень всех кафедр, которые были объединены в циклы:

I. Естественно — биологический цикл в составе кафедр:

1. Морфологических основ физкультуры
2. Физиологических основ физкультуры
3. Биологии
4. Физики

5. Химии

II. Педолого-педагогический цикл в составе кафедр

6. Физкультуры в системе народного образования
7. Педологии
8. Педагогики

9. Психологии

III. Методический цикл в составе кафедр:

10. Общей методики
11. Гимнастики основной и спортивной
12. Защиты и нападения (бокс, борьба, дзюу-до, фехтования, рукопашный бой)
13. Водного дела
14. Игр (подвижных и спортивных)
15. Легкой атлетики и лыж
16. Художественной гимнастики

17. Физкультуры в системе самодеятельного движения

IV. Общественно — политический цикл в составе кафедр:

18. Философии и истории
19. Политэкономии и экономической политики

20. Истории и организации физкультуры

1 — Студентки педагогического факультета, 1934 г. 2 — Студентки производственного факультета, 1933 г.

V. Врачебно — гигиенический цикл в составе кафедр:

21. Гигиены
22. Физкультурной терапии, профилактики и спортмассажа

23. Врачебного контроля

VI. Военный цикл в составе кафедр:

24. Автомото-дела
25. Артиллерии и специальных родов войск
26. Тактики

27. Стрелкового дела

VII. Общеобразовательные предметы:

1. Русский язык
2. Математика
3. Иностранные языки
4. Музыкальное дело

5. Фото и графика

Кафедры являлись учебно-организационной единицей института, проводящей учебно — воспитательную, программно — методическую и научно — исследовательскую работу.

Командный (военный) факультет

Научная работа

Для разработки научно — методических основ советской системы физического воспитания в 1931 г. в системе ГЦИФК создан специальный научно — исследовательский институт физической культуры, который в 1933 г. был преобразован в Центральный научно — исследовательский институт физической культуры.

Кроме того, при вузе имелись институт аспирантуры, готовящий кандидатов наук по отдельным вопросам физической культуры, и научно-производственная лаборатория спортинвентаря.

Стали выходить учебники и учебные пособия по основным учебным дисциплинам. Все это способствовало внедрению в практику физического воспитания и спорта передовых достижений научно-методической мысли.

Во всей учебной и воспитательной работе сложились четкие правила, регламентирующие весь учебно — воспитательный процесс. Исчезли второгодники, повысилась успеваемость, заметно возросли теоретический уровень знаний студентов и их спортивное мастерство.

Педагогическую практику студенты института стали проходить не только в школах, но и в вузах, на фабриках и заводах. Это было продиктовано желанием лучше наладить массовую работу по физической культуре среди трудящихся. 

 

С 1934 г. печатается газета «Инфизкультовец», рассказывающая о спортивной и студенческой жизни института

Реорганизация института была завершена к концу 1933/1934 уч. г. Были созданы совершенно новые формы, методы и средства учебно-методической и спортивной работы, позволявшие успешно готовить преподавателей физической культуры, тренеров по видам спорта, организаторов физкультурного и спортивного движения. Госинфизкульт превратился в центр подготовки профессиональных кадров для работы в области спорта, главного центра научно — исследовательской работы по спорту, где концентрировались лучшие педагогические, научные и спортивные силы СССР.

В результате изучения имеющихся в музее документов и публикаций того периода можно сделать некоторые выводы о времени создания первых факультетов.

Известна точная дата создания первого факультета – 16 мая 1932 г. – это был командный (военный) факультет, созданный на базе Краснознаменных курсов усовершенствования по физическому образованию комсостава РРКА им. В. И. Ленина, переведенных из Ленинграда в Москву.

В 1933 г. были созданы организационно – методический (педагогический) факультет и спортивно – технический (производственный/спортивный) факультет. Выполняя задачу подготовки «специалистов по физическому воспитанию, обладающих высоким педагогическим и спортивным мастерством», в том же 1933 г. была сформирована группа из 15 человек, специализирующихся по борьбе. Руководитель В.А. Иванов в своей рукописи называет ее «Школа борьбы при институте». Так начиналось становление спортивных кафедр и школы тренеров с отделениями по видам спорта.

 2 - Студенты читают в газете о награждении вуза

P.S. В нашей статье представлены 2 вида изображений ордена Ленина. В газете и брошюре 1934 г. используется изображение ордена I типа (1930-1932 гг.), а на заставке и на фотографии с орденской книжкой - изображение ордена III типа, так как орден по факту был вручен вузу гораздо позже - 9 марта 1944 г.  

[1] Постановление Президиума ЦИК Союза ССР «Об учреждении Всесоюзного Совета физической культуры при ЦИК Союза ССР». Сборник материалов, конспектов и программ ГЦИФК. М.: «Физкультура и туризм», 1931. С. 2 -6.

[2] Резолюция «О состоянии Госинфизкульта». На доклад Фрумина «О состоянии партийно — общественной, учебно — производственной, научной работы и быта ГЦИФК»// «Физкультура в школе», № 3, 1931 г.

 



Новости и события:


Студенты РУС ГЦОЛИФК вновь на высоте: победы на Чемпионате и Первенстве России по парусному спорту в Волгограде



Всероссийская акция «СТУДзаБЕГ»: студенты РУС «ГЦОЛИФК» выходят на старт!



«У меня карьера только начинается. Но учеба для меня тоже важна». В РУС «ГЦОЛИФК» прошла встреча с призером Олимпийских игр 2024 Дианой Шнайдер