ГЦОЛИФК – КОЛЫБЕЛЬ САМБО. Так начиналось самбо




За последнее десятилетие исследователи истории самбо проделали большую работу по восстановлению подлинной истории отечественной спортивной борьбы самбо. Собрано большое количество документов, которые убедительно свидетельствуют, что важнейшим периодом становления самбо был период с 1929 по 1937 гг., в течение которого главную роль в формировании основ, а затем и совершенствовании самбо играл выдающийся отечественный специалист рукопашного боя и спортивной борьбы, педагог, военный разведчик Василий Сергеевич Ощепков[1].

Историк борьбы М. Н. Лукашев в своей книге «Сотворение самбо: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской» написал: «Не знаю никого, даже из самых известных наших специалистов, кому удалось бы укоренить в стране новый и очень сложный вид спорта, да еще за такой короткий срок. Ведь на весь этот обширный и нелегкий труд энтузиасту борьбы в одежде было отпущено судьбой всего лишь восемь лет: с тридцатого до тридцать седьмого года»[2].

Перечислить все его дела тех лет сложно: он несколько лет преподавал в Центральной высшей школе Рабоче-крестьянской милиции, работал инструктором по дзюдо и штыковому бою в Центральном Доме  Красной Армии, преподавал на различных гражданских и военных курсах, в школе ВЦСПС им. Н. М. Шверника, во Дворце физкультуры завода № 1 «Авиахим». Но, как утверждает М. Н. Лукашев, «именно институт физкультуры стал его настоящим «звездным часом».

ГЦОЛИФК — база подготовки квалифицированных специалистов, центр научно-исследовательской работы по спорту

И все-таки было бы неправильно рассматривать историю создания самбо только как заслугу или вклад одной, пусть и очень неординарной личности. Рождение самбо было обусловлено «социальным заказом» данного времени, и работа по созданию нового вида борьбы принимала коллективный характер, в которой участвовало в разной степени множество людей[3].

 В. С. Ощепков пришел работать в ГЦИФК весной 1931 г., в период реорганизации всей структурной, учебной и научной работы вуза. Реорганизация была вызвана необходимостью перестройки всей системы физической культуры и спорта для нужд подготовки граждан к обороне страны.

В то время институт проводил огромную научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность, которая была направлена на разработку основ советской системы физического воспитания. После успешного внедрения I ступени комплекса ГТО ВСФК поручил институту обобщить опыт работы по комплексу ГТО и разработать нормы II усложненной ступени.

В предложениях специальной комиссии под председательством заместителя наркома по военным и морским делам С. С. Каменева было дано прямое указание на необходимость включения в комплекс ГТО II ступени приемов обезоруживания, борьбы невооруженного против вооруженного. «Опыт многих боев первой мировой войны, „траншейной войны“, как ее иногда называли, наглядно показал важность хорошего владения приемами рукопашного боя…»[4]. Но специалисты по французской борьбе и боксу таких приемов предложить не могли. Разработкой комплекса приемов самозащиты занимался именно В. С. Ощепков. На основании этого один из пионеров ленинградского самбо А. М. Ларионов в своей рукописи «История самбо в СССР» предположил, что «…Ощепков был приглашен в ГЦИФК  для разработки норм ГТО в качестве преподавателя, т. к. он к тому времени уже создал комплекс боевых приемов рукопашного боя без оружия для обучения личного состава РККА»[5].

 С. С. Каменев на спартакиаде высшего комсостава РККА в ГЦИФК, 1933 г.

Действительно, к тому времени В. С. Ощепков уже сложившийся специалист в области спортивной борьбы и самозащиты.  В 1913 г. окончил институт Кодокан-дзюдо, возглавляемый основателем дзюдо мастером боевых искусство Кано Дзигоро. Первым из русских и четвертым из европейцев В. С. Ощепков был награжден черным поясом борца первой степени. Позже в 1917 г. Ощепков сдал экзамен и на более высокий 2-й дан. За его плечами был опыт работы с различными спортивными коллективами, проведения различных курсов по рукопашному бою в частях и учебных заведениях Красной Армии, рабоче-крестьянской милиции, разработка комплекса боевых приемов рукопашного боя для личного состава РККА.

Сам Василий Сергеевич написал о своем приходе в ГЦИФК так: «В марте 1931 г. по приглашению ГЦИФК мною был прочитан доклад о дзюу-до и продемонстрированы её приемы. По мнению руководства ГЦИФК и студенческого актива института, дзюу-до явилось именно той дисциплиной, которая отвечает всем принципам, положенным в основу физической подготовки нашей молодежи. Ввиду этого дзюу-до была включена в учебный план ГЦИФК на 1931/32 уч. г., и для её прохождения было отведено 30 часов»[6].

1 — В. С. Ощепков; 2 —  Кружок дзюдо в токийской духовной семинарии, в центре — архиепископ Николай, В.Ощепков — 3 ряд, 3 слева

Да и сам В. С. Ощепков понимал, что для успешного развития в стране этого вида спорта необходимо готовить кадры. Такой базой для В. С. Ощепкова стал ГЦИФК (с 1934 г. ГЦОЛИФК). Именно в этот период в институте идет процесс формирования вузовских дисциплин, разработка учебных планов и программ, подготовка и издание первых учебных пособий и учебников для высших физкультурных учебных заведений. Институт становится центром подготовки квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта, центром научно-исследовательской работы по спорту, где концентрировались лучшие педагогические, научные и спортивные силы СССР.

Влияние профессиональной среды: специалисты кафедры защиты и нападения

В. С. Ощепков был принят в ГЦИФК на кафедру защиты и нападения, объединившую выдающихся специалистов по всем видам единоборств, которые тогда культивировались в Советском Союзе: по французской борьбе, боксу, всем видам фехтования, а также по поднятию тяжестей.

Заведующим кафедрой был Владимир Александрович Иванов — 4-кратный чемпион СССР по классической борьбе, чемпион Спартакиады 1928 г. Учебное пособие В. А. Иванова «Французская борьба» (1929) долгое время служило настольной книгой для тренеров по этому виду спорта.  Лучшие воспитанники В. А. Иванова — Г. Д. Пыльнов, Н. Н. Сорокин, Н. Г. Чионов, А. З. Катулин принимали непосредственное участие в совершенствовании методики французской борьбы.

1 — Диплом В. А. Иванова — победителя Первой Всероссийской Спартакиады, 1928 г. 2 — Борцы ГЦИФК, 1933 г. В центре сидит зав. кафедрой В. А. Иванов, слева от него сидит Г. Д. Пыльнов, следующий — А. З. Катулин, справа от Иванова сидит Н. Г. Чионов, третий справа сидит П. И. Школьников, стоят первый слева Н. Н. Сорокин, следующий — Н.Я.Гладков

«В 1932/33 учебном году руководство обучением боксу в институте принял на себя старейший русский боксер Аркадий Георгиевич Харлампиев… Он много лет работал над своей оригинальной методикой обучения боксера.  В 1934. в нескольких номерах журнала „Физкультура и спорт“ печаталась его работа „Заочная школа бокса“. Это были первые поиски рациональной методики и тренировки по боксу»[7]. После его ухода в 1936 г. преподавателем бокса был принят Константин Васильевич Градополов — неоднократный чемпион страны по боксу, основоположник отечественной школы бокса, автор первого учебника «Бокс», выдержавший четыре издания.

Крупнейшим авторитетом по фехтованию был Тимофей Иванович Климов — один из ведущих тренеров страны. Крупнейшим специалистом по фехтованию был и Юрий Константинович Мордовин, владеющий всеми видами фехтования, включая фехтование тростью и бой с ножом. На кафедре преподавали и выдающиеся фехтовальщики Л. А. Монахов и братья В.А. и Б. А. Аркадьевы. Их высокое мастерство и  педагогические способности  «позволили хорошо организовать подготовку тренеров по фехтованию и заложить прочный фундамент отечественной школы фехтования»[8].

Ведущие специалисты кафедры защиты и нападения: А. Г. Харлампиев, К. В. Градополов, Ю. К. Мордовин, Т. И. Климов (2-й и 3-ий слева)

В. С. Ощепков  получил возможность работать в тесном контакте с ведущими специалистами в различных единоборствах, чьи знания и опыт, бесспорно, содействовали процессу оформления отечественной системы спортивной борьбы и самозащиты, определению ее технических и методических основ.

Как пишет А. М. Горбылев: «И было бы грубейшей ошибкой недооценить фактор влияния этой профессиональной среды на становление „системы дзюу-до ГЦОЛИФК“, в которой мы обнаруживаем и различные приемы борьбы, заимствованные у „французов“, и разработанную технику ударов руками, включившую основные удары английского и французского бокса, и специальную тактику „антибоксерского“ боя, и элементы фехтования на штыках, эспадронах и рапирах в сочетании с захватами, бросками и ударами дзюу-до. Представляется, что имена названных выше специалистов должны занять подобающее место в истории самбо»[9].

«Необходимость обучать дзюу-до студентов разной подготовленности, с разным количеством часов, выделенных на курс, заставила В. С. Ощепкова разработать целый ряд учебных программ в соответствии с принятыми в ГЦИФК требованиями»[10]. Продуманность и систематичность работы по разработке и внедрению продуманного и апробированного на практике комплекса боевых и спортивных проемов дзюу-до и методике обучения ему позволила ощепковскому дзюу-до в короткий срок занять прочное место среди других спортивных единоборств — французской борьбы, бокса и фехтования.

Так в 1936 г. выходит Приказ ГЦОЛИФК № 192 от 29 апреля, в котором говорится о выделении входящих в состав кафедры защиты и нападения дисциплин в самостоятельные кафедры. Заведующим кафедрой дзюу-до назначается В. С. Ощепков. Создание самостоятельных кафедр по отдельным видам спорта было продиктовано увеличением числа студентов ГЦИФК, необходимостью более глубокой разработки вопросов теории и методики спортивной тренировки применительно к конкретным видам спорта.

Дзюу-до в комплексе ГТО II ступени 1932 г.

В фондах нашего музея есть «Сборник материалов по учебным дисциплинам 1932 — 33 уч. год», изданном для Инфизкульта. Эта книга — бесценный дар от нашего преподавателя — историка Д. А. Крадмана, взявшего на себя труд собрать и опубликовать для студентов ГЦИФК учебные материалы для данного Сборника.

В Сборнике помещен конспект   В. С. Ощепкова «Практика физических упражнений. Дзюу-до»[11]. Интерес к этому изданию высок, поскольку это одно из немногих прижизненных публикаций В. С. Ощепкова, где изложен разработанный им комплекс приемов дзюу-до, составляющих норму, вошедшую в комплекс норм ГТО II ступени 1932 г., а также правила по «спортивной дзюу-до».

В статье в разделе «Дзюу-до в системе советской физкультуры» В. С. Ощепков мотивирует выбор системы рукопашного боя дзюу-до тем, что она построена на основе комплекса боевых упражнений, имеющих колоссальное военно — прикладное значение. В эту систему входят главные элементы всех существующих видов рукопашного боя, начиная от французского и английского бокса, китайской «у-ши» или «у-и» и кончая приемами различных стилей борьбы»[12].

Проанализировав все существующие на тот момент системы рукопашного боя, а также фехтование на ножах, эспадронах и штыках, В. С. Ощепков делает вывод: «Дзюу-до в прикладном отношении является полноценнее всех поименованных видов боевых упражнений потому, что она содержит наибольшее разнообразие приемов рукопашной схватки, которыми предусматриваются все моменты самозащиты против нападения на разном расстоянии и с любым оружием в стойке и лежа на земле»[13].

Несмотря на бесспорные преимущества дзюу-до  перед всеми другими существующими системами рукопашного боя,  В. С. Ощепков  указывает на то, «…что мы не только должны изучит ее, как распространенную систему, но и добиться применения ее в деле укрепления обороноспособности нашей страны, обогатив ее нашими достижениями в смысле методики ее изучения и техники выполнения ее приемов»[14].  Дзюдо Василий Сергеевич знал отлично и понимал все его несомненные достоинства, но также отчетливо видел и недостатки этой японской системы. 

Так в разделе «Методические указания» он прямо пишет, что «в  методическом отношении по изучению дзюу — до мы расходимся не только с немцами, но и с  институтом Кодокан»[15]. Далее он пишет:  «У немцев превалирует борьба в партере и совершенно недостаточно представлена борьба в стойке… Что касается института „Кодокан“, то  он до сего времени не удосужился разработать отдел подготовительных упражнений общеразвивающего характера»[16]. И поэтому В. С. Ощепков всеми силами старался создать эффективно модернизированную систему прикладной борьбы и самозащиты, которая должна была превосходить любую иную, в том числе и японскую. И такая система начала складываться в ходе учебы, тренировок и спортивных состязаний. Все это, как мы видим, нашло отражение в «Сборнике материалов по учебным дисциплинам 1932 — 33 уч. год».

Методические указания  В. С. Ощепкова по проведению занятий по дзюу-до и в наше время актуальны и современны. Помимо обязательных подготовительных упражнений В. С. Ощепков включает в занятия изучение приемов страховки и самостраховки, процесс изучения идет от простого к сложному, используется массаж.

Из раздела «Составные элементы дзюу-до»: «Дзюу-до, вошедшая в комплекс норм ГТО II ступени, делится на две части — спортивную и прикладную. Спортивная часть дзюу-до состоит из раздела борьбы невооруженных, в которой входят: а) подготовительные упражнения, б) способы страховки и самостраховки и в) приемы борьбы…

Прикладная часть дзюу-до состоит из раздела борьбы невооруженных, раздела борьбы  невооруженного против вооруженного и раздела борьбы вооруженных»[17].

В. С. Ощепков дает примерную схему практического урока дзюу-до и методические рекомендации по его проведению:

  1. «Порядковые упражнения — 3мин. Построение, расчеты, повороты на месте, ходьба и бег.
  2. Подготовительные — 10 мин. Упражнения общеразвивающего характера в форме вольных движений из системы Мюллера, Бука, Сюрена и шведской системы.
  3. Подготовительные — 15 мин. Специфические упражнения дзюу-до в форме асиметричных вольных движений; передвижений с целью сохранения правильности стойки и движений для вывода из равновесия и падения с целью самостраховки.
  4. Изучение приемов — 60 мин. Стойка, захваты, страховка, броски с подножками, приемы лежа на ковре, вольные схватки.
  5. Заключительные упражнения — 2 мин. Успокаивающая ходьба. Теплый или горячий душ»[18].

«Первый урок начинается с беседы, в которой преподаватель знакомит учащихся с целью и задачей изучения дзюу-до, а также с содержанием программы, планом занятий и порядком проработки программного материала… Со второго урока и далее начинается практической освоение дзюу-до… Приступая к практическим урокам дзюу-до, преподаватель должен дать подробное объяснение каждого упражнения, затем сделать его показ в медленном темпе сам лично, потом проверить его на одном из учащихся (особенно если показывается прием), после чего прием может разучивать вся группа, разбившись попарно, соответственно весу и росту… Изучение приемов начинается с разучивания технически легких приемов, с постепенным переходом к технически более трудным. Переходить ко второму приему, пока технически хорошо не будет усвоен первый, нельзя…

Очень важно, чтобы у занимающихся всегда поддерживалось бодрое и хорошее настроение. Это в значительной мере зависит от преподавателя, умеющего интересно построить и соответственно вести беседу во время перерыва.

 Каждый учащийся должен периодически подвергаться врачебному контролю… Из этого следует, что работа преподавателя должна проходить в тесном контакте с врачом»[19].

«К сдающим норму по самозащите предъявлялись следующие требования: сдающий должен был уметь выполнить любую комбинацию или прием, предусмотренные программой и автоматически применить прием против внезапного нападения. Обязательным требованием для мужчин было умение провести вольную схватку с партнером в течение 5 минут по спортивным правилам соревнований»[20].

Подход Василия Сергеевича к своей работе был истинно научным. Как отмечают ветераны самбо, ученики В. С. Ощепкова: А.Будзинский, Н.Гладков, Н.Галковский, Б.Сагателян и другие: «В ходе работы над системой самозащиты для готовившегося комплекса ГТО II ступени В. С. Ощепков «выполнил совершенно оригинальную творческую работу,  что и было зафиксировано зафиксировано в правилах борьбы»[21].

Особо подчеркнем тот факт, что в этом Сборнике В. С. Ощепковым были изложены разработанные им первые правила спортивной борьбы, состоящие из 29 параграфов, для сдающих нормы ГТО II ступени по самозащите — «Правила соревнований по спортивной дзюу-до». Создание правил — чрезвычайно важный момент в истории каждого вида спорта! «Эти правила ознаменовали собой основу новой борьбы вольного стиля, известной теперь как борьба САМБО»[22].

Содержание борьбы по этим правилам отличались от японских правил Института Кодокан. «Она получила свою форму одежды. Борцы не босые, а обутые в мягкие ботинки.  Терминология русская (за исключением слова „дзюу — до“ нет больше ни одного японского термина). Ритуалы начала и конца схватки в духе отечественных обычаев: рукопожатия, а не традиционные японские поклоны, ковер, а не татами. Были введены весовые категории, на что японцы решились лишь 30 лет спустя. Не допускались удушения и болевые приемы в стойке, зато борцы получили право в любом положении захватывать ноги и проводить болевые приемы не только на локоть, но и на другие суставы»[23]. Он ввел болевые приемы на ноги, которые в спортивном дзюдо не использовались. В. С. Ощепков разработал и классификацию бросков. Все это неизбежно влекло за собой появление определенных особенностей техники, существенно отличных от классического дзюдо.

Николай Галковский, один из учеников В. С. Ощепкова написал:  «Здесь Ощепков пошел по линии подготовки кадров и путем непрерывной научно — исследовательской работы, используя первоисточники дальнейшего развития дзюу-до в Японии, он создал стройную систему с прекрасно разработанной методикой и ввел новые комплексы приемов»[24].

Так возник новый вид спорта, который назывался в то время «борьба свободного стиля». Имелась в виду ее свобода от дзюдоистского наследия, возможность добавлять туда приемы из других видов самозащиты.

Введению комплекса приемов дзюу-до предшествовала публикация в журнале «Физкультура и социалистическое строительство» установочных методических материалов. Член редколлегии журнала Н. И. Петров (один из руководящих работников ВСФК,  и. о.директора ГЦОЛИФК в 1937–1938 гг.) в статье «Что такое дзюу — до» писал: «Предстоящие классовые бои, в которых роль рукопашной схватки может оказаться решающей в исходе боя, вызывают необходимость более широкого, внимательного и серьезного овладения техникой дзюу –до»[25].

Был также введен строгий врачебный контроль за состоянием здоровья занимающихся дзюу-до. Сотрудник кафедры врачебного контроля ГЦИФК Г. И. Котов в статье «Врачебная оценка спортивной дзюу-до (джиу-джитсу)» изложил результаты обследования мужской и женской (!) групп дзюу — до, занимавшихся под руководством В. С. Ощепкова, и дал положительную оценку методике обучения данному виду спорта.

7 декабря 1932 г. Постановлением Президиума ВСФК СССР была введена II ступень ГТО, как «последняя ступень создания и завершения системы советской физической культуры». Постановление обязывало «все институты физической культуры и техникумы ФК в течение 1933 г. полностью подготовить всех слушателей для сдачи норм по 2-му комплексу»[26].

Нормы по дзюу-до II усложненной ступени комплекса ГТО, разработанной В. С. Ощепковым в этой статье, положили начало распространению ощепковской системы самозащиты и спортивной борьбы по всему Советскому Союзу. Эта книга — единственное пособие, которое использовалось в то время для проведения занятий по самозащите во всех физкультурных учебных заведениях страны (4 института и 24 техникума ФК). В новые учебные планы всех институтов и техникумов теперь была включена самозащита по системе дзюу-до, которая до этого преподавалась только в ГЦИФК.

Как видим, уже к концу 1932 г. В. С. Ощепковым (при содействии специалистов кафедры и его учеников) были разработаны:

  1.  схема практического урока дзюу-до и методические рекомендации по его проведению;
  2.  комплекс приемов и комбинаций по самозащите, входящий в комплекс ГТО II ступени и инструкция по сдаче этой нормы;
  3.  первые правила соревнований по «спортивной дзюу-до».

Тем самым была заложена крепкая научно — методическая основа нового единоборства. Проработанный  В. С. Ощепковым материал, изложенный в Сборнике, позволил  Андрею Михайловичу Ларионову,  одному из пионеров самбо, сделать такой вывод: «САМБО — интернациональная спортивная борьба вольного стиля в куртках с поясами, созданная специалистами ГЦИФК под руководством преподавателя Ощепкова В.С. в 1932 г.»[27].

Таким образом, уже в начале 30-х годов под термином дзюу-до сформировался совершенно самобытный вид борьбы, которую сам В. С. Ощепков  назвал «дзюудо по схеме ГЦОЛИФК», а его ученики — системой дзюудо школы В. С. Ощепкова»[28].

Источники:

[1] Горбылев А. М. Приказ № 633 и его роль в развитии борьбы самбо/ XVI I I научно — практическая конференция «Интеграция науки и практики в единоборствах», посвященная памяти змс, зт СССР, профессора Е. М. Чумакова. С. 8-9.

[2] Лукашев М. Н. Сотворение самбо: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской. М.: ООО «Буддо — спорт», 2003. Гл. 10. С. 48

[3] Лукашев М. Н. Родословная самбо. — М.: Физкультура и спорт, 1986. С. 7.

[4] Лукашев М. Н. Родословная самбо. — М.: Физкультура и спорт, 1986. С. 71.

[5] Хронология становления самбо в СССР, составил по архивным материалам Ларионов Андрей Михайлович, 1984. Рукопись из фондов Историко — спортивного музея.

[6] Горбылев А. М. Становление самбо: фактор ГЦОЛИФК. К 100-летию ГЦОЛИФК и 80-летию самбо. // XVII научно — практическая конференция «Интеграция науки и практики в единоборствах», посвященная памяти змс, зт СССР, профессора Е. М. Чумакова». 2018.

[7] Чудинов И. Г. Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры: Исторический очерк. М.: ФиС, 1966, с. 103.

[8] Чудинов И. Г. Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры: Исторический очерк. М.: ФиС, 1966, с. 106.

[9] Горбылев А. М. Становление самбо: фактор ГЦОЛИФК. К 100-летию ГЦОЛИФК и 80-летию самбо.// XVII научно — практическая конференция «Интеграция науки и практики в единоборствах», посвященная памяти змс, зт СССР, профессора Е. М. Чумакова». 2018. С. 21.

[10] Горбылев А. М. Становление самбо: фактор ГЦОЛИФК. К 100-летию ГЦОЛИФК и 80-летию самбо. М., 2018.// XVI I научно — практическая конференция «Интеграция науки и практики в единоборствах», посвященная памяти змс, зт СССР, профессора Е. М. Чумакова. С. 18.

[11] Сборник материалов по учебным дисциплинам 1932/1933 уч. г. Огиз — Физкультура и туризм, М.: 1934. С. 347-402.

[12] Сборник материалов по учебным дисциплинам 1932/1933 уч. г. Огиз — Физкультура и туризм, М.: 1934. С. 347.

[13] Сборник материалов по учебным дисциплинам 1932/1933 уч. г. Огиз — Физкультура и туризм, М.: 1934. С. 347.

[14] Сборник материалов по учебным дисциплинам 1932/1933 уч. г. Огиз — Физкультура и туризм, М.: 1934. С. 348.

[15] Сборник материалов по учебным дисциплинам 1932/1933 уч. г. Огиз — Физкультура и туризм, М.: 1934. С. 356.

[16] Сборник материалов по учебным дисциплинам 1932/1933 уч. г. Огиз — Физкультура и туризм, М.: 1934. С. 356.

[17] Сборник материалов по учебным дисциплинам 1932/1933 уч. г. Огиз — Физкультура и туризм, М.: 1934. С. 354-355.

[18] Сборник материалов по учебным дисциплинам 1932/1933 уч. г. Огиз — Физкультура и туризм, М.: 1934. С. 359-360.

[19] Сборник материалов по учебным дисциплинам 1932/1933 уч. г. Огиз — Физкультура и туризм, М.: 1934. С. 356-357.

[20] Хронология становления самбо в СССР, составил по архивным материалам Ларионов Андрей Михайлович, 1984. С. 4. Рукопись из фондов Историко — спортивного музея.

[21] Самбо (зарождение). Письмо в редакцию//Спортивная жизнь России, 1987.

[22] Хронология становления самбо в СССР, составил по архивным материалам Ларионов Андрей Михайлович, 1984. Рукопись из фондов Историко — спортивного музея.

[23] Самбо (зарождение). Письмо в редакцию//Спортивная жизнь России, 1987.

[24] А. А. Харлампиев. Система САМБО (сборник документов и материалов, 1933 — 1944) — М.: Журавлев, 2003. С 84.

[25] Петров Что такое дзюу –до// «Физкультура и социалистической строительство», 1932, № 5. С. 36

[26] Горбылев А. М. Самбо в комплексе ГТО II ступени 1932 года// XVI научно — практическая конференция «Интеграция науки и практики в единоборствах», посвященная памяти змс, зт СССР, профессора Е. М. Чумакова. С. 13.

[27] Хронология становления самбо в СССР, составил по архивным материалам Ларионов Андрей Михайлович, 1984. Дополнения к хронологии становления САМБО. Рукопись, из фондов Историко — спортивного музея.

[28] Горбылев А. М. Становление самбо: фактор ГЦОЛИФК. К 100-летию ГЦОЛИФК и 80-летию самбо. М., 2018.// XVI I научно — практическая конференция «Интеграция науки и практики в единоборствах», посвященная памяти змс, зт СССР, профессора Е. М. Чумакова. С. 18.

 


Новости и события:


Екатерина Краморова студентка РУС «ГЦОЛИФК» покорила вершину первенства России по скалолазанию



Студент РУС «ГЦОЛИФК» Давит Хачатрян стал мастером спорта, завоевав золото на Всероссийских соревнованиях по рукопашному бою



Скорбим. Ушла из жизни ведущий специалист по кадрам управления кадров и делопроизводства Татьяна Александровна Чижова